Дональд Трамп в сущности является «агентом» Москвы — по крайней мере, его действия неизменно оказываются выгодными для Владимира Путина, пишет New York Magazine. По мысли обозревателя издания, «первый год Владимира Путина в Белом доме» вышел для него необыкновенно удачным, и это «почти не шутка».
«Как нам оценивать первый год Владимира Путина в Белом доме? Как он справлялся со своей работой до сих пор?» — пишет обозреватель New York Magazine Эндрю Салливан. Как поясняет журналист, такая постановка вопроса — едва ли шутка, ведь экс-директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер на этой неделе в интервью каналу CNN почти прямым текстом заявил, что американский президент Дональд Трамп является «агентом» Путина, хоть и подчеркнул впоследствии, что выражается «не буквально, а фигурально». «Так давайте же зададим фигуральный вопрос: насколько удачными показали себя фигуральные вложения Кремля за минувший год?» — иронизирует Салливан. И сам же даёт ответ: эти шаги дали «чертовски впечатляющий» результат.
По мысли журналиста, ключевая задача Путина, «как и вообще любого деспота» — обеспечить «легитимность его псевдодемократического авторитарного режима», а это значит, что ему необходимо «дискредитировать особенности либерально-демократических систем Запада во всём их многообразии». И в этом смысле российский лидер «наверняка сам не может поверить, насколько ему повезло», убеждён Салливан. В частности, за свой первый год в президентском кресле Трамп успел «выказать презрение в адрес свободной прессы, назвав подавляющее большинство западных изданий фейковыми», чем несказанно обрадовал «диктаторов по всему миру», а также преуменьшить значение «заказанных Путиным убийств авторитетных журналистов», заявив, что у Америки нет морального авторитета, чтобы его за это критиковать, перечисляет обозреватель New York Magazine.
Кроме того, Трамп на протяжении года относился к судебной ветви власти либо как к «инструменту поддержания верности», либо как к «вредителям», возмущается журналист. В довершение американский президент «передрал» у Путина стиль правления — «власть культового героя нации, поддерживаемого религиозными реакционерами», — а также взял на вооружение «другой ключевой аспект путинизма: разграбление казны олигархами», внеся поправки в налоговое законодательство, полагает Салливан.
На международном уровне у Путина вышел «ещё более удачный год», продолжает автор. Одна из главных целей российского лидера — «распад Европейского союза и дезинтеграция самого понятия «Запад»; и Вашингтон сделал к ней такие огромные шаги, каких до сих пор никто не видывал: Трамп поддержал брексит и регулярно критиковал канцлера Германии Ангелу Меркель, которая теперь едва держится за власть; выступил с программной речью о внешней политике в Польше — государстве, где правящая «авторитарная партия» активно уничтожает независимость судов; и стал единственным президентом за всю историю США, проявившим неоднозначное отношение к статье 5 устава НАТО, обеспечивающей принцип совместной обороны членов альянса, пишет Салливан.
По мнению журналиста, Америка при нынешнем президенте, выйдя из Парижского соглашения о климате, поставив под угрозу ядерную сделку с Ираном и поддержав «управляющих Израилем радикальных националистов» по вопросу статуса Иерусалима, отдалилась от своих европейских союзников. Россия же, напротив, стала на Ближнем Востоке «как никогда сильной», тогда как реализованная Путиным «аннексия Крыма и отдельных районов Восточной Украины» остаётся в силе, а Белый дом предпочитает об этом молчать, констатирует автор.
Единственное, что осталось желать Путину в таких условиях, — это чтобы его «кошмарная атака на прошлые выборы» осталась без ответа; и именно так и случилось, полагает Салливан. Как подчёркивает журналист, Трамп «даже пальцем о палец не ударил», чтобы защитить от внешних посягательств американскую выборную систему.
«Ни один президент США за всю историю страны не дал России так много за столь короткий срок, — подытоживает автор. — Принимай наши поздравления, Владимир — ты достиг того, чего так и не сумел достичь ни один советский диктатор: твой агент в Белом доме — фигурально выражаясь или нет — отдал больше, чем все британские и американские предатели за всю холодную войну».