В России разрабатывают систему предотвращения ДТП в космосе

отметили
30
человек
в архиве

Предприятия госкорпорации «Роскосмос» создают систему для предотвращения столкновений космических аппаратов (КА) на орбите. В случае опасности «небесного ДТП» катастрофы можно избежать за счет маневра КА. Проект «Космический навигатор» будет готов предоставлять необходимую для этого информацию операторам спутниковых группировок.


Международные системы контроля космического пространства ежедневно фиксируют около трех соударений КА с космическим мусором. Реже наблюдаются столкновения двух спутников — первый такой случай произошел 10 февраля 2009 года. На высоте 788 км друг в друга врезались российский «Космос-2251» и американский Iridium 33, образовав облако из нескольких сотен осколков.

По расчетам специалистов, к 2023 году ежедневно будет происходить до 300 столкновений на орбите. Прогноз основан на планах резкого увеличения в ближайшие годы количества запущенных КА благодаря развертыванию систем связи OneWeb, SpaceX и др. Общее количество спутников у этих операторов может составить несколько тысяч.

Для управления КА при таком напряженном космическом трафике несколько предприятий «Роскосмоса» начали разработку системы мониторинга и управления орбитальным движением. В проекте «Космический навигатор» участвуют сотрудники Центра управления полетами, компаний «Российские космические системы» и «ИСС имени Решетнева» и ряда других структур. Об этом говорится в документах корпоративной академии ГК «Роскосмос», которые имеются у «Известий».

В «Роскосмосе» пояснили, что это инициативная разработка организаций отрасли, выполняемая в рамках корпоративной академии.

Согласно документации к проекту, «Космический навигатор» должен стать центром мониторинга спутников и управления ими над территорией России и в зоне видимости отечественных средств контроля космического пространства.

Этот проект — развитие существующей в России автоматизированной системы по предупреждению опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве. АСПОС ОКП работает в интересах государства, а «Космический навигатор» будет предоставлять услуги коммерческим спутниковым операторам. Новая система должна получать от отечественных средств контроля околоземного пространства информацию, предсказывать опасные ситуации и выбирать маневр для увода КА от столкновения. Эту информацию «Навигатор» будет передавать оператору конкретного спутника.

Справка «Известий»
Главные задачи АСПОС ОКП — обеспечение безопасности пилотируемых полетов к Международной космической станции, предотвращение столкновений МКС с космическим мусором. Также система используется для прогноза опасных ситуаций в околоземном пространстве, контроля выполнения техникой полетных заданий. Сейчас система контролирует 76 российских КА, для которых прогнозируется безопасная трасса полета.

По словам сотрудника Dauria Aerospace Виталия Егорова, информация новой системы может быть актуальна для операторов крупных орбитальных группировок. Для этого она должна быть оперативной и качественной.

— Информация должна быть полнее, точнее и оперативнее, чем получаемая от NORAD (объединенная система аэрокосмической обороны США и Канады. — «Известия»), — заявил Виталий Егоров. — Появление альтернативной системы повысит безопасность на орбите. Конечно, государственные спутники никто не отдаст в управление представителям другой страны. Поэтому основным потребителем нового сервиса могут стать операторы крупных коммерческих группировок.

В 2017 году российские системы контроля космического пространства зафиксировали 10 опасных сближений космического мусора с отечественными КА. В 2017 году было предотвращено «орбитальное ДТП» с участием спутника-картографа «Канопус-В» № 1, который вовремя провел маневр уклонения.

Добавил precedent precedent 2 Апреля 2018
проблема (2)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать