Сотовый рынок, согласно решения Стокгольмского арбитража. Просить помощи не у кого: «Це Эуропа, сынку». Опять поднять цену и рассчитаться из карманов граждан.
Прямые двусторонние контракты с поставщиком, да ещё на правах былого братства всегда дешевле. Да уж былое не вернёшь. Вот она, цена своеволия.
Ну как не будет «покрывать». тащемто Украина подала в суд на Газмпром что бы он ее родимую «покрыл». А как мы видим Стокгольсмкий суд тоже «самый гуманный» в мире! Может и присудить. И куда тогда ГП денется с подводной лодки?
Витренко сказал: «И не надейтесь!». Не будет же их газом снабжать Стокгольмский арбитража или суд. Да и присудил им арбитраж дорогу дальнюю и спотовый рынок. Голод -не тетка, холод — не дядька.
ну я хз. Если присудит ( а вдруг) Газпром же не может выйти из международного правового пространства.
Где-то прочитал, что Стокгольмский суд вынес решение фактически в пользу Газпрому. То есть наши типа решили заканчивать эту бодягу, ибо в 19 году если наши потоки будут недостроены, то надо будет перезаключать договора с Украиной, а так отрезали так отрезали — и стройка будет быстрее идти. Если смотреть искоса низко голову наклоня, то смысл какой-то в этом видится
Не лишено логики. Я слышал что всю эту бадягу Стокгольмский суд будет тнуть не менее 2-х лет. А это как раз к моменту прекращения транзита по укро-газопроводам. А если бы начали чеез 2 года в это втягиваться Украина вполне могла бы опеляциями на неопределенный период сохранять транзит — не позволяя Газмпрому прикрутить вентиль.
Может действительно хитрый план. Вот вроде «зрада» для нас переворот на Украине, но вот Крым у нас (а без этого события законно этого сделать не удалось бы точно). Тут вроде проиграли денег Украине по контракту, но плюсом возможно будет ускорение строительства и ввода Северных потоков без последующего давления на нас по поводу продления контрактов с Украиной после 2019 года (что тоже не маловероятно). Многоходовочка?
Здесь ключевая метакатегория, от которой следует «скакать»: глобальные транспортные коридоры (сейчас в эфире, потом можно в записи).
Транзитный газопровод через Украину и даже оба «Северных потока» (1 и 2) — это частности, не незначительные, но частности. И решение Стокгольмского арбитража — маленькая деталь в гигантском процессе, ускоряющая его в треугольнике Украина-Германия-Россия и устраняющая лишний элемент раньше намеченного на 2019 год срока и дающая дополнительные шансы длоя развития успеха в новых ключевых для России энергетических направлениях.
Даже США за «Северный поток — 2» конкретные санкции не предусмотрели: бессмысленно ложитЬся под такой каток даже с их финансово-экономичкеской и политической массой.
А что Украина?
[«сверните в трубочку»] Германия кинула Украину к ногам «Газпрома»Решение Стокгольмского арбитража – беспрецедентное по наглости
»Газпром" разорвал контракт с «Нафтогазом».
Гость – писатель, публицист Дмитрий Лекух.
Ведущие – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
ЛЕКУХ: Я-то думал, что «Газпром» радостно заскачет, когда ему присудят эти 2 с небольшим «ярда», и захлопает в ладоши, после чего проведёт кампанию… Абсолютно понятно, что платит всегда потребитель, европейцы это прекрасно понимают. Что эти штрафы «Газпрома» лягут на плечи потребителей, и поэтому давайте прекращать работать с украинской ГТС и запускаем «Северный поток-2». А они нашли ещё более иезуитское решение! Они подали сейчас апелляцию и устраивают те же самые танцы на украинских костях. И делают абсолютно правильно, потому что здесь вопрос – значительно более широкий, чем просто конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза», причём даже более, чем конфликт России и Украины экономический.
Это такой глобальный на самом деле вопрос, который связан со следующим. Сейчас, в настоящее время, когда началась, я бы даже сказал, не торговая, а экономическая война европейского континента с североамериканским – а она была абсолютно понятно, предсказуема… Это – не флуктуация случайная, не спорадически. Европа предназначена к ограблению американцами сейчас. И вот один из главных системных признаков – это налоговая реформа в США, проведённая Трампом успешно. Он, вообще, где-то умница...
О чём эта реформа? Это не вовсе для того, чтобы богатые богатели, как у нас любят говорить. Это для того, чтобы вернуть в Штаты деньги. Чтоб вернуть в Штаты производство и провести реиндуастриализацию. В этой ситуации американские товары становятся конкурентами европейских, и Европа рассматривается исключительно как рынок. Соответственно, все морские пути контролируются англосаксонскими цивилизациями, а единственные более-менее свободные рынки, куда они могут выйти, это рынки Юго-Восточной Азии, и, соответственно, маршруты – это китайский «Шёлковый путь» и наш Северный морской путь. Всё!
То же самое касается и энергетики. Дело в том, что, борясь с «Газпромом», они борются не за свой сланцевый газ. Европейские товары не могут конкурировать с американскими ни по рынку труда (в Европе – более дорогая рабочая сила), ни по налогам, особенно сейчас, после налоговой реформы в США, ни по другим показателям. Единственное, за счёт чего они могут конкурировать – за счёт своего традиционного, прежде всего, немецкого качества и энергетической составляющей, которая огромна.
Соответственно, сейчас в Северном морском пути, в русском трубопроводном газе, вернее, в трубопроводном газе -неважно, русский он или нет, да хоть бразильский, лишь бы был трубопроводный (он – дешевый по сравнению с сжиженным), Европа заинтересована значительно больше, чем Россия. Но нельзя иметь транзитной страной ни одного лимитрофа, который не подчиняется ни продавцу, ни покупателю и может стать непреодолимым препятствием. Неважно, как его зовут – Украина, Польша или Прибалтика.
Также в программе:
Во Львове прошла акция против Польши: «Місто Львів – не для польських панів».
Полностью слушайте в аудиоверсии.
СЛУШАТЬ СМОТРЕТЬ СКАЧАТЬ
Немного неполное, но всё же.
Украина и Россия: история газовых конфликтов
После распада СССР в 1991 году на территории Украины остался газопровод, по которому в Европу поступало около 80% российского газа. Украина получила крупную скидку на газ, как братская страна на постсоветском пространстве: стоимость 1 тыс. куб. м топлива для нее в то время составляла 50 долларов, тогда как европейские страны в период с 1991 по 2000 год платили от 62 до 116 долларов за 1 тыс. куб. м.
Несмотря на предоставленную скидку, к 1993 году долг Украины перед «Газпромом» составлял 138 млрд долларов, а в 1994-м превысил 1 трлн рублей. В 1995 году Украина покрыла задолженность на 1,4 млрд долларов государственными облигациями. При попытках России ограничить поставки газа Украина начинала «несанкционированный отбор» газа, который в 1999–2000 годах обходился нашей стране в 10 млрд долларов.
В конце 2000 года президент России Владимир Путин и президент Украины Леонид Кучма подписали масштабный газовый договор, которым предусматривалось совместное управление газотранспортными сетями Украины и определение суммы ее долга. По оценке «Газпрома», он составлял более 2 млрд долларов, по оценкам Украины, 1,4 млрд долларов. Россия согласилась с оценкой Киева и приняла в зачет долга бомбардировщики, которые стали собственностью Украины после распада СССР. Долг был реструктурирован на 10 лет. В рамках реструктуризации начала действовать схема, согласно которой Киев получал по бартеру порядка 20–22 млрд куб. м газа ежегодно. Ответных шагов Москва не дождалась, и совместное управление газопроводами Украины осталось на бумаге.
Доля поставок российского газа в общем газовом балансе Европы составляет 34–35%
В 2004 году, после «оранжевой революции», Украина заняла проевропейскую позицию развития. Перед Россией встал вопрос правомерности предоставления ей скидок, как бывшей братской стране.
В марте 2005 года председатель ГАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко предложил «Газпрому» пересмотреть тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины. 29 марта Украина предложила повысить с 2006 года тарифы на транзит с 1,09 доллара до 1,75–2 долларов за 1 тыс. куб. м на 100 км.
6 июля 2005 года «Газпром» согласился поднять тариф, но в то же время объявил, что в связи с ростом мировых цен на газ стоимость 1 тыс. куб. м для Украины предполагается увеличить до среднеевропейского уровня, 160–180 долларов. Украина объявила эту цену неприемлемой и попыталась договориться о прямых поставках газа в страну из Туркменистана. Переговоры успехом не увенчались, тем не менее Украина отказалась покупать газ у России дороже 70–80 долларов. Согласовать контракт в срок «Газпрому» и «Нафтогазу» не удалось. 21 декабря советник президента России Андрей Илларионов назвал сложившуюся ситуацию газовой войной.
В декабре 2005 года «Газпром» поднял цену до 230 долларов, с 1 января 2006 года поставки газа на Украину прекратились, однако транзит газа в Европу продолжался. Три дня Киев отбирал из трубы газ, предназначенный для Европы, на четвертый день новый президент Украины Виктор Ющенко объявил, что Украина согласна закупать газ по 95 долларов, а транзит для «Газпрома» подорожает до 1,6 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км.
4 января 2006 года был подписан договор между «Газпромом» и «Нафтогазом» сроком на пять лет, до 1 января 2010. В договоре было указано, что посредническая миссия переходит компании «Росукрэнерго». Компромиссная цена на газ стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины. Однако уже в феврале 2006 года туркменская сторона обвинила Украину в просрочке платежей и подняла цену на газ до 100 долларов.
В 2008 году правительство России и «Газпром» регулярно обвиняли Украину в неплатежах. По разным оценкам, долг составлял от 2,4 до 3 млрд долларов. В конце года Дмитрий Медведев потребовал, чтобы «Газпром» взыскал с Украины 2,4 млрд долларов долга, пригрозив, что иначе цена на газ для Украины поднимется до 400 долларов. К Новому году «Нафтогаз» перечислил «Росукрэнерго» 1,5 млрд долларов. Стороны достигли и компромисса по ценам: «Газпром» согласился на цену 250 долларов при сохранении ставки транзита. 31 декабря в переговоры вмешался Владимир Путин, заявивший, что газ в Средней Азии закупался по цене 340 долларов и Украине он будет стоить 370 долларов в I квартале 2009 год.
1 января 2009 года «Газпром» прекратил поставки газа на Украину. «Нафтогаз» снова начал отбирать из трубопроводов газ, предназначенный европейцам. После 7 января задвижки трубопроводов были закрыты. От газовой блокады сильнее всего пострадали страны, доля обеспечения которых российским газом составляла 97–100%, – Болгария, Словакия, Молдавия, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина.
Новые договоренности были достигнуты к 19 января, после подписания контракта поставки газа в Европу и на Украину возобновились. Итогом конфликта стал переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом, а также устранение посредников.
Однако вскоре Украина попросила у России кредит на сумму 4–5 млрд долларов, которые должны были пойти в том числе и на оплату российского газа. Россия в кредите отказала.
В случае прекращения поставок топлива из России цены на газ в Европе могут вырасти с 380 до 800 долларов за 1 тыс. куб. м.
1 января 2009 года между Россией и Украиной был подписан новый 11-летний контракт, действие которого распространяется до 31 декабря 2019 года. Согласно ему базовая стоимость газа для Украины на все 11 лет составляет 450 долларов за 1 тыс. куб. м и будет снижаться или повышаться раз в квартал в зависимости от изменения цен на мазут и дизтопливо за предыдущие девять месяцев.
В декабре 2013 года, в ходе двусторонней встречи президента Украины Виктора Януковича и президента России Владимира Путина в Москве в рамках заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, была достигнута договоренность о том, что Россия снизит цену газа для Украины до 268,5 доллара.
Однако в начале 2014 года, после досрочного отстранения от власти Виктора Януковича, «Газпром» принял решение с апреля отменить все льготы на поставку газа на Украину, сославшись на то, что украинская сторона по-прежнему не выполняет достигнутые договоренности относительно погашения задолженности за поставки газа, которая составляет 2,2 млрд долларов. С апреля 2014 года цена на российский газ для Украины увеличилась с 268,5 доллара в I квартале 2014 года до 480 долларов за 1 тыс. куб. м.
Согласно контракту, подписанному в 2009 году, «Газпром» в случае неоплаты имеет право перевести «Нафтогаз» на предоплату поставок, выставив предварительный счет на следующий месяц не позднее 16-го числа текущего месяца. Таким образом, перевод на авансовую систему возможен начиная с июня 2014 года (при выставлении счета не позднее 16 мая). Если платежи не будут внесены, Россия может прекратить поставки газа до их получения.
По мнению аналитиков, в случае отключения газа летом ущерб для стран Евросоюза окажется минимальным. В то же время это позволит России показать всю серьезность своих намерений и даст понять всем заинтересованным сторонам, что неурегулированный газовый конфликт России и Украины может привести к повторению газового кризиса 2009 года.
17 апреля 2014 года в ходе прямой линии с россиянами Владимир Путин напомнил, что доля поставок российского газа в общем газовом балансе Европы составляет 34–35%. Некоторые европейские страны, например Финляндия, зависят от поставок российского газа практически на 100%. Также президент России напомнил, что Россия развивает альтернативные пути поставок своего газа в Европу. В частности, по его словам между Россией и Германией уже построен магистральный газопровод «Северный поток», начато строительство «Южного потока», ввод которого усилит газовую безопасность Европы.
По прогнозу развития энергетики мира и России до 2040 года, подготовленному ИНЭИ РАН и аналитическим центром при правительстве Российской Федерации, в случае прекращения поставок топлива из России цены на газ в Европе могут вырасти с 380 до 800 долларов за 1 тыс. куб. м. В настоящее время вопрос о транзитных поставках газа для Евросоюза через Украину не решен. Срок апрельского платежа «Нафтогаза» истекает 7 мая 2014 года.