Как отразилась на Европе газовая война между Украиной и РоссиеЙ. В Европе слишком поздно поняли пользу энергонезависимости от России
Галина Кириллович 8 марта 2018, 13:35
Очередной виток газовой войны между Украиной и Россией, происходящей к тому же на фоне войны настоящей, заставил европейцев в очередной раз проанализировать структуру энергопотребления. Мы тоже провели свое исследование и изучили французскую статистику, касающуюся закупок данного вида топлива. Как выяснилось, зависимость Франции от «Газпрома» не так уж велика и на протяжении последних лет стабильно снижается. По данным BP Statistical Review of World Energy, опубликованным в июне прошлого года, в 2016 году российский газ составил всего 15 процентов от французского газового импорта. Для сравнения — в конце нулевых эта цифра находилась на уровне 24 процентов (соответствующее исследование, проведенное для Евросоюза, размещено на сайте французского Сената). К 2015 году она уже снизилась на два процентных пункта. И, как видно из более поздних данных, это был далеко не предел.
Прогноз, который в 2007 году предоставили сенаторам, пока не оправдался полностью, но некоторые моменты по-прежнему вызывают тревогу. Например, в аналитической записке утверждается, что зависимость Евросоюза от поставок из России будет возрастать. «По подсчетам Европейской комиссии, в течение двадцати или тридцати лет 70 процентов потребностей в энергии в Европейском Союзе должно быть обеспечено за счет импорта, по сравнению с 50 процентами сегодня, — отметили эксперты. — А по данным Международного энергетического агентства, ожидается, что к 2020 году европейский спрос на газ вырастет вполовину. В то же время исследование Минэнерго РФ показывает, что Россия может поставить 70 процентов газа, импортируемого европейскими странами против 40 процентов сегодня». Отметим, что этот вывод сбывается частично, но не во всех государствах Евросоюза картина одинакова.
Зато аналитики существенно промахнулись относительно разумности действий Москвы. В частности, утверждая, что «газовые кризисы между Россией и Украиной подняли вопросы о доверии России, как главному поставщику энергии», они отвергли возможность газового шантажа в отношении ЕС. Неоправданным представлялось им и предложение покойного польского президента Леха Качиньского о создании своего рода «энергетического НАТО». Однако, как показало время, Качиньский-то просчитал ситуацию лучше. Причем, задолго до российской аннексии Крыма, войны на Донбассе, международных санкций и вмешательства Кремля во внутреннюю политику США и европейских стран. Ведь то, что сейчас делает «Газпром» (а, по сути, Кремль) иначе, как политическим давлением, не назовешь.
Конечно, и Европа смотрит на происходящее иначе, чем одиннадцать лет назад: переход на альтернативные источники энергии или хотя бы диверсификация газовых закупок стали центральными темами во многих странах. Пример Франции показывает, что это вполне возможно. Вернемся к современным показателям. Как сообщает уже упоминавшееся исследование BP Statistical Review of World Energy, «портфель Франции диверсифицирован, что обеспечивает надежную поставку природного газа». Первое место среди импортеров занимает Норвегия (более 40 процентов), второе принадлежит Нидерландам (25 процентов) и лишь на третьей позиции находится Россия. На пятки ей наступает Египет с 11 процентами. «Устойчивый рост импорта норвежского газа с 1990-х годов компенсировал неуклонное снижение импорта из Нидерландов и России. А развитие терминалов позволило диверсифицировать источники импорта в интересах новых стран-экспортеров, таких как Нигерия, Перу, Катар и Тринидад и Тобаго», — отмечают аналитики BP.
Поэтому, а также по причине того, что в стране чрезвычайно развита атомная энергетика, холодный финал зимы, совпавший с очередной великой битвой «Газпрома» и «Нафтогаза», не сказался на французских потребителях. По данным RTE (Réseau de transport d’électricité d’Europe), которые приводит Le Monde, 72 процента производства электроэнергии обеспечивается здесь атомными электростанциями, 12 процентов — гидроэлектростанциями, 10 процентов — газом и углем, остальное — ветряной и солнечной энергией. Эти средства производства «позволяют покрыть электрические потребности Франции и обеспечить достаточную прибыль, не прибегая к так называемым „исключительным“ решениям, например, к снижению напряжения». Правда, в течение нескольких самых морозных дней, на которые пришелся пик потребления, Франция закупила некоторое количество электроэнергии в соседних Германии и Испании. И тут можно поставить вопрос о косвенном влиянии российского газа на французский рынок.
Вернемся к аналитике, опубликованной Сенатом. Она содержит ряд долгосрочных прогнозов, реалистичность которых пока не проверена на практике, но заставляет нервничать. Так, беспокойство вызывает истощение месторождений в Северном море. Именно этот момент может сыграть на руку «Газпрому» и увеличить потребность в импорте российского газа. Однако в том же документе подчеркивается ряд тенденций, которые сейчас многократно усилились из-за стремления Кремля к максимальному контролю над ресурсами и способны помешать амбициозным планам российского монополиста. Имеется в виду планомерное вытеснение из России зарубежных компаний при дефиците внутренних инвестиций. Добавим, что в 2007 году, когда эксперты Евросоюза анализировали ситуацию, цены на нефть и газ еще били рекорды, а ведущие банки мира без проблем кредитовали российские предприятия. Сейчас ситуация прямо противоположная: российская экономика стала токсичной. Но даже в те благополучные времена внутренние инвестиции в газовый сектор составили всего 10 миллиардов долларов в то время как реальная потребность, учитывающая разработку новых месторождений (старые истощаются), достигала 300 миллиардов. Иными словами, политический шантаж – не единственная угроза. Российского газа через какое-то время может элементарно на всех не хватить.
Впрочем, сейчас Россия прилагает все усилия, чтобы удержать свои позиции основного поставщика для европейского рынка. Согласно информации, опубликованной на днях во France Soir, «Газпром» покрывает около одной трети потребления газа на континенте (десять лет назад было 19 процентов). «В последние годы его доля даже увеличилась, несмотря на стремление Евросоюза снизить зависимость от поставок Москвы», — пишет газета. Из этого можно сделать вывод, что в разных европейских странах положение принципиально отличается. Если Старая Европа всеми силами стремится освободиться от этой опасной зависимости, новые члены ЕС не всегда могут это сделать. Например, Польша, Словакия и Болгария плотно сидят на российской «газовой игле». Об определенной нехватке газа говорит и недавнее заявление Европейской комиссии, сделанное в ответ на покупку Украиной топлива у Польши. Комиссия предупредила, что европейским странам трудно поставлять Украине газ, приобретенный с учетом их собственных потребностей, которые к тому же возросли из-за холодов.
Но и здесь не удалось избежать разговора о пагубной зависимости от России. Европейскую комиссию беспокоят возможные проблемы с транзитом газа в ЕС, отмечает France Soir. Единственным выходом, видимо, может стать развитие альтернативных источников энергии и такие тенденции тоже есть. Исследование французского рынка, опубликованное в середине февраля RTE, показало, что на ветровую и солнечную энергию в прошлом году впервые пришлось более трети возобновляемой продукции Франции (37,4 процента против 30,8 процента годом ранее). Инвестиции в эволюцию французской энергетики за 2017 год составили 1,3 миллиарда евро. В частности, эти средства были использованы на ввод в эксплуатацию безопасной сети в Бретани, реконструкцию сетей Франция-Англия и Франция-Италия и оцифровку подстанций. Все это важно как с политической и экономической точки зрения, так и с учетом экологии. Последняя тема сейчас признана одной из наиболее актуальных на государственном уровне. Что касается экономики, то французов беспокоит сильный рост спроса на газ в Азии, который теоретически может затруднить наполнение терминалов. А, значит, переход на новые виды энергии останется в приоритете.
Ранее «Вести» писали, что Киев предупредил ЕС о возможном прекращении поставок российского газа в Европу. А в Минэнерго РФ заявили, что Россия не несет обязательств за поставку газа в Европу. И сам министр энергетики России сказал, что никаких переговоров с Европой о поставках газа не будет.