Еще один "Платон"?

отметили
11
человек
в архиве
Еще один "Платон"?

Мне в руки попал документ, озаглавленный как «План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению создания и функционирования автоматизированной информационной системы оформления и сопровождения воздушных грузовых перевозок (АИС ОВП)». В свободном доступе этот документ я найти не смог.

И знаете — внимательно его прочитав я понял, почему.

Итак, дорожная карта предусматривает создание информационной системы оформления воздушных грузовых перевозок, сокращенно — АИС ОВП. Данное благое, без сомнения, дело ставит своей целью перевести огромное количество бумажной волокиты, сопровождающей воздушные грузоперевозки, в электронный вид, и повысить скорость поступления информации в государственные органы, что в свою очередь, в теории, должно помочь быстрее получать грузы (поможет ли — это уже другой вопрос). В любом случае задумка отличная, но давайте посмотрим, как ее собираются реализовывать.

Что сразу бросается в глаза? Дорожная карта предусматривает «наделение уполномоченного федерального органа полномочием определить оператора».

Данный пункт прекрасен своей откровенностью. Прямо говорится — да, в России будет еще одна монопольная структура, завязанная на извлечение денег из системы грузоперевозки. Ну не «Платоном» же единым, право!

Интересно же, что за оператор, правда? Вот еще пункт, цитирую:

«Предоставление оператору АИС ОВП права осуществлять функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в целях обеспечения электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок».

Перевожу на русский — этот самый «оператор»-монополист будет наделен государственными функциями, предполагающими соответствующие полномочия. И любое перемещение груза должно сопровождаться взаимодействием с этим самым оператором-монополистом. Взаимодействие, разумеется, бесплатным не бывает — за него будут платить либо грузоперевозчики (читай — конечные покупатели товара, то есть мы с вами), либо государство (читай — налогоплательщики, то есть мы с вами).

Неплохо звучит, да? Я бы не отказался повладеть таким оператором через какой-нибудь оффшор хотя бы лет пять.

Впрочем, стоит прочесть документ дальше, как понимаешь, что я не совсем прав в своем предположении про оплату. Я, по неопытности своей, написал слово «либо».

Вот два пункта:

Пункт четыре — «Подготовка постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего <…> порядок функционирования указанной автоматизированной системы (включая порядок предоставления оператором платных услуг в целях компенсации расходов на создание и эксплуатацию АИС ОВП».

Пункт пять (расписан, в том числе, Министерству Финансов) — «Определение перечня обязательных услуг оператора, а также порядка компенсации расходов оператора на создание и эксплуатацию системы, включая оказание обязательных услуг»

Итак, платить будет и государство (за создание замечательной системы), и клиенты (за оказание монополистом «платных услуг»). Все это прямо прописано в дорожной карте, даже читать между строк не надо.

Обратили внимание на слово «эксплуатация»? Это не разовое возмещение потраченных средств. Наряду с платными услугами, будет создан механизм получения регулярных платежей от государства.

Определение самого оператора назначено на III квартал 2019 года, и мне очень интересно, кто будет его конечными бенефициарами. Буду следить.

Отдельно и очень мило смотрится пункт 12, «создание АИС ОВП Оператором в соответствии с утвержденным Техническим заданием без привлечения бюджетных средств». Здорово, что так прямо подчеркнули про бюджетные средства (хотя было бы прикольно, если бы система еще и создавалась на государственные деньги), правда, несколькими пунктами ранее писали про возмещение расходов… Ну, будем считать, что этот пункт закрепил порядок оплаты — не «до», а «после».

На все вышеуказанное мне могут возразить — мол, да, это затраты, но они позволят повысить скорость оформления грузопотока, что также приведет к прибыли. Разве не так?

Конечно так. Только вот никакой «единый оператор» и даром не нужен. Мы, увы, в отрасли электронного оформления — не пионеры, так что можем с чистой совестью смотреть на зарубежный опыт.

Механизм под названием «e-freight» существует в мире далеко не первый год, и успешно применяется в гражданской авиации. Схемы взаимодействия участников с грузоперевозками надежно отработаны и — внимание — не включают в себя никакого «единого оператора». Он там просто не нужен, ведь обмен документацией производится напрямую между участниками грузоперевозок и государственными органами, по горизонтали.

Отсылка к «юридически значимому хранению электронных документов» вызывает разве что усмешку. Место хранения документа не дает ему юридического статуса — для этого есть иные механизмы. Для бумажных документов это подписи и печати, для электронных — квалифицированная цифровая подпись, блокирующая любые попытки внести изменения в подписанный документ.

Представьте, что ваш паспорт считался бы действительным только в здании Паспортного стола. Не самое умное решение, правда?

Есть еще один момент, который заставляет меня говорить о заведомой бессмысленности данной дорожной карты. Дело в том, что система предоставления информации по грузоперевозкам в электронном формате уже существует, и успешно используется Федеральной Таможенной Службой.

Да, возможно там иная структура сведений, по другому строится подача отчетности и не хватает какой-нибудь информации. Но не лучше ли доработать имеющуюся, работающую и вполне адекватную систему вместо того, чтобы создавать очередного оператора-монополиста? Мне кажется тут и говорить не о чем.

Денег сэкономим столько, что страшно даже представить.

Очень хочется верить, что Аркадий Дворкович, который уже вносил какие-то изменения в эту «дорожную карту», обратится к мировому общепризнанному опыту, и вычеркнет само понятие «единого оператора». Ну, или может быть вмешается Федеральная Антимонопольная Служба. Господин Артемьев! Тут явно ваши будущие клиенты, так может, победить врагов еще на подступах?

Добавил Dreamscometrue Dreamscometrue 20 Марта 2018
проблема (9)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать