Планы США создать так называемые «силы безопасности границы» в Сирии на базе вооруженной оппозиционной группировки, костяк которой составляют курдские формирования, означает, что в Вашингтоне стремятся закрепить за собой инструмент влияния на сирийском пространстве, отдавая себе отчет, что сирийские курды могут вести свою игру с официальным Дамаском, считает российский политолог, эксперт по ближневосточным конфликтам Григорий Лукьянов.
«Это, скорее, один из закономерных шагов американцев в развитии той системы, которая была создана на севере Сирии, на территориях, контролируемых курдскими и союзными им арабскими формированиями», — заявил Г.Лукьянов в воскресенье «Интерфаксу».
По оценке эксперта, озвученное США намерение дает основание считать, что Вашингтон планирует задействовать этот ресурс не столько для противопоставления его «всем переговорным инициативам по сирийскому урегулированию, сколько для постепенной интеграции своих партнеров в эти инициативы, не потеряв организационный и материальный задел, который был создан в предшествующий год в борьбе с ИГИЛ (»Исламское государство" — террористическая организация, запрещенная в России)".
В США достаточно прагматичны, чтобы отдавать себе отчет в том, что данная инициатива вовсе не гарантирует им абсолютную лояльность американской позиции в отношении режима Башара Асада со стороны сирийских курдов, которые способны вести свою игру с официальным Дамаском, отмечает конфликтолог.
«Для такой структуры, как Сирийские демократические силы (СДС) теперь актуальной задачей становится демонстрация своего нового места во внутрисирийском раскладе, как силы, не направленной на раскол Сирии. С другой стороны эта структура хочет показать свою полезность в выполнении задач внутри самой Сирии. Очевидно, что СДС, как структура, не желает своего роспуска, а также стать предметом торга между официальным Дамаском и оппозицией в процессе поиска политического консенсуса», — сказал собеседник агентства.
В Вашингтоне рассчитывают, что подобные шаги помогут поддержать американские интересы на сирийской территории, в том числе, за счет курдских формирований, отмечает эксперт. «Для этого они и предложили форму существования СДС в новых условиях, в частности, для охраны границы и обеспечения безопасности на приграничных территориях. Успешная реализация подобного рода начинания позволит, как рассчитывают американцы, сохранить дружественные им формирования на территории Сирии, и в дальнейшем пытаться эффективно их использовать как во время переговорного процесса, так и в процессе реконструкции государственного устройства Сирии в „постигиловский“ период», — сказал Г.Лукьянов.
В свою очередь, по оценке эксперта, у сирийских курдов и их младших арабских партнеров по СДС, есть резон поддержать американский план, прежде всего, для закрепления своего фактического статуса силы, контролирующей территории на севере Сирии.
«Очевидно, что сирийские курды используют любую возможность, которая им подворачивается, чтобы укрепить свои позиции.
Учет их интересов, в том числе, и со стороны официального Дамаска, находится в прямой зависимости от способности курдов сохранить контроль над военными ресурсами и территориями. Пока у них есть оружие, и формирования, благодаря которому достигнут их нынешний статус, у курдов остается уверенность в том, что все это не будет „откатано“ назад», — отмечает конфликтолог.
При этом, по его мнению, озвученный американский сценарий не стоит рассматривать, как инструмент дальнейшего раскола Сирии. «В интересах американцах, чтобы „статус кво“ сирийских курдов, был, как минимум, закреплен. Этот военный ресурс они создавали для формирования альтернативного центра силы в Сирии, в целях сдерживания Дамаска», — сказал Г.Лукьянов.
В свою очередь, эксперт отметил, что американцы не могут не просчитывать вариант, при котором сирийские курды достигают компромисса с Дамаском. «Некий компромисс с официальным Дамаском возможен, но прийти к нему сложно из-за распространенных „антикурдских“ настроений у части сирийского руководства, которые подогреваются Тегераном», — сказал эксперт.
Озабоченность в связи с данной инициативой со стороны такого союзника США, как Турции, вполне закономерна, отмечает эксперт. «Безусловно, Анкара выступает против любого признания особого статуса сирийских курдов, и поэтому крайне скептически относится к попыткам легализовать эти формирования. Не удивительно, что и в данном случае, турки выступают против», — сказал Г.Лукьянов.
Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что при оценке решения международной коалиции во главе с США создать в Сирии силы безопасности границы (СБГ), следует ответить на вопрос: для чего они формируются?
«Возникнет вопрос: с какой целью создаются новые силы коалиции? Не говоря о том, что продолжение пребывания западных военных сил на территории Сирии нарушает ее суверенитет, такая линия может доказывать, что реальная цель США — это смена режима (Башара Асада в Сирии — ИФ) любой ценой, а не продолжение борьбы с международным терроризмом», — сказал Л.Слуцкий «Интерфаксу» в воскресенье.
По его словам, действия международной коалиции во главе по созданию СБГ вряд ли можно расценивать как направленные на реальное урегулирование ситуации в Сирии.
«Легитимные сирийские власти не приглашали ни США, ни их союзников на свою территорию»: — подчеркнул политик. Он обратил внимание на то, что борьбу с терроризмом по просьбе руководства Сирии помогали вести российские ВКС, которым вместе с проправительственными войсками удалось победить террористические группировки.