Посылки присыпало не только снегом

отметили
6
человек
в архиве

Информационная блокада относительно ситуации с грузоперевозками в «Шереметьево» наконец-то прорвана — ряд крупных изданий во главе с «Коммерсантом» опубликовал материалы относительно эмбарго «Аэрофлота» и проблем у «Москва Карго», о которых я пишу уже не первый месяц.

Вместе с тем необходимо отметить, что выводы в этих публикациях сделаны весьма поверхностно, что можно понять — неспециализированные издания не тратят время на глубокое изучение проблемы, им важно обозначить произошедший факт. Но разбираться в произошедшем, выискивать истинные причины и прорабатывать методы решения возникших проблем — прямая обязанность экспертного сообщества. Любая ошибка должна быть проанализирована и исключена в дальнейшем, иначе вместо развития будет вечное топтание на месте.

Прежде всего бросаются в глаза утешительные выводы, которые, к сожалению, так свойственны нашей журналистике. Успокаивающие слова о том, что грузообработка в аэропорту пришла в норму, мягко говоря, вводят в заблуждение. Все что сделано — за время эмбарго, пока «Аэрофлот» терял деньги а бизнес не мог доставить срочные отправки, массовый завал несколько разгребли. Это, конечно, не может не радовать, но сломанная рука не лечится обезболивающим — причины завала не устранены, а значит риск повторного коллапса крайне высок.

У простого обывателя по прочтении новостей может возникнуть ощущение, что во всем виноват исключительно снегопад. Так ли это?

Заметьте, нет никаких новостей о проблемах у грузовых операторов аэропортов «Внуково» и «Домодедово». Да и в самом Шереметьево без коллапсов и завалов работает терминал «Шереметьево-Карго», у которого без проблем обслуживается около сорока авиакомпаний — на том же перроне, в тех же погодных условиях…

Если посмотреть на хронологию проблем, то первые тревожные звоночки о грузовом коллапсе прозвучали в начале октября 2017 года, когда появились фотографии с перрона аэропорта. Обратите внимание — ни снега, ни сугробов, а груз уже стоит на перроне международного аэропорта, там, где он храниться не должен по определению. В чем тогда причина? Магнитные бури? Неблагоприятное расположение звезд? Вспышки на Солнце?

Проблемы с грузообработкой, непрерывно продолжающиеся с октября 2017 года, особенно ярко «вспыхивали» дважды (в конце 2017 года и сейчас) — и оба раза «Аэрофлот» был вынужден объявлять эмбарго. Теперь можно уверенно говорить, что этот метод помогает приблизительно на месяц. Ждем еще одно эмбарго в марте?

Как уже неоднократно отмечалось, новый грузовой терминал работать в российских условиях не может — он просто к ним не приспособлен. Об этом вскользь упоминает тот же «Коммерсант» — «в связи с ростом грузопотока произошел технический сбой в автоматической системе хранения и комплектации грузов…». Ну, предположим, сказки про «рост грузопотока» всерьез обсуждать просто стыдно — новый терминал как раз и строили для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в условиях роста грузопотока даже не на ближайшие годы — на десятилетия. В прессе вообще муссировали фантастические цифры в миллион тонн обработанного груза в год — надо было как-то обосновать вложение крупных денег в грузовой терминал, и возврат этих денег частному собственникупутем отчуждения принадлежащих государству акций. Ну вот, как мы видим — обосновали.

Если абстрагироваться от погоды (которая очень удачно пришлась ко двору, ворвавшись в топ новостей) и «роста грузопотока», получаем прямое признание — не работает система автоматизации. Та самая, за которую терминал так хвалили на стадии проектирования.

На самом деле такой провал неудивителен. Судите сами — когда в грузовом бизнесе Шереметьево появились новые собственники — Александр Пономаренко, Аркадий Ротенберг и Александр Скоробогатько — купленная ими грузовая компания сразу же выиграла эксклюзивное правона обслуживание «Аэрофлота», которое сохраняется и по сей день, отняв его у терминала «Шереметьево-Карго», который коллапсов не создавал и грузы на перроне не бросал. Теперь никто другой в Шереметьево не имеет права приближаться к «Аэрофлотовским» грузам. Сначала это привело к завалу 2015 года, потом к 2017, теперь — к 2018… Но ничего не меняется, авиакомпания продолжает упорно держаться за принадлежащего олигархам подрядчика.

Монополия никогда не доводит до добра — ярчайшее подтверждение мы видим своими глазами.

Сначала я думал, что проблема в отсутствии опыта у частных собственников аэропорта. У партнеров прекрасно получается строить торговые центры, но авиационный грузовой терминал — это значительно более сложная работа. Курировать такую работу самостоятельно человеку без опыта невозможно — необходимо довериться специалистам. Ну или тем, кто называет себя специалистами. Профессионал скажет, что нужно много денег и времени, а рвущийся к деньгам профан пообещает золотые горы и сказочную жизнь. И попробуй без специальных знаний и специфического опыта распознать, кто действительно разбирается в отрасли, а кто построит и будет эксплуатировать красивый, но неработающий терминал.

Но потом я пришел к другому выводу. А что страшного произошло с точки зрения собственников? «Аэрофлот» устал унижаться и хлопнул дверью, забрав грузы? На складе дежурит прокуратура? По всем телеканалам показывают заваленный грузами перрон? Росимущество требует вернуть часть акций, так как построенная по акционерному соглашению инфраструктура оказалась неэффективной?

Нет же — все молчат, а если и обозначают проблему, то очень аккуратно, уважительно. Видите ли, задержки, но они незначительные, да и снегопад, сами понимаете… Вы уж извините, что беспокоим, всего Вам доброго…

Мне очень нравится маленькая деталь в статье «Коммерсанта» — представитель транспортной компании ожидает, что ситуация вот-вот исправится, но сам по возможности переправляет грузопоток в другие аэропорты. Это очень показательно характеризует рынок авиационных грузовых перевозок и его неписаные правила не выносить сор из избы. Сегодня ты заявишь прессе о реальном масштабе проблем, а завтра улыбающийся представитель монополиста с сожалением сообщит тебе, что именно для тебя тариф на грузоперевозки по досадной случайности вырос, а все оговоренные ранее скидки больше действовать не будут. Журналисты приходят и уходят, а нам здесь работать — лучше не ссориться, сказать что все уже нормально. Логика «терпил», увы, очень глубоко сидит в нашей авиа-грузовой среде.

Добавил Dreamscometrue Dreamscometrue 14 Февраля 2018
проблема (6)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать