«Упали и замерли в одном каком-то положении» Как кризис изменил секс, работу и еду россиян

отметили
21
человек
в архиве
«Упали и замерли в одном каком-то положении» Как кризис изменил секс, работу и еду россиян

Россияне реже выходят из дома без контейнера с едой, чаще покупают макароны и обсуждают в пабликах способы «сэкономить на чем-нибудь еще». При этом большинство не собираются особенно менять образ жизни: держатся за стабильную работу, активнее вскапывают грядки и надеются на государство. Сотрудник лаборатории исследований социального развития ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Логинов называет сложившуюся ситуацию негативной стабилизацией. Что это означает и что сегодня хуже, чем в 90-е, он рассказал «Ленте.ру».

«Лента.ру»: Согласно опубликованным на днях данным компании Nielsen, россияне стали реже питаться вне дома и активно закупают макароны. В чем дело, что происходит?

Логинов: Ретейлеры тоже говорят, что потребители стали внимательнее следить за промоакциями и покупают наиболее дешевые товары из одних и тех же продуктовых групп. Что же касается питания вне дома также есть тенденция на перетекание потребителей из ресторанов в фастфуд. Указанные вами и перечисленные мною факторы говорят о вынужденном сокращении потребления. А макароны… Они дешевые, их проще и быстрее готовить и можно складывать на черный день. Это адаптация к жизни в условиях экономического кризиса.

Разве? Но ведь продажи автомобилей растут — вроде бы это говорит о некотором подъеме потребления.

Эксперты обсуждают, на чем этот подъем основан: граждане тратят последние запасы и сбережения, или это активное кредитное потребление. Что же касается автомобильного рынка, то он подрос в сравнении с острой фазой кризиса, но не с докризисными временами.

Как же кратко охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию?

Негативная стабилизация — это наиболее подходящий термин, характеризующий положение большинства россиян.

Поясните.

В конце 2014 года мы зафиксировали первый всплеск негативных оценок ситуации со стороны населения. Это было начало кризиса. Второй всплеск пришелся на 2016-й: люди убедились, что кризис пришел надолго, что он не завершится в течение одного-полутора лет, на что многие надеялись, вспоминая 2008 год и опираясь на оценки политических лидеров страны.

И из режима ожидания россияне перешли к адаптации к новым условиям?

Да, но возможностей активной адаптации, в сравнении с 90-ми, оказалось немного.

Разве можно сравнивать сегодняшнюю ситуацию с тем периодом? Все же население не голодает.

Мы говорим только о возможностях перестройки, адаптации россиян к изменившейся ситуации. В 90-е кризис был намного серьезнее, но тогда же открылись новые горизонты. Найти стабильную работу сегодня можно, однако крайне мало шансов устроиться на перспективное предприятие. И заниматься малым бизнесом в наше время сложнее.

А что не так с перспективами?

Их никто сегодня не видит. Тот же рынок труда, если мы говорим о нем, сегодня стабилен и не предполагает никакого, тем более бурного развития, новых каких-то поворотов. Рваться некуда. Люди стремятся удержаться на той работе, какая у них есть, и следят за ростом цен.

источник: icdn.lenta.ru

Интернет уже не рассматривается как область бурного развития?

Современная информационная среда предоставляет новые адаптационные возможности. В ответ на вопрос, что, где и когда вам помогает в трудной ситуации, респонденты все чаще говорят о блогах, соцсетях, интернет-сервисах. Открываются также новые возможности для трудоустройства и поиска работы. В массе своей люди хотят сохранить стабильную работу, но при этом желают уйти от спада последних трех лет.

То есть, «чтобы жизнь наладилась, но как-то сама по себе, без моего активного участия»?

Граждане потеряли в доходах, принесли в жертву отдых за границей, другие затратные проявления стиля жизни, так сказать, упали и замерли в одном каком-то положении, которое, конечно, хуже, чем было до кризиса. Активность на рынке труда не приносит заметного результата, зато активизировалось освоение личного подсобного хозяйства. Причем это характерно и для жителей мегаполисов.

Про картошку со своего огорода, варенье и прочее уже не первый год говорят. Но ведь так было и в 90-е, лишь в нулевых стали заменять грядки газоном.

Только в 90-е горожане еще и торговать пытались тем, что вырастили. Вообще были поактивнее: имели по две-три работы, стремились получить образование (сегодня спрос на образование высок, но такими темпами не растет), отдыхали тоже «на всю катушку», используя все возможности, которых в советское время не было.

Вы говорите о снижении потребительской активности, а отражается ли кризис негативно на других видах активности, в том числе сексуальной?

Этого специально не изучали, но то, о чем вы говорите, характеризует образ и стиль жизни. Так вот более 70 процентов россиян, которые платили до кризиса за досуговую активность, сократили ее потребление из-за снижения доходов.

Понятно, значит у проституток тоже убытки… Таких «упавших и замерших в одном положении» россиян большинство?

Да, и, говоря о личных перспективах, около 60 процентов россиян полагают, что их материальное положение останется без изменений в ближайшие два года.

А остальные?

20 процентов респондентов считают, что их положение ухудшится, а 14 процентов ожидают улучшений.

источник: icdn.lenta.ru

Оптимисты все же есть.

Это не только оптимисты… Около 10 процентов населения от кризиса не пострадали. У таких людей ресурсов для его преодоления оказалось достаточно.

Те, кто работает в сфере оборонзаказа, продают газ и нефть?

Не обязательно, просто люди, которые имели хорошие позиции на рынке труда, выбрали верную стратегию, правильно распорядились своими возможностями и средствами.

Знаменитый журналист и медиаменеджер Сергей Доренко как-то заявил, что поколение 30-летних обезумело от минувших богатых нефтяных годов настолько, что уже не способно рационально мыслить в финансовом плане. Так ли это, растет ли уровень финансовой грамотности и ответственности у россиян?

Безусловно, растет, в особенности по сравнению с несколько раз уже упомянутыми 90-ми. Финансовые пирамиды еще существуют, но участие в них — явление уже далеко не массовое. Мы, социологи, видим, что те группы людей, которые могли реализовать какие-то стратегии в отношении личных финансов, старались подходить к этому разумно.

Но ведь была массовая скупка телевизоров в конце 2014-го

Да, был краткосрочный всплеск не очень обдуманного сброса денег. Однако эта массовая паника, подчеркну, была очень краткосрочной. Потом россияне, имеющие сбережения, сделали разумную паузу, «зажав» потребление, чтобы деньги сохранить.

Для чего? Скупают ли россияне саженцы в лесу, чтобы их дети могли продать выросшие деревья?

Долгосрочные финансовые стратегии используются действительно плохо, но во многом потому, что у подавляющего большинства населения просто нет «длинных» денег.

Известно ли, сколько в средней российской семье сбережений?

Разумеется, никому не хочется раскрывать подобную информацию в конкретных суммах. Но мы спрашивали о том, сколько вам удастся прожить на свои сбережения, лишившись всех доходов. Большинство, даже из имеющих сбережения, говорят о периоде не более трех месяцев.

И где эти деньги хранят, в чем?

Большие суммы вкладываются в покупку недвижимости. А так — граждане готовы доверять госбанкам, переводят свои деньги туда или же делают вклады в коммерческие банки, но в пределах суммы гарантированного Агентством страхования вкладов возврата. Сейчас это, по-моему, полтора миллиона рублей.

В заключение скажу, что россияне надеются на государство, но полагаются только на себя.

Беседовал Сергей Лютых

ОБЕД ДОМА: ПРОДАЖИ ПАСТЫ И СОУСОВ РАСТУТ ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ

За год с февраля 2017 по январь 2018 продажи продуктов кулинарии в современной торговле России* растут темпами, опережающими средние по рынку: продажи пасты выросли на 3,5%, соусов — на 4,9%, специй — на +2,2%, смеси подсолнечного и оливкового масел для приготовления — на +33,9%. При этом весь рынок FMCG демонстрировал стагнацию в -0,6% в натуральном выражении в 2017 году (-0,9% в 2016). В совокупности указанные категории стали третьими по росту (+2,8%) среди всех фудовых категорий FMCG, уступив только категории детского питания (+3,8%) и кормов для животных (+6,7%).

На протяжении последнего года половина (51-56%) российских потребителей, согласно исследованию потребительского доверия Nielsen, сокращали свои расходы на питание вне дома, а в это время производители и ритейлеры увеличивали предложение продуктов для приготовления: количество товарных позиций пасты на полке растет с 65 в 2016 году до 72 в 2017; специй — с 78 до 86; соусов — с 88 до 100; с 34 до 39 в растительных маслах, согласно данным ритейл-аудита Nielsen. На фоне роста предложения заметна и тенденция к сокращению цены за одну единицу товара в пасте (с 3,4% в 2016 году до 2,3% в 2017), соусах (с +6,7% до -0,6%), растительных маслах (с +6,5% до -11,5%) и специях (с +6,6% до 2,6%). Увеличение предложения с замедлением темпов роста цен привели к увеличению интереса потребителей к домашнему приготовлению блюд.

источник: nielsen.com

В категории пасты динамично набирают популярность макароны из твердого сорта муки (доля 70,6% в натуральном выражении) — их потребление за исследуемый период увеличилось на 13,9%, за аналогичный период в 2016 году рост составлял 6,6%. Спагетти, рожки, спирали, перья и вермишель стали наиболее востребованными типами макарон в 2017 году.

Соусы — неотъемлемая часть приготовления пасты — растут в продажах на 10,1%, кетчупы — на +1,8%. Выбор покупателей в 2017 году падал на томатные кетчупы — со вкусом карри, с добавлением чеснока и просто томатный неострый кетчуп без ингредиентов, и соусы — чаще всего покупали сырный (пармезан), карбонару и грузинский соусы.

Продажи пряностей и специй растут на 2,5%, растительного масла — на 0,7%, при этом сегмент смеси оливкового и подсолнечного масел уверенно наращивает продажи на 33,9% относительно 2016 года.

Наряду с пастой рост продаж также отмечается в категории гречки (+25,8%**) и риса (+2,5%**).

*— Данные ритейл-аудита Nielsen только по современной торговле, в городах с населением более 10 000 чел.

** Данные ритейл-аудита Nielsen только по определенному списку кооперирующих сетей (Nielsen Scantrack).

Добавил suare suare 13 Марта
проблема (5)
Комментарии участников:
suare
0
suare, 13 Марта , url
 
12-12-2017
 

Индекс потребительского доверия Nielsen, отражающий настроения онлайн-населения и его ожидания от будущего, в III квартале 2017 года укрепил позиции предыдущего квартала, оставшись на уровне 70 пунктов. После падения до исторического минимума в I квартале 2016 года до 63 пунктов это наиболее высокий показатель Индекса. Очередное исследование прошло среди онлайн-потребителей в сентябре 2017 года.

Значение Индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего.

«Розничный бизнес сегодня следит за двумя основными параметрами: состояние макроэкономики и состояние покупателей. Индекс потребительского доверия доказывает, что между улучшением макроэкономики и покупательскими настроениями существует определенный временной лаг: с точки зрения макроэкономики Россия прошла дно кризиса в прошлом году, а с точки зрения потребительских настроений мы видим то же самое только в текущем году. Несмотря на то, что Индекс продолжает оставаться на низком уровне, его отдельные составляющие уже показывают некоторые улучшения: негативные настроения постепенно ослабевают. И хотя российские покупатели преимущественно продолжают пребывать в режиме экономии, для участников FMCG индустрии настало время задуматься о том, как стимулировать стагнирующий спрос. Мы рекомендуем начать смещать фокус от защитных промостратегий к стратегии стимулирования спроса через ассортимент, запуск новинок и повышение эффективности маркетинговых активностей», — комментирует Константин Локтев, директор по аналитике и консалтингу, Nielsen Россия.

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ НАЧАТЬ СМЕЩАТЬ ФОКУС ОТ ЗАЩИТНЫХ ПРОМОСТРАТЕГИЙ К СТРАТЕГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА ЧЕРЕЗ АССОРТИМЕНТ, ЗАПУСК НОВИНОК И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ АКТИВНОСТЕЙ.
ИНДИКАТОРЫ ИНДЕКСА

Индекс складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги в данный момент.

В III квартале 2017 года доля россиян, позитивно оценивающих перспективы на рынке труда, составила 21% (-1 п.п. по сравнению со II кварталом 2017 года). При этом число тех, кто имеет негативные ожидания в отношении занятости, снизилась на 2 п.п. до 74%.

32% российских потребителей оценивают свое финансовое состояние на ближайший год как «хорошее» или «отличное» — это самый высокий показатель за последние 5 кварталов. Негативно настроенных в отношении собственных финансов стало меньше на 2 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом — 62%.

75% россиян считают, что сейчас неподходящий момент для осуществления покупок (-2 п.п. по отношению ко II кварталу 2017). Доля тех, кто выражает готовность тратить деньги, стабильна — 22%.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

В III квартале 2017 года 74% российских потребителей согласились с тем, что экономика страны переживает кризис, однако стоить отметить, что показатель снизился на 10 п.п. по сравнению с тем же периодом годом ранее. Из их числа 13% верят, что страна выйдет из рецессии в следующем году, 58% не разделяют этого мнения.

О сокращении трат по сравнению с прошлым годом в III квартале 2017 года заявили 68% российских потребителей — показатель опустился на 5 п.п. за последний год. 32% сказали, что для них ситуация в отношении расходов не изменилась. Среди тех, кто все же перешел на режим экономии, одной из главных стратегий стало сокращение расходов на покупку новой одежды (об этом заявили 60%, +4 п.п. ко II кварталу 2017). При этом среди других традиционно лидирующих статей экономии отмечается снижение активности: 53% россиян переключились на более дешевые бренды продуктов питания (-3 п.п.), 51% сократили траты на развлечения вне дома (-5 п.п.), 46% экономили на коротких поездках и отпусках (-5 п.п.), 38% отложили обновление техники (-2 п.п.). В топ статей экономии впервые за последние 2 года вышло сокращение трат на покупку еды навынос — об этом заявили 38% российских потребителей (+4 п.п. ко II кварталу 2017 года).

О СОКРАЩЕНИИ ТРАТ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ В III КВАРТАЛЕ 2017 ГОДА ЗАЯВИЛИ 68% РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ПОКАЗАТЕЛЬ ОПУСТИЛСЯ НА 5 П.П. ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД.

74% российских потребителей сказали, что в случае улучшения экономической ситуации в стране продолжат следовать той или иной стратегии экономии, при этом показатель снизился 12 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом.

Основным источником беспокойств для россиян остается состояние экономики в стране (13%, -1 п.п. по отношению к II кварталу 2017). 11% российских потребителей переживают о вопросе трудоустройства (показатель стабилен два квартала подряд), столько же респондентов заставляет волноваться вопрос здоровья (+2 п.п.) и растущих цен на продукты питания (+2 п.п.). Для 10% главной тревогой являются растущие цена на ЖКХ (показатель стабилен). При этом россияне стали меньше переживать из-за долгов: в III квартале это была основная причина для тревог только для 5%, в то время как в предыдущем квартале их было 10%.

ЗАГРУЗИТЬ ИНФОГРАФИКУ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ >ЗАГРУЗИТЬ ИНФОГРАФИКУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ >ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось в сентябре 2017 года. Всего было опрошено более 30 тысяч онлайн-потребителей из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.

shaman
+1
shaman, 14 Марта , url

Лента превращается в помойку. Точнее, давно уже превратилась. Повеселила серия статей про порнуху, при том с фоткой «пелодки» на главной странице ленты. И про всякие банды и бандитов 90х в ключе «какие крутые ребята!».

Какая редакция, такие и материалы....



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать