Снижение экспорта Польшей российского газа идет не потому, что страна стала меньше закупать российского “голубого топлива”, а потому, что она фактически пошла по пути Украины, которая де-факто не экспортирует российский газ, но покупает в итоге все тот же газпромовский газ, но по реверсным схемам. Об этом заявил торговый представитель России в Польше Владимир Нефедов.
По его словам, действительно объем закупок российского природного газа немного Польшей сокращается, но преимущественно за счет реверса российского же «голубого топлива» из Германии.
В прошлом году физический объем экспорта российского газа в Польшу немного снизился, но это произошло, уточнил Нефедов, как «за счет реверсных поставок российского же газа из Германии», так и из-за поставок более дорогого сжиженного природного газа (СПГ) из Катара, Норвегии и США.
Как отметил российский торгпред в Польше, в 2017 году “Газпром” экспортировал в Польшу до 10 млрд кубометров, однако, по его словам, оснований опасаться, что Польша очень скоро сможет отказаться от российского топлива, нет, поскольку польским властям, чтобы обеспечить «энергетическую независимость» от России, придется очень сильно постараться и пройти довольно длительный путь, который также принесет и финансовые потери.
«Сначала им (польской стороне — ред.) нужно построить – с третьей попытки – газопровод Baltic Pipe для доставки газа с норвежского шельфа (добыча на котором, кстати, снижается – ред.), увеличить мощности газопорта в Свиноуйсьце (принимает СПГ — ред.), а затем и посчитать, насколько дешевле будет покупать трубопроводный газ из России», – сказа Нефедов.
Между тем объемы поставок российского угля в Польшу в 2017 году вырос до 6,7 млн тонн, а в самой стране, которая располагает довольно большими добыточными мощностями этого вида энергетического сырья, добыча составляет 66 млн тонн.
Но Польша вынуждена приобретать российский уголь, поскольку ее собственные залежи, особенно качественного угля, постепенно истощаются, а себестоимость производства растет. К тому же, с каждым годом все жестче и жестче становятся европейские экологические требования, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность российского угля — и он, ко всему прочему, оказывается дешевле.
Но Польша уже заявляет, что намерена ужесточить и импорт российского угля. Правда, польские власти, которые сегодня везде и во всем видят «руку Кремля», пытаются ввести и жесткие экономические требования к российским предприятиям: так, повышаются требования по сортировке угля, муссируются идеи о введении экологического налога для поставщиков из России, а местные энергокомпании с госучастием обязали приобретать исключительно польский уголь.
Ранее польский лидер Анджей Дуда на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что Польша хочет покупать российский газ на таких же условиях, что и Германия, правда, забыл упомянуть, почему польские власти всячески препятствуют любому российскому проекту в сфере энергетики. Яркий тому пример — ситуация с «Северным потоком-2». Польша выступает, пожалуй, самый активным его противником в Европе.