[«Вот тебе нагайка! Бей, сколько душа пожелает!»] Холоп у пана не требует. Чем может Киев ответить на антибандеровские действия Варшавы?
Киев устами директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича требует от польских властей восстановить украинские памятники, которые были разрушены в этой стране.
Вообще-то, Украина требует невозможного. Вернее, прежде чем что-то требовать от других, ей стоило бы провести у себя аналогичную работу. И тут дело не только в памятниках. Если у г-на Вятровича короткая память, то я напомню: в начале прошлого года вандалами был разрушен памятник полякам — жителям села Гута Пеняцкая, убитым боевиками дивизии СС «Галичина». Тогда же на территории национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы» неизвестные нарисовали на польском мемориале краской символику «Галичины».
Этот далеко не единичные примеры, их много. Можно ещё вспомнить, как в июне прошлого года украинские власти отменили проведение поиска и эксгумацию поляков, захороненных на территории страны. Сообщалось, что это было сделано в ответ на снос в апреле польскими активистами памятника УПА* в окрестностях Перемышля якобы с разрешения местных властей.
На самом деле тут, конечно, обе стороны хороши. Война памятников шла давно, но именно после победы госпереворота на Украине (кстати, горячо поддержанного Варшавой), когда ультраправые активисты получили карт-бланш практически на любые действия, а пресловутая «бандеровская идеология» стала едва ли не официальной, это противостояние наиболее обострилось.
Обострилась не только война памятников, но и (в более глобальном смысле) война исторической памяти. На Украине стали не только сквозь пальцы смотреть на бесчинства ультраправых — в том числе по отношению к полякам, — но и бездумно насаждать культ национализма, культ УПА и Бандеры, который никак не может существовать вне антипольского контекста. Это не могло не вызвать реакции Варшавы. И реакции закономерной.
Впрочем, не молниеносной. Варшава несколько лет посылала Киеву прозрачные и не очень намёки, что, мол, она готова всегда поддерживать Украину в противостоянии с Россией, быть её «адвокатом» на Западе, но с культивированием «бандеровской идеологии» неплохо бы тормознуться.
В Киеве не слышали. Вернее, просто не могли ничего сделать для приструнивания своего национализма, ведь постмайданные власти исключительно этой идеологией своё существование и оправдывали. И тогда Польша вынуждена была перейти к конкретным действиям.
Сначала признали Волынскую резню геноцидом поляков, осуществлённым украинскими националистами. Потом приняли закон, запрещающий «бандеровскую идеологию». Теперь вот придумали новую фишку — тестировать въезжающих в Польшу украинцев на знание «исторической правды».
Естественно, в Киеве на это реагировали нервно. Некоторые отчаянные радикально настроенные депутаты даже предлагали ответку — признать геноцид украинцев поляками. Но на деле всё ограничилось лишь осуждениями и призывами к «объективности и диалогу».
А почему? А потому, что больше ответить нечем. Это ведь в Польше работает около миллиона украинцев, а не наоборот. При этом украинцы соглашаются на совершенно рабские условия труда и зарплату, которой брезгуют поляки. Всё потому, что Украина не может дать им работу и обеспечить приемлемый уровень жизни на родине. А, между прочим, украинцы, по оценкам местных экономистов, в прошлом году перечислили в страну почти 9 млрд долларов, в то время как МФВ дал всего 1 млрд, и то кредитом. Так что единственное, что может сделать Киев в ответ, — это засунуть язык в одно место.
Конечно, наиболее «упоротые» бандеровцы в Польшу просто не поедут — их туда не пустят, они там на карандаше целым списком во главе с самим Вятровичем. А те, кому повезло больше, если надо, будут на границе топтать украинский флаг и требовать «гиляки» для всех бандеровцев, лишь бы их пустили. И дальше терпеть плевки и издевательства.
Увы, для Украины это цена за то, что государство-импотент не способно дать своим гражданам. Так что пусть скачут дальше, только осторожнее, а то ведь можно попасть в полную международную изоляцию. Россия, Польша, Венгрия — кто там на очереди в списках злейших врагов молодой «европейской демократии»?
И да, с требованиями тоже лучше поосторожнее. Украина не в том положении, чтобы что-то требовать. Холоп может пана разве что просить. Да и то без всякой надежды на удовлетворение просьбы.
* Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.