Индекс потребительского доверия Nielsen, отражающий настроения онлайн-населения и его ожидания от будущего, в III квартале 2017 года укрепил позиции предыдущего квартала, оставшись на уровне 70 пунктов. После падения до исторического минимума в I квартале 2016 года до 63 пунктов это наиболее высокий показатель Индекса. Очередное исследование прошло среди онлайн-потребителей в сентябре 2017 года.
Значение Индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего.
«Розничный бизнес сегодня следит за двумя основными параметрами: состояние макроэкономики и состояние покупателей. Индекс потребительского доверия доказывает, что между улучшением макроэкономики и покупательскими настроениями существует определенный временной лаг: с точки зрения макроэкономики Россия прошла дно кризиса в прошлом году, а с точки зрения потребительских настроений мы видим то же самое только в текущем году. Несмотря на то, что Индекс продолжает оставаться на низком уровне, его отдельные составляющие уже показывают некоторые улучшения: негативные настроения постепенно ослабевают. И хотя российские покупатели преимущественно продолжают пребывать в режиме экономии, для участников FMCG индустрии настало время задуматься о том, как стимулировать стагнирующий спрос. Мы рекомендуем начать смещать фокус от защитных промостратегий к стратегии стимулирования спроса через ассортимент, запуск новинок и повышение эффективности маркетинговых активностей», — комментирует Константин Локтев, директор по аналитике и консалтингу, Nielsen Россия.
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ НАЧАТЬ СМЕЩАТЬ ФОКУС ОТ ЗАЩИТНЫХ ПРОМОСТРАТЕГИЙ К СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА ЧЕРЕЗ АССОРТИМЕНТ, ЗАПУСК НОВИНОК И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ АКТИВНОСТЕЙ.ИНДИКАТОРЫ ИНДЕКСА
Индекс складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги в данный момент.
В III квартале 2017 года доля россиян, позитивно оценивающих перспективы на рынке труда, составила 21% (-1 п.п. по сравнению со II кварталом 2017 года). При этом число тех, кто имеет негативные ожидания в отношении занятости, снизилась на 2 п.п. до 74%.
32% российских потребителей оценивают свое финансовое состояние на ближайший год как «хорошее» или «отличное» — это самый высокий показатель за последние 5 кварталов. Негативно настроенных в отношении собственных финансов стало меньше на 2 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом — 62%.
75% россиян считают, что сейчас неподходящий момент для осуществления покупок (-2 п.п. по отношению ко II кварталу 2017). Доля тех, кто выражает готовность тратить деньги, стабильна — 22%.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯВ III квартале 2017 года 74% российских потребителей согласились с тем, что экономика страны переживает кризис, однако стоить отметить, что показатель снизился на 10 п.п. по сравнению с тем же периодом годом ранее. Из их числа 13% верят, что страна выйдет из рецессии в следующем году, 58% не разделяют этого мнения.
О сокращении трат по сравнению с прошлым годом в III квартале 2017 года заявили 68% российских потребителей — показатель опустился на 5 п.п. за последний год. 32% сказали, что для них ситуация в отношении расходов не изменилась. Среди тех, кто все же перешел на режим экономии, одной из главных стратегий стало сокращение расходов на покупку новой одежды (об этом заявили 60%, +4 п.п. ко II кварталу 2017). При этом среди других традиционно лидирующих статей экономии отмечается снижение активности: 53% россиян переключились на более дешевые бренды продуктов питания (-3 п.п.), 51% сократили траты на развлечения вне дома (-5 п.п.), 46% экономили на коротких поездках и отпусках (-5 п.п.), 38% отложили обновление техники (-2 п.п.). В топ статей экономии впервые за последние 2 года вышло сокращение трат на покупку еды навынос — об этом заявили 38% российских потребителей (+4 п.п. ко II кварталу 2017 года).
О СОКРАЩЕНИИ ТРАТ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ В III КВАРТАЛЕ 2017 ГОДА ЗАЯВИЛИ 68% РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ПОКАЗАТЕЛЬ ОПУСТИЛСЯ НА 5 П.П. ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД.
74% российских потребителей сказали, что в случае улучшения экономической ситуации в стране продолжат следовать той или иной стратегии экономии, при этом показатель снизился 12 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом.
Основным источником беспокойств для россиян остается состояние экономики в стране (13%, -1 п.п. по отношению к II кварталу 2017). 11% российских потребителей переживают о вопросе трудоустройства (показатель стабилен два квартала подряд), столько же респондентов заставляет волноваться вопрос здоровья (+2 п.п.) и растущих цен на продукты питания (+2 п.п.). Для 10% главной тревогой являются растущие цена на ЖКХ (показатель стабилен). При этом россияне стали меньше переживать из-за долгов: в III квартале это была основная причина для тревог только для 5%, в то время как в предыдущем квартале их было 10%.
ЗАГРУЗИТЬ ИНФОГРАФИКУ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ >ЗАГРУЗИТЬ ИНФОГРАФИКУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ >ОБ ИССЛЕДОВАНИИИсследование потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось в сентябре 2017 года. Всего было опрошено более 30 тысяч онлайн-потребителей из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.