Даёшь каждому цЫфровому офицеру по министерству!
Про ЦСР овский доклад о цыфровом вице премьере и его команде. Уже все по моему высказались по поводу. У некоторых «патриотов» даже уже паника похоже возникла. На самом деле сильно бояться не стоит — ничего не получится, как и у господина Абьюзова ранее с его «отрытым правительством», криво сшитым по относительно прямым английским лекалам.
Картинки из доклада:
источник: romansmirnov.org
Вот смотрите «цыфровые офицеры в каждое министерство»:
источник: romansmirnov.org
Кто готовил:
Ключевые обсуждения, в которых появилась идея «Государства-как-Платформы», прошли осенью 2016 года – как правило, в выходные дни – и в них принимали участие заместители министра экономики Олег Фомичев и Савва Шипов, эксперт по государственному управлению Михаил Федоренко и вице-президент Сбербанка Андрей Шаров, который первым и произнес это определение. Без их активного участия появление и продвижение идеи «правильной» цифровизации было бы невозможным. На разных этапах обсуждения в 2016 году участвовали Завен Айвазян, Василий Буров, Михаил Дмитриев, Иван Бегтин и Михаил Прядильников. В декабре 2016 года основные идеи были представлены на встрече рабочей группы «Государственное управление». Я хочу поблагодарить членов этой группы: министра Российской Федерации М.А. Абызова, первого заместителя министра энергетики А.Л. Текслера, тогда первого заместителя министра промышленности и торговли, а ныне губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина за поддержку самой идеи и последующие замечания, которые позволили нам улучшить наши материалы. Отдельная благодарность руководителю рабочей группы «Государственное управление» – председателю Правления ПАО Сбербанк Герману Грефу и главе Совета Фонда ЦСР – Алексею Кудрину, сделавших вопрос реформирования системы государственного управления одной из ключевых тем дискуссии в 2016–2018 гг.Над текстом доклада вместе с авторами работали Иван Бегтин («Информационная культура»), Дмитрий Огуряев («Сбербанк»), Алексей Петунин (SAP), Олег Шакиров, Антон Сокольников. Ценные замечания высказал Владимир Александрович Мау
Причины, почему не получится?
Отбросим конечно, бросающуюся в глаза как выразился бы Карл Маркс — вульгарность т.е. что это все далеко не «Россия во мгле» Герберта Уэллса.
Банально:
Первая причина — некомпетентность, как заказчиков так и исполнителей.
У нас в стране не так уж много реально приличных АйТи компаний — в основной своей массе это «ынтеграторы» перепродающие чужие продукты, решения, причем вдесятьдорого. Почему большинство «неприличные»? Очень просто — на мировом рынке, кроме Касперыча, которого сейчас душат, никого и нет особо (Яндекс это не российская компания), не смотря на разговоры о великих русских программистах — безусловно они великие, но почему то очень быстро сваливают в иностранные компании (в том числе к Лукашенко), где кстати в менеджмент не смотря ни на какие таланты практически не попадают [это отдельная история] — т.е. кто будет делать?
Какой госзаказ в сфере ИТ не возьми, если это не связано с ВПК, это конкретный долгострой, срыв сроков и прч. Короче не Крымский мост.
По поводу «заказчика», «куратора» тоже вопрос, посмотрите, там в списке есть например фамилия Бегтина. Бегло посмотрел в интернет — человек безусловно активный и заметный.
Как то писал про его совместный с ВШЭ, американским фондом USAID проект Декларатор [https://romansmirnov.org/32], где они переписывали имущество 50 тысячи чиновников, но по сути то результата то ноль. Посмотрел итоги хакатона — очень все вяло. Т.е. они не могут работать даже с такими простыми наборами, но это не главное, ETLить можно и обезьяну научить, важнее, что немногочисленные интересующиеся не знают, что собственно с этими данными делать… причина простая — потому что АйТи это всего лишь инструмент. Так будет и с этим «цыфровым» правительством — все рушится простым русским вопросом «ЗАЧЕМ?»
источник: romansmirnov.org
А ответ на него неизбежно приведет к «Госплану».
Вот кстати Иван на фото, вместе с прославившимся разговорами о продаже персональных данных Хачунянином из «сошиалмедиахаба» (компания с офисом в американском Паоло-Альто знающая, что Вы ели на завтрак или любимый цвет чулок Вашей жены — https://www.socialdatahub.com/ru/, не только знающая, но и продающая это знание).
источник: romansmirnov.org
Да еще ЦСР производит впечатление достаточно аморфной структуры, есть там персонажи и совсем из «жидкого металла» — листал тут «блог» одного из директоров (социолог — брал интервью у советских промышленников) — так он у себя черным по белому пишет, что надо параллельно ЦСР еще структуру создавать… :
...
Что делать? Вот несколько сырых мыслей.
1. Создать параллельный ЦСР, целью которого станет разработка альтернативной стратегии развития страны. Принципы организации должны быть иными, чем у ЦСР и у упомянутого Колесниковым ИНСОРа. Их продукцию мы уже видели. Какими должны быть эти принципы – тема отдельного обсуждения. Если коротко – рассредоточенная сеть экспертов.
...
толи зарплату задержали, толи еще чего, но то, что точит ЦСР изнутри это факт :)).
Т.е. сколько их уже было «инсоро» подобных — не выходит коллаборация… ладно отвлеклись.
Вторая причина — дичайшее сопротивление среды — любая подсветка реальных данных, реальных процессов, даже без их изменения вызовет ВОЙНУ, не на жизнь, а на смерть. Бюрократы оттачивают свое мастерство в торпедировании и извращении любых благих начинаний еще со времен Петра I, если не раньше — думские дьячки в приказах, те еще были хитрованы.
Впрочем, если цель просто организовать кормушку и серию венчурных гастролей, стартаптуров, панельных сессий, форсайтов и прч, пускай как говорится работают — специалистов потом привлечем к созданию Российского ГосПлана, ну и какие никакие данные они все же соберут.
По поводу же «паники», что вот нас всех перепишут и прч. Честно говоря не разделяю — уже всех давно переписали по несколько раз. Даже не только те, кто это по долгу службы как говорится делает. Т.е. акценты стоит сместить на то, как сделать этот процесс максимально прозрачным и регулируемым — совершенствовать законы о персональных данных и прч. Вводить как росфинмониторинг в банки — в места где оная бигдата концентрируются — реально «государевых людей» — в принципе америкосы так и делают или вот год назад европейсы утрамбовали гугл конкретно вкрячив ему штраф — в три ярда евро.
https://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-1784_en.htm
https://en.wikipedia.org/wiki/European_Union_vs._Google
Наши тем временем не могут таксистов от яндекса защитить [https://romansmirnov.org/52]
и вобще сейчас как раз слишком много стало появляться цыфроухарей, которые себя круче гугла уже считают, хотя как видим сильные структуры вроде той же еврокомиссии и ему рога обломали, бгг, уж в этом стоит у них поучиться кстати.
Доклад ЦСР “Цифровая трансформация государства. Гражданин и государство в новой цифровой реальности”
Центр стратегических разработок (ЦСР) выпустил доклад “Цифровая трансформация государства. Гражданин и государство в новой цифровой реальности”, его описание есть на сайте ЦСР и доступен полный текст.
О докладе уже написали РБК и думаю что в ближайшие дни СМИ разберут документ по кусочкам.
Я лично принимал непосредственное участие в подготовке документа на уровне экспертной группы сформированной коллективом авторов, авторам и лично Марии Шклярук, отдельное спасибо за итоговый проработанный документ.
Я добавлю от себя что документ этот затрагивает многие аспекты ИТ в государстве в контексте их изменения.
Вот важнейшие, на мой взгляд:
появление вице-премьера ответственного за цифровую трансформациюактивный переход на open source ПО (в отличие от “импортозамещения”)внедрение института и культуры Chief Data Officer(самое сложное) выделение отдельного органа власти/центра ответственного за ИТ бюджетыAPI / OpenAPI
А также 4 ключевых показателя:
Снижение стоимости операций в системе государственного управления.Увеличение скорости оказания государственных сервисов (на порядок).Удовлетворенность пользователей.Отсутствие традиционных «бумажных» сервисов.
Эти показатели идентичны показателям используемым в Великобритании для мониторинга госуслуг.
Да, Вы можете обратить внимание что в нём нехватает упоминания открытости данных, причина этого в том что открытость данных может быть лишь порождением 2-х связанных процессов.
повышение качества государственного управления ИТ и данными и, как следствие, работа государством с данными, в том числе и для раскрытия бизнесу и гражданполитические решения и обязательства по обеспечению прозрачности государства для других частей общества.
В каком-то смысле неэффективность Открытого правительства за эти годы была именно в недопринятых политических решениях и слабости их внедрения именно из низкого качества государственного управления. В ситуации когда пресс-службы ведомств отвечают за публикацию открытых данных — вся тема превращается в формальную отчётность, а не в работу с аудиторией их потребителей.
Именно этот документ охватывает именно качество государственного управления, появление людей понимающих что такое: принятие решений на основе данных.
Подобный путь по формированию сильных команд цифровой трансформации проходили многие страны. Команды цифровой трансформации есть во Франции, Великобритании, Италии, Новой Зеландии, Австралии, США, Сингапуре и многих других странах, городах и территориях.
Центр стратегических разработок, возглавляемый экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным, предложил создать платформу для цифровой трансформации госуправления с куратором в должности отдельного вице-премьера и бюджетом, выделяющимся сейчас на автоматизацию органов власти.
Такие предложения содержатся в докладе ЦСР «Государство как платформа», который имеется в распоряжении «Интерфакса».
«Для обеспечения конкурентоспособности России в долгосрочной перспективе должна быть создана новая система государственного управления, которая станет технологической, нормативной и культурной основой будущего развития. Роль такой основы сможет сыграть „Государство как платформа“ — качественно новая система организации и исполнения функций органов государственной власти РФ, построенная на базе интегрированных и цифровизированных процессов и перспективных технологий (единой системы сбора и хранения данных, цифровой инфраструктуры, автоматизированного принятия решений и т.д.)», — говорится в докладе.
Авторы документа подчеркивают, что в условиях новой цифровой реальности трансформация государственных сервисов становится неизбежной.
«В фокусе развертывания государства как платформы находится гражданин. Человек, идентифицируясь в государственной платформе, с помощью своего „цифрового двойника“ будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями», — отмечается в докладе.
Для этого, по мнению экспертов ЦСР, необходимо «создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, преодолевающей разрозненность ведомственных систем и базирующейся на едином массиве данных». Это позволит перевести все государственные услуги в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации, а также перевести в цифровой формат контрольно-надзорную и разрешительную деятельность.
Авторы доклада поясняют, что на практике реализация преобразований выглядит следующим образом: с момента идентификации в цифровой платформе информация об объекте начнет попадать в общий «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник», который будет пополняться новыми данными.
Со своей стороны, различные платформенные сервисы государства будут активно предлагать гражданину соответствующие услуги (налоги, соцобеспечение и другие).
«Например, при рождении ребенка госсервисы автоматически обеспечат начисление на банковскую карту матери всех положенных выплат, направят по адресу проживания родителей свидетельство о рождении, проведут автоматическую коррекцию „электронного реестра жильцов“ и запишут ребенка в детское дошкольное учреждение», — сообщается в документе.
Авторы доклада считают, что «цифровая трансформация должна управляться на уровне вице-премьера по цифровой трансформации (либо министра при условии наличия вице-премьера по реформе государственного управления), которому подчиняется Центр цифровой трансформации».
«В распоряжение данной структуры управления должен быть передан весь бюджет, выделяющийся в настоящий момент на автоматизацию органов власти, с целью его концентрации на задачах цифровой трансформации», — говорится в документе.
Ключевые обсуждения, в которых появилась идея «Государства как платформы», прошли осенью 2016 года, в них принимали участие заместители министра экономики Олег Фомичев и Савва Шипов, эксперт по государственному управлению Михаил Федоренко и вице-президент Сбербанка Андрей Шаров.
ЦСР предлагает ввести пост вице-премьера или министра по цифровизации госуправления
4 мая, 0:04
По мнению экспертов, текущее состояние системы государственного управления в России не соответствует современным вызовам
Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагает ввести отдельную должность вице-премьера по цифровой трансформации государственного управления или министра, ответственного за это направление. Об этом говорится в докладе ЦСР, поступившем в ТАСС.
«Цифровая трансформация должна управляться на уровне вице-премьера по цифровой трансформации (либо министра при условии наличия вице-премьера по реформе государственного управления), которому подчиняется Центр цифровой трансформации», — говорится в докладе. При этом в каждом органе власти должны появиться замруководители, ответственные за цифровую трансформацию — Chief Digital Officer (CDO, главный менеджер или директор по цифровой трансформации), которые будут подчиняться вице-премьеру, говорится в докладе.
В ЦСР считают, что Центру цифровой трансформации должен быть передан весь бюджет, который выделяется на автоматизацию органов власти. «Несомненно, на первом этапе потребуется распределение этого бюджета на поддержание имеющихся систем и задачи развития. Но Центр цифровой трансформации должен выработать правила, позволяющие развивать системы, которые имеют перспективу в цифровой экономике, и постепенно отказаться от устаревших, которые можно заменить на новые платформенные решения», — полагают в ЦСР.
По мнению экспертов, текущее состояние системы государственного управления в России не соответствует современным вызовам. Для успешной цифровой трансформации система государственного управления в России «должна будет действовать как передовая IT-корпорация», считают в ЦСР. «Реализовать цифровую трансформацию, которая подразумевает переход к государству-платформе, достаточно сложно. Существующая система управления заинтересована в консервации своего текущего состояния на максимально долгий срок. Поэтому должен быть организован процесс развертывания и перехода от сложившихся методов управления к перспективным», — отмечают эксперты в докладе, уточняя необходимость координации и поддержки этого процесса «на самом высоком уровне». Главным архитектором единой государственной цифровой платформы должен стать Центр цифровой трансформации госуправления, подконтрольный соответствующему министру или вице-премьеру, уверены в ЦСР.
Единая государственная цифровая платформа
В докладе «Государство как платформа» эксперты ЦСР говорят о необходимости создать единую государственную цифровую платформу, которая объединит множество ведомственных систем и станет основой для взаимодействия госслужащих, бизнеса и государства. Согласно предложениям ЦСР, платформа должна быть основана на единой базе данных, и у каждого гражданина и организации появится свой «цифровой двойник». Эта платформа и послужит основой для формирования новой системы государственного управления. Так, все госуслуги должны быть переведены в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации. Также цифровым должно стать взаимодействие в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Помощником при выполнении рутинных операций будут решения в сфере искусственного интеллекта, а госслужащие смогут сфокусироваться на выводах.
В ЦСР полагают, что взаимодействие человека и государства изменится коренным образом. «Государство перейдет от предоставления единичных „точечных“ сервисов при помощи государственных (ведомственных) информационных систем (ГИС) и баз данных к комплексному решению жизненных ситуаций человека, которое основано на едином массиве данных и алгоритмах работы с ними, совместно разработанными федеральными органами исполнительной власти. При этом благодаря использованию современных технологий данные граждан будут более эффективно защищены от несанкционированного доступа, а надежное резервирование предотвратит их утрату», — говорится в докладе.
Эксперты ЦСР отмечают, что единая государственная цифровая платформа должна работать следующим образом: после идентификации гражданин будет получать предложения от различных платформенных сервисов государства. К примеру, при рождении ребенка госсервисы автоматически обеспечат начисление на банковскую карту матери всех положенных выплат, направят по адресу проживания родителей свидетельство о рождении, проведут автоматическую коррекцию «электронного реестра жильцов» и запишут ребенка в детское дошкольное учреждение", — отмечают в ЦСР. В перспективе к единой цифровой платформе также могут подключиться и сервисы, разработанные коммерческими организациями, — с этой целью следует разработать специальные стандарты и интерфейсы, уточняют в ЦСР. Граждане должны иметь возможность получить доступ к цифровой экосистеме не только со стационарного компьютера, но также и с различных мобильных устройств, отмечают эксперты.
Создание единой государственной цифровой платформы, по оценкам ЦСР, позволит снизить уровень затрат на общегосударственные расходы на 0,3% ВВП к 2024 году, обеспечит адресность господдержки, повысит скорость процессов и позволит осуществлять дистанционный контроль объектов контроля и надзора. Также снизятся административные издержки бизнеса, сократится нагрузка на компании по предоставлению отчетности. Кроме того, внедрение единой государственной цифровой платформы, в том числе, даст импульс развитию регионов: сократит разрыв в качестве управления между ними и центром, даст решающий толчок устранению «цифрового неравенства» и предоставит одинаковые возможности в использовании современных технологий.
Идея создания в России единой платформы госуслуг не нова — с такой инициативой Минкомсвязь выступала в 2017 году. В начале 2018 года министерство запустило бета-версию единой платформы госуслуг gov.ru, которая объединит все государственные сайты с контентом и сервисами.
Для того чтобы быть конкурентоспособной страной, России необходимо перестроить систему госуправления, фактически заменив привычные органы власти гигантской операционной системой, которая будет частично управляться алгоритмами и искусственным интеллектом. Такое предложение содержится в докладе «Государство как платформа», представленном Центром стратегических разработок Алексея Кудрина. Внимание к докладу особое: с одной стороны, как раз появились новые слухи о возвращении Кудрина во власть (главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов прочит ему крупную должность в администрации президента); с другой — сама идея цифровизации в России словно бы поставлена под сомнение действиями Роскомнадзора и тотальными блокировками.
Чем плоха нынешняя цифровизация?
Цифровизация российской государственной системы уже идет — и, как сказано в докладе ЦСР, в этой сфере Россия внешне «не отстает катастрофически» (что звучит почти как комплимент). Создан единый портал госуслуг, открыты многофункциональные центры, практически все ведомства создают собственные базы данных и внедряют электронные сервисы. Чего же еще надо?
Как считают в ЦСР, если это движение будет идти в прежнем темпе и направлении, то оно, во-первых, окажется слишком медленным, во-вторых, приведет к неприятным явлениям вроде «цифрового феодализма». Это когда каждое ведомство, оперируя собственным бюджетом, обособленно хранит свои данные, автоматизирует архаичные практики и в целом создает изолированную цифровую среду, не желая взаимодействовать с другими службами.
В результате граждане и бизнес сталкиваются с тем, что хотя некоторые услуги предоставляются в электронном виде, на деле это все равно неудобно для пользователя. А взаимодействие между органами власти остается дорогим и медленным. По сути это то же государство, где бумаги заменили электронными документами, а в ЦСР считают, что нужно менять саму философию государственного устройства в соответствии с новыми возможностями и принципами, которые рождает четвертая промышленная революция.
Ваш цифровой двойник
Авторы доклада предлагают идти по пути «Государства-как-Платформы» (или просто «Платформы») — создания единой программно-аппаратной среды, в которой будут осуществляться все государственные процедуры. Например, если сейчас у вас могут быть отдельные «аккаунты» в разных электронных государственных системах, то «Платформа» предполагает создание единственного аккаунта для каждого человека — «цифрового двойника». Такой «двойник» будет появляться одновременно с рождением человека, и информация о нем станет постепенно копиться в государственных базах данных. С помощью этого «двойника» человек и будет взаимодействовать с государством, функция которого в свою очередь должна меняться от управляющей к сервисной.
Еще одна важная для рядового гражданина черта «Платформы» — иной подход к госуслугам, которые система должна будет сама проактивно предлагать пользователям, а если возможно — просто предоставлять их по умолчанию. Например, когда рождается ребенок, мать должна получать причитающиеся ей выплаты не после обращения в необходимые органы и предоставления документов, а автоматически — на банковскую карту.
«Платформа» должна будет представлять собой единый массив данных, применять единые принципы архитектуры, иметь возможность обновления технологий и быть прозрачной для пользователей. Пользователи смогут подключаться к ней через разные устройства и идентифицироваться по биометрическим параметрам. А независимые разработчики смогут взаимодействовать с «Платформой» через API и, опираясь на массив государственных данных, писать приложения, которые будут упрощать жизнь людей.
Новый вице-премьер с большим бюджетом
По предложению ЦСР, заниматься созданием этого глобального цифрового комплекса должен «Центр цифровой трансформации государственного управления», который будет подчиняться профильному «цифровому» вице-премьеру (или хотя бы министру). Он же получит под свой контроль весь бюджет по цифровизации государственного управления. Ведомства при этом должны будут ввести должности Chief Digital Officer (что-то вроде «замминистра по цифровизации»), но те, как предполагается, будут лишь координировать интеграцию ведомственных баз данных в «Платформу».
Плюсы для государства
В ЦСР считают, что появление «Платформы» будет полезно не только для граждан, но и для государства как такового. Система ускорит и упростит принятие решений, повысит качество управления, исключит из многих процессов человеческий фактор и лишит коррупцию своей почвы.
Базовыми принципами «Платформы» в ЦСР называют «человекоориентированность» (принцип «государство для людей») и «человеконезависимость» (система работает по своим правилам и не зависит от конкретных чиновников).
«Качественно изменится принятие решений — от медленного, человекозависимого сбора и обработки данных из разных источников принятие решений в большой степени станет быстрым, системным, будет основываться на достоверных и надежных данных и человеконезависимых алгоритмах, включая искусственный интеллект», — предрекают в ЦСР.
Как, когда и сколько стоит?
Доклад ЦСР — это не государственная программа и даже не стратегия, а лишь предложение экспертов (пусть и очень авторитетных). В нем не прописано ни конкретной стоимости такого крупного проекта, ни сроков его реализации. В то же время в докладе говорится, что создание комплекса уже к 2024 году позволит сократить государственные расходы на госуправление на 0,3% ВВП — то есть, очевидно, авторы надеются, что «Платформа» может быть создана и запущена уже в ближайшие годы.
Учитывая объективные тенденции глобального прогресса, заинтересованность Владимира Путина в цифровизации и высокий статус ЦСР (организацию считают разработчиком экономической программы для четвертого срока Путина), можно предположить, что у этой разработки команды Кудрина действительно есть шанс воплотиться в жизнь.
Однако, учитывая российские реалии, нельзя не отметить, что идея создания подобной системы наверняка вызовет настороженность граждан. С одной стороны, слишком уж все это попахивает «большим братом». С другой, учитывая нашу коррупцию и разгильдяйство, мало верится в безопасность баз данных. Другие риски называют в докладе сами разработчики: недостаток опыта, инертность населения, нехватку финансов, сопротивление существующих управленческих структур.
Да и борьба за бюджет на «цифровизацию» в элитах наверняка будет жестокой. Останутся ли у победителя этой битвы силы на реализацию самого проекта?
Центр Кудрина предложил перевести чиновников на «цифровой менталитет»
Центр стратегических разработок Алексея Кудрина представил расширенную программу трансформации системы госуправления. Эксперты предлагают перевести чиновников на «цифровой менталитет» и ввести еще одну должность вице-премьера
Нынешняя система госуправления «заинтересована в консервации своего текущего состояния» на максимально долгий срок, пишут авторы доклада «Государство как платформа», разработанного экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина (есть у РБК). По их мнению, она нуждается в цифровой трансформации, что подразумевает переход к новой системе «Государство как платформа» (ГкП).
Среди ключевых целей — отсутствие традиционных бумажных сервисов, сокращение общего количества государственных информационных систем (ГИС), развитие «цифрового менталитета» у чиновников, переход к культуре «государство для меня» (внедрение государством онлайн-сервисов, которые будут удовлетворять запросы граждан и бизнеса). Авторы доклада считают, что для реализации этих принципов система государственного управления должна научиться работать как передовая IT-корпорация.
В преддверии реформы
Предметное обсуждение реформы госуправления, которую предлагает Кудрин, уже стартовало. Она обсуждалась в конце апреля на встрече председателя совета ЦСР с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Они говорили о реформе с другими экспертами ЦСР и главой Сбербанка Германом Грефом, который курирует в центре предложения насчет увеличения эффективности чиновников. Как писал РБК, предложения команды Кудрина включают в себя снижение расходов бюджета на госаппарат на треть, а также сокращение числа госслужащих, повышение ответственности министров за выполнение стратегических приоритетов и создание нового госоргана для управления кадровой политикой.
В ходе реформы необходимо перевести все процессы взаимодействия власти с гражданами на электронную площадку, говорится в докладе ЦСР. Сам процесс принятия решений предлагается разделить на две части. Часть решений операционного уровня может быть передана «интеллектуальным агентам» — программным системам, работающим на основе искусственного интеллекта. Они могут взять на себя всю рутинную работу, а также обеспечить выполнение контрольно-надзорных функций, предлагают эксперты. Что касается более сложных задач, требующих политических решений или «человеческого» подхода, ими должны заниматься специально подготовленные профессионалы.
«В результате сам государственный аппарат в идеале превратится в малочисленную и высокопрофессиональную службу, обеспечивающую наиболее сложные функции и профессионально работающую с автоматизированными системами», — пишут эксперты. Одними из первых переводу на систему «интеллектуальных агентов» подлежат контрольно-надзорные функции, считают в ЦСР. С проблемами в сфере надзора эксперты связывали недавний пожар в Кемерово, во время которого погибли 60 человек.
Каждому по двойнику
Как считают в ЦСР, новые условия позволят оперативно получать обратную связь от объектов управления и улучшить работу с ключевыми показателями развития. Изменится также взаимодействие человека и государства. При переходе к ГкП государство откажется от предоставления точечных услуг в пользу комплексных решений проблем граждан.
Одна из мер, которая сделает это возможным, — создание так называемого цифрового двойника. При рождении ребенка данные о нем попадут в «океан данных», где и возникнет такой двойник. Впоследствии он будет обрастать все новыми данными, на основе которых сервисы будут предлагать людям те или иные услуги. Все процессы будут автоматизированы — от начисления на счет матери социальных выплат и записи ребенка в детский сад до приглашения через 14 лет прийти получить паспорт.
Идеи ЦСР в целом верные, но в некоторой степени они более амбициозны, чем то, в каком виде их можно будет воплотить даже в пределах одного политического срока, отмечает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, эти меры скорее задают общий вектор развития государства с точки зрения активного внедрения цифровых технологий в сферу управления.
«И граждане, и бизнес давно ждут минимизации различного рода издержек, которые им приходится нести при взаимодействии с государственными органами. В этой связи сокращение контрольно-надзорных функций и ликвидация разного рода посреднических услуг — меры, которые точно необходимо осуществить в рамках реформы системы госуправления», — говорит Климанов.
Министр по цифровой трансформации
Идея «Государства как платформы» нуждается в координации и поддержке на самом высоком уровне, считают эксперты ЦСР, в связи с чем предлагают создать Центр цифровой трансформации госуправления. Руководить им должен либо вице-премьер по цифровой трансформации (пока такой должности в правительстве России не существует), либо министр (при условии наличия вице-премьера по реформе государственного управления).
Весь бюджет, который сейчас выделяется на автоматизацию органов власти, должен быть передан этой структуре. Она, согласно докладу, должна взять на себя функции «главного архитектора», осуществляющего экспертное руководство на уровне всей страны и определяющего развитие государственных сервисов и платформ. Чтобы обеспечить госструктуры работниками, обладающими цифровыми компетенциями, предлагается создать программу тренингов и повышения квалификации, а также систему мотивации и стимулирования для сотрудников трансформируемых органов государственной власти.
Меры, которые предлагают в Центре Кудрина, потребуют как значительных финансовых ресурсов, так и повышения кадрового потенциала, считает Климанов. «Это может повлечь за собой проведение определенного бюджетного маневра с точки зрения переброса ресурсов с одних целей на другие», — говорит эксперт. По его мнению, в рамках такой реформы часть чиновников и даже целые госструктуры должны сократить свои функции.
«Другой вопрос — насколько само государство готово к таким кардинальным перестройкам в кратчайшие сроки. Для этого, безусловно, нужна будет сильная политическая воля», — добавил Климанов.
Автор: Екатерина Копалкина.
Цифровая трансформация государства. Гражданин и государство в новой цифровой реальности
В условиях новой цифровой реальности трансформация государственных сервисов становится неизбежной. В фокусе развертывания государства как платформы находится гражданин. Человек, идентифицируясь в государственной платформе, с помощью своего «цифрового двойника» будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями.
По мнению авторов доклада ЦСР, нашей стране необходимы следующие изменения:
Создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, преодолевающей, разрозненность ведомственных систем и базирующейся на едином массиве данных; Перевод всех государственных услуг в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации, перевод в цифровой формат контрольно-надзорной и разрешительной деятельности; Формирование «цифровых двойников» граждан, организаций, объектов и проактивное предоставление государственных услуг на основе развития «цифрового двойника»; Создание министерства по цифровой трансформации, ответственного за реализацию перечисленных изменений.На практике реализация преобразований выглядит следующим образом. С момента идентификации в цифровой платформе информация об объекте начинает попадать в общий «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник», который далее будет пополняться новыми данными. Со своей стороны, различные платформенные сервисы государства будут активно предлагать гражданину соответствующие услуги (налоги, соцобеспечение и пр.).
Например, при рождении ребенка госсервисы автоматически обеспечат начисление на банковскую карту матери всех положенных выплат, направят по адресу проживания родителей свидетельство о рождении, проведут автоматическую коррекцию «электронного реестра жильцов» и запишут ребенка в детское дошкольное учреждение.
«Реализовать цифровую трансформацию, которую подразумевает переход к государству-платформе, достаточно сложно. Существующая система управления заинтересована в консервации своего текущего состояния на максимально долгий срок. Потому должен быть организован процесс развертывания и перехода от сложившихся методов управления к перспективным. Его необходимо координировать и поддерживать на самом высоком уровне – в том числе введя вице-премьера по цифровой трансформации, выступающего главным архитектором системы» — говорится в докладе.
Каких только причин не называли, почему у нас не пойдет информатизация управления. А вот основную причину почему-то все дружно забыли. А она проста как три копейки: исполнять действия в системе будут тупые и ленивые чиновники, привыкшие заниматься не работой с данными, а отписками. И пока эту причину не уберут, никакого толку от информатизации не будет. Как иллюстрацию хочу привести реально случившуюся со мной историю.
Предистория.
Я довольно давно (года два) пользуюсь личным кабинетом (ЛК) на сайте налоговой службы. Штука достаточно удобная, если приложить некоторые усилия по разруливанию первичных проблем: привести в соответствие первичные данные (они часто содержат ошибки), проверить и актуализировать объекты налогообложения и прочее подобное. После этого расчеты с государством становятся достаточно удобными и не нужно бегать в саму налоговую службу. Когда я начал пользоваться ЛК, то пришлось попереписываться, но после того, как в учетных записях навели порядок, стало довольно удобно. Все начисления налогов сразу видны, платить довольно удобно (можно прямо из ЛК), прохождение платежей тоже сразу видно. Замечу, что расчеты с НС я делаю сразу же, потому как не люблю быть должником. На момент произошедшего никаких долгов по налогам у меня не было. Теперь сама история.
История:
В марте 2018 года обычной почтой (в почтовый ящик) свалился следующий документ (прошу прощения за плохое качество):
в котором моя налоговая меня извещает, что на 22.02.2018 у меня имеется задолженность по налогам на сумму немного более 1000 рублей и грозно требует эту самую задолженность срочно погасить. Платежка для оплаты прилагалась там же. Данный документ вызвал у меня некоторый когнитивный диссонанс, поскольку я точно знал, что никаких долгов по налогам у меня быть не может, все оплачено. Лезу в ЛК, никакого упоминания о том, что я что-то должен, нету… На этом историю можно было бы и закончить, но я, терзаемый любопытством, 17 марта направляю в налоговую (через ЛК) письмо следующего содержания:
Прошу объяснить появление приложенного документа, пришедшего по обычной почте. Никаких задолженностей не имеется, налог на имущество выплачен в декабре.
Документ, соответственно, был прицеплен к письму.
4 апреля получаю ответ:
Типичная отписка из которой ничего не понятно, кроме того, что мой последний платеж по налогам был зачислен. Ни откуда взялось извещение, ни есть ли долг — совершенно не понятно. При этом похоже, что для ответа просто был применен какой-то стандартный шаблон.
Пришлось 5 апреля направлять следующее письмо:
17.03.2018 мною было направлено обращение по поводу полученного по обычной почте Требования №ХХХХ с извещением о задолженности в размере 1014,78 рублей, где я просил объяснить происхождение данного документа, поскольку никаких задолженностей ни на конец 2017 года, ни на настоящее время за мной в личном кабинете не числится. Все задолженности по налогам были погашены еще в 2016 году. Фото полученного документа было приложено к обращению. 04.04.2018 был получен ответ, из которого совершенно не ясно, откуда появилось требование по уплате задолженности, при отсутствии таковой в личном кабинете. Прошу ответить на конкретные вопросы:
1. Имеется ли у меня по состоянию на 22.02.2018 года задолженность по налогам (что следует из полученного требования) и на каком основании она появилась (если имеется).
2. Почему данная задолженность (если она имеется) не отражена в моем личном кабинете?
К обращению прикладывается фото полученного требования и направленный мне ответ.
23 апреля был получен ответ:
Обратите внимание, что примерно 80% текста не имеет никакого отношения к тому, о чем я спрашивал, ответ содержится только в 3-х последних абзацах. Похоже, что они просто были вставлены в какой-то стандартный шаблон.
Заключение.
Как я уже написал выше, я не знаю в каком ключе эту историю рассматривать. С одной стороны ответ был получен и требование отозвано. Но возникают вопросы:
1. Почему нужно было писать 2 раза? Неужели так сложно было сразу же ответить, что никаких долгов нет и требование отзывается?
2. Откуда вообще взялось требование в бумажном виде, пришедшее по почте, и кто на него потратил «государевы» денежки? Ведь судя по ответу налоговой:
Направление налоговых уведомлений для пользователей Личного кабинета осуществляется в электронном виде, без направления по почте на бумажном носителе, если налогоплательщиком не заявлено иное.
У меня в настройках как раз и стоит галка, что бумажные уведомления не направлять.
Так много новостей, когда очередной лузер объясняет, что что-то не получится.
Хотелось бы читать чуваков, которые расскажут что всё получится и как.
ГОСУДАРСТВО КАК ПЛАТФОРМА
(КИБЕР)ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
EXECUTIVE SUMMARY 5
ВВЕДЕНИЕ 10 1.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 15 1.1.
Предпосылки создания Платформы 15 1.2.
Что должна делать Платформа 17 2.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ ПЛАТФОРМЫ 19 3.
БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРА 22 4.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА 26 5.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 28 6.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЛАТФОРМЫ 29 6.1.
Принципы управления 29 6.2.
Структура управления 30 6.3.
Формы участия бизнеса 34 7.
ПОДХОД К РАЗВЕРТЫВАНИЮ ПЛАТФОРМЫ 35 8.
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕХА РАЗВИТИЯ ПЛАТФОРМЫ 36 9.
КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ РЕАКЦИИ 38
Прежде чем писать такие доклады, авторам необходимо усвоить разговорный русский язык. Это заблуждение, что работы об устройстве Государства пишутся только на чиновничьем, канцелярском, юридическом языке.
В общем, они не прошли тест на знание языка уже в первом предложении.
У нас в стране не так уж много реально приличных АйТи компаний — в основной своей массе это «ынтеграторы» перепродающие чужие продукты, решения, причем вдесятьдорого. Почему большинство «неприличные»? Очень просто — на мировом рынке, кроме Касперыча, которого сейчас душат, никого и нет особо (Яндекс это не российская компания), не смотря на разговоры о великих русских программистах — безусловно они великие, но почему то очень быстро сваливают в иностранные компании (в том числе к Лукашенко), где кстати в менеджмент не смотря ни на какие таланты практически не попадают [это отдельная история] — т.е. кто будет делать?
че??? пиздун. ABBY, Cognitive, Cognitive Technologies, Avito, VK, те же Яндексы с Мэил ру которые разрабатывают продукты которые используются на мировом уровне. Короче аффтор крайне далек от айти. Бредням такого «эксперта» доверять не стоит.
Он скорее всего считает про них аналогично этому
Яндекс это не российская компания
Забывая, что у нее только регистрация зарубежная.
Картинки кстати правильные очень, и с ходу такое не сделать, все это началось еще при медведеве и должно было пройти несколько лет пока не набралась критическая масса доступных данных. И вот сейчас можно уже далать все микросервисно и бигдатно.
Они говорили о реформе с другими экспертами ЦСР и главой Сбербанка Германом Грефом, который курирует в центре предложения насчет увеличения эффективности чиновников. Как писал РБК, предложения команды Кудрина включают в себя снижение расходов бюджета на госаппарат на треть, а также сокращение числа госслужащих, повышение ответственности министров за выполнение стратегических приоритетов и создание нового госоргана для управления кадровой политикой.
идеи правильные и их внедряют по всему миро потихоньку, тут надо не отстать. Но чето сомнительно что введение таких систем позволит снизить гос-аппарат. Будет больше данных и больше вариантов решений которые нужно будет анализировать и принимать.
Уменьшение кол-ва чиновников снизит управляемость. Увеличение их численности — общемировой тренд. Потому что сложность мира в котором мы живем и кол-во сфер деятельности все больше и больше возрастает.