Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с возможными провокациями в информационном пространстве, связанными с обвинениями в адрес России во вмешательстве в подготовку и проведение зимних Олимпийских игр в Республике Корея
Развязанная против России информационная война продолжает набирать обороты. Мир стал свидетелем ее нескольких раундов. Складывается впечатление, что за это время у ряда государств уже вошло в привычку приписывать любые свои внутриполитические проблемы мнимому кибервмешательству России.
Однако сейчас в этой информационной войне обозначился новый этап. На этот раз необоснованным нападкам против нас хотят придать еще более масштабный характер: Россию планируют обвинить в нападении на идеалы олимпийского движения.
Нам известно, что в западных СМИ планируется вброс псевдорасследований на тему «русского следа» в хакерских атаках на информационные ресурсы, связанные с проведением зимних Олимпийских Игр в Республике Корея. Никаких доказательств, естественно, миру, как и прежде, представлено не будет. К этой антироссийской кампании могут быть привлечены не только ангажированные СМИ («Вашингтон пост», «БаззФид» и др.), но и давно имеющие тесные связи с ЦРУ и АНБ IT-компании («Трэтконнект», «ТрендМикро», «Есет» и др.).
Подозреваем, что таким образом готовится очередная провокация. Видим в ней знакомый сценарий: по той же схеме Россию обвиняли в «срежиссированной» атаке на своих же миротворцев в Южной Осетии в день открытия Олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Последующее расследование показало, что напала Грузия. Очевидно, за эти годы ничего нового не изобретено. Определенные силы вновь пытаются использовать алгоритм «российской угрозы» олимпийскому движению.
Любые обвинения в адрес России в подрыве международной информационной безопасности (МИБ) выглядят вдвойне абсурдно, учитывая что именно наша страна уже более двадцати лет выступает на международной арене с целым рядом конкретных, конструктивных предложений, которые реально укрепили бы МИБ, помогли бы миру справиться с угрозами в цифровой сфере.
Во-первых, это инициатива о выработке глобальных «правил игры» в ней – принципов ответственного поведения государств, которые регулировали бы вопросы о том, что допустимо делать в информационном пространстве, а что нет.
Во-вторых, идея принятия универсального международно-правового документа, который помог бы искоренить проблему киберпреступности. Речь идет о российском проекте конвенции ООН по противодействию информационной преступности, который призван дать государствам конкретные правовые инструменты для борьбы с этой угрозой. Парадоксально, но это предложение отказываются поддержать именно наши западные партнеры, которые не только сами несут огромные потери от киберпреступности, но и обвиняют в этом Россию.
Несмотря на все русофобские заходы, мы неизменно заявляли о готовности сотрудничать в области МИБ в прагматичном ключе с любым заинтересованным государством. Российская Федерация готова помочь в расследовании кибернападений на любую пострадавшую страну – будь то преступления или любые другие инциденты, при условии, что речь идет о реальном сотрудничестве, а не о профанации.
Российские подходы в сфере МИБ сегодня разделяет подавляющее большинство государств. Но в мире есть и те, кто придерживается иных позиций. Наши оппоненты, видимо, чувствуют себя комфортнее в отсутствие какого-либо международного регулирования в цифровой сфере, когда у них сохраняется полная свобода действий.
Примечательно, что нагнетают мнимую «российскую угрозу» именно те государства, которые наращивают собственный военный киберпотенциал, ведут незаконную слежку и нарушают права человека.
При этом они забывают о том, что антироссийская информационная волна может ударить по своим создателям, спровоцировав активизацию под ее прикрытием международных террористических и преступных группировок.
У России с Республикой Корея сложилось очень тесное и конструктивное сотрудничество в сфере обеспечения информационной безопасности. Регулярно проводятся межведомственные консультации экспертов по этой теме. Их очередной раунд предстоит этой весной. Российская Федерация и Республика Корея активно сотрудничают и в ООН, в том числе в выработке правил поведения государств в информационном пространстве.
Со своей стороны, готовы это взаимодействие наращивать. Для нас принципиально важно сохранить суть и дух добрососедских отношений с Республикой Корея, в том числе в сфере поддержания взаимной информационной безопасности.