Многие наблюдатели обратили внимание на то, что специальный представитель США по ядерной проблеме Корейского полуострова Дж.Юн подал в отставку - Лавров
источник: mid.ru
Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ «на полях» 37-й сессии СПЧ ООН и Конференции по разоружению, Женева, 28 февраля 2018 года
Вопрос: В выходные дни были введены очередные санкции против Северной Кореи со стороны Соединённых Штатов Америки. Какова вероятность военного сценария на данный момент со стороны США? Какой будет реакция России в этом случае?
С.В.Лавров: Насчёт вероятности военного сценария надо спрашивать не у меня, а у руководства Соединённых Штатов. Президент США Д.Трамп неоднократно говорил, что пойдёт на все необходимые меры, включая военный вариант, для того, чтобы решить эту проблему. Оценки такого варианта уже давались многократно в самих Соединённых Штатах, в Российской Федерации, в других столицах. Они означают, что это было бы гуманитарной катастрофой, которая унесла бы жизни сотен тысяч, если не миллионов, мирных граждан. Все эти военные выкладки хорошо известны.
Мы очень надеялись, что тот позитивный момент движения, который был задан в ходе Олимпиады и который, надеемся, продолжится во время Паралимпийских игр 2018 г. в Пхёнчхане, будет использован для создания условий, позволяющих перейти к переговорам. В период Олимпиады высокопоставленная северокорейская делегация была в Пхёнчхане, состоялись переговоры на уровне Президента Республики Корея, была заинтересованность северокорейской делегации в контакте с вице-президентом США М.Пенсом (эта возможность, к сожалению, не была использована).
Мы очень надеялись, что период затишья, когда на фоне этих контактов не проводилось никаких испытаний, запусков ракет в КНДР и одновременно никаких учений Соединёнными Штатами и Республикой Корея, будет использован для того, чтобы создать де-факто позитивный момент движения. К сожалению, пока этого не произошло. Многие наблюдатели обратили внимание на то, что специальный представитель США по ядерной проблеме Корейского полуострова Дж.Юн подал в отставку. Не все верят, что эта отставка обусловлена исключительно семейными проблемами, как это было объявлено. Пока даже неизвестно, кто его заменит. Это не настраивает на оптимистический лад. Но мы, тем не менее, продолжаем обсуждать пути нормализации обстановки, создания условий для переговоров со всеми участниками так называемого шестистороннего процесса. Сегодня я подробно говорил на эту тему с моей коллегой Министром иностранных дел Республики Корея Кан Гён Хва. Будем продолжать контакты.
Вопрос: Будет ли продолжение гуманитарной паузы в районе Восточной Гуты увязано с действиями группировок? Например, вчера «Свободная сирийская армия» уже обратилась в СБ ООН с запросом о выходе боевиков «Джабхат ан-Нусры» и членов их семей. Как будет реагировать Москва?
С.В.Лавров: Мы готовы на самые разные развязки. Мы применяли метод добровольного вывода боевиков с семьями, когда решалась проблема освобождения Восточного Алеппо. Будем готовы обсуждать любые варианты, которые позволят нейтрализовать террористов, прекратить их деятельность. Если их куда-то можно будет вывести, мы лично возражать не будем, но это всё надо обсуждать. Будем готовы обсуждать любые варианты, которые, прежде всего, позволят спасти человеческие жизни. Резолюция принята. В ней террористы однозначно выведены из-под действия режима прекращения боевых действий, который должен быть установлен. Если наши ооновские коллеги и те, кто влияет на «Джабхат ан-Нусру», договорятся о возможности этого выхода, думаю, мы не будем возражать.
Вопрос: Обсуждали ли Вы на встрече с коллегой из Южной Кореи варианты сближения Южной и Северной Корей? Какую роль могла бы сыграть Россия в этом вероятном сближении?
С.В.Лавров: Вопрос объединения Кореи стоит на повестке дня в качестве принципиальной задачи, ориентира, к которому движутся обе страны. В каждой из них есть специальное министерство, структура, которая занимается вопросами объединения. Мы поддерживаем чаяния корейского народа на восстановление своего единства. Помогать этому мы готовы, но решающее слово принадлежит Сеулу и Пхеньяну. Если в своих контактах, которые сейчас, во время Олимпийских и Паралимпийских игр 2018 г., резко активизировались, они сочтут необходимым наше содействие, я гарантирую, мы окажем любую помощь, которая будет полезна для наших соседей.
Вопрос (перевод с английского): Что Вы знаете о возможных поставках северокорейских компонентов оружия в Сирию?
С.В.Лавров (перевод с английского): Я не слышал об этом. Если есть такие факты, они должны быть представлены. Иначе я не могу предметно прокомментировать что-то, что никогда не было подкреплено фактами.
Вопрос (перевод с английского): Вы уверены, что война в Сирии будет закончена в этом году? Какие сценарии рассматриваются с учётом ухудшения ситуации в этой стране?
С.В.Лавров (перевод с английского): Не думаю, что ситуация ухудшается. Ухудшается она для террористов «Джабхат ан-Нусры», которых вольно или невольно постоянно щадила руководимая США коалиция. Мы много раз поднимали этот вопрос перед Вашингтоном и не получали заслуживающего доверия ответа. Однако абсолютно ясно, что любые проявления терроризма в Сирии должны быть полностью уничтожены. То же самое говорят США и другие наши коллеги, присутствующие в Сирии как по приглашению, так и без него.
Одновременно мы, конечно, убеждены, что есть условия для возобновления политического процесса. Сегодня я встретился со спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистурой, мы обсудили ход выполнения решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. С.де Мистура подтвердил важность этой платформы для укрепления основ, на которых он сможет перезапустить переговоры и начать реальную работу по конституции.
Ключевая задача сейчас – обеспечить выполнение резолюции 2401 СБ ООН в том виде, в каком она была согласована. Документ ясно содержит требование СБ ООН ко всем сторонам «на земле» и к тем, кто имеет на них влияние, договориться о прекращении огня на территории всей Сирии для обеспечения, по крайней мере, 30-дневной паузы для доставки гуманитарной помощи. Пока условия для объявления прекращения огня в Сирии нормализуются, мы не ждём. Как вы знаете, российские военные по поручению Президента России объявили ежедневные пятичасовые гуманитарные паузы для обеспечения гуманитарных нужд людей, если бандформирования, контролирующие Восточную Гуту, позволят это (в случае с Восточным Алеппо они не позволяли проходить гуманитарным конвоям, публично заявляли о готовности нападения на них). Эти же гуманитарные коридоры, предусмотренные резолюцией, могут быть использованы гражданским населением, которое хочет выбраться из этих районов, быть эвакуировано.
Мы также хотим, чтобы гуманитарные нужды сирийского народа рассматривались не только применительно к Восточной Гуте, но и к другим частям страны, особенно к Ракке, чтобы ООН, возможно Всемирная организация здравоохранения, МККК направили миссию для выяснения, какого рода гуманитарная помощь там требуется. Город был сровнен с землёй, до сих пор на его улицах лежат тела, нет водоснабжения, плохие санитарные условия, вся территория заминирована, но никто не занимается этим гуманитарным бедствием. Когда мы предложили направить туда миссию ООН и МККК, один американский командир «на земле» заявил, что в этом нет необходимости. Но решать, есть в этом необходимость или нет, должен Генеральный секретарь ООН и МККК.