источник: strategic-culture.org
США планируют сохранять свое военное присутствие в Сирии и после скорого разгрома террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Об этом заявил в среду госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
«Но давайте скажем ясно: США будут сохранять военное присутствие в Сирии, сконцентрированное на том, чтобы гарантировать, что ИГ не сможет возникнуть вновь. Наша военная миссия будет зависеть от [ряда] условий. Мы не можем допустить тех же ошибок, которые были сделаны в 2011 году, когда преждевременный уход из Ирака позволил „Аль-Каиде“ выжить и в конце концов превратиться в ИГ», — сказал шеф американской дипломатии.
«Тот вакуум позволил ИГ и другим террористическим организациям разрушить страну и обеспечил ИГ безопасное пристанище, позволившее планировать вылазки против американцев и наших союзников. Мы не можем допустить, чтобы история повторилась в Сирии», — продолжил Тиллерсон .
Из его высказываний фактически следовало, что американские войска будут находиться в Сирии и после ожидающегося вскоре уничтожения «халифата», который был провозглашен ИГ в захваченных ею районах Сирии и Ирака со «столицей» в Ракке. В связи с этим Тиллерсон призвал сограждан с пониманием отнестись к перспективе продолжения участия США в военной кампании в Сирии в течение еще какого-то продолжительного времени.
Кроме того, госсекретарь США отметил, что группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в значительной степени, но не полностью разгромлена в Сирии.
«ИГ в значительной степени, но не полностью побеждена», — сказал он.
«Режим [президента Башара] Асада контролирует примерно половину территории и населения Сирии», — сказал глава внешнеполитического ведомства США.
Порядка 715 тыс. сирийцев вернулись за 2017 год в свои дома, в том числе 15 тыс. граждан Сирии, бежавших за рубеж, подчеркнул госсекретарь США
«В общей сложности около 715 тыс. сирийцев, включая 50 тысяч сирийцев из-за рубежа, вернулись в свои дома в 2017 году», — сказал он.
Также Тиллерсон подчеркнул, что уход США из Сирии даст возможность Ирану укрепить свои позиции в этой стране.
«Уход США из Сирии позволит Ирану продолжить укреплять свои позиции в Сирии», — считает он.
Соединенным Штатам нужно, чтобы Россия продолжала работать с Иорданией и США для того, чтобы прекращение огня в зоне деэскалации на юго-западе Сирии продолжало соблюдаться, заявил Тиллерсон.
«В прошлом июле США работала с Россией и Иорданией для установления зоны деэскалации на юго-западе Сирии. Ее создание позволило добиться прекращения огня. <...> Нам нужно, чтобы Россия продолжала работать с США и Иорданией для функционирования этой зоны», — сказал он.
Расширение зон деэскалации
Расширение зон деэскалации в Сирии, которые дают возможность оказывать гуманитарную помощь сирийцам и позволяют им возвращаться в свои дома, может пойти на пользу дальнейшему восстановлению страны, такую точку зрения озвучил Тиллерсон.
«Эти уже заметно позитивные тенденции могут иметь еще более значительный эффект в результате активизации усилий по деэскалации не только на юго-западе, но и в других местах», — сказал шеф американской дипломатии, имея в виду зоны деэскалации.
В Дананге 11 ноября 2017 г. в кулуарах саммита АТЭС российский президент Владимир Путин и американский лидер Дональд Трамп в совместном заявлении подтвердили важность существования зон деэскалации в Сирии в качестве временной меры по снижению насилия и созданию условий для урегулирования в этой стране. В документе отмечается, что главы государств обсудили ход реализации решения о создании юго-западной зоны деэскалации в Сирии, которое было достигнуто во время предыдущей их встречи 7 июля в Гамбурге.
О создании зоны деэскалации на юге Сирии 7 июля 2017 г. сообщил по итогам встречи Путина и Трампа глава МИД РФ Сергей Лавров. Режим прекращения огня на ее территории начал действовать с 12:00 по дамасскому времени 9 июля. 23 августа прошлого года в Аммане начал работу совместный мониторинговый центр, в задачи которого входит контроль соблюдения режима прекращения боевых действий, обеспечение беспрепятственного гуманитарного доступа и оказание медицинской помощи населению в южной зоне деэскалации.
ИГ — одной ногой в могиле
«ИГ в настоящее время одной ногой стоит в могиле. И она скоро будет стоять обеими за счет сохранения американского военного присутствия в Сирии до полного и законченного разгрома ИГ. Мы понимаем, что некоторые американцы скептически относятся к продолжению вовлеченности в [дела] Сирии и ставят под сомнение преимущества сохранения присутствия в столь проблемной стране», — подчеркнул Тиллерсон.
Однако, убежден он, США важно продолжать эту военную операцию «по ряду причин». «Неуправляемые пространства, особенно в зонах конфликтов, являются плодоносной почвой для ИГ и других террористических организаций. Битва против ИГ не завершена. Есть… боевики ИГ, которые уже начинают вести повстанческую войну, мы с союзниками будем охотиться за ними», — сказал Тиллерсон.
«Мы также должны продолжать свое дело в Сирии, чтобы уничтожить „Аль-Каиду“, которая все еще сохраняет существенное присутствие и операционную базу в северо-западной Сирии», — продолжал госсекретарь США. По его словам, «Аль-Каида» стремится, как и в годы, предшествовавшие терактам 11 сентября, заполучить себе «прибежище, чтобы планировать и осуществлять атаки на Запад».
«Аль-Каида» остается «серьезной угрозой» и пытается воссоздать себя «новыми, мощными способами», предупредил Тиллерсон.