G7 или G6+1: коммюнике озвучено, но Трамп заявил, что не поддержит его
источник: cdn1.img.ria.ru
Страны G7 чуть ли не впервые столкнулись с отсутствием единства по важнейшим экономическим и политическим международным проблемам. Встречу в Ла Мальбе даже окрестили «G6 + Трамп», имея в виду особую позицию США по ряду ключевых вопросов.
Так, США в одностороннем порядке вышли из Парижского соглашения по климату, договоренности по иранской ядерной программе, а также ввели пошлины на сталь и алюминий в том числе против Канады и своих европейских партнеров. Появился реальный риск, что лидеры впервые не смогут согласовать итоговое коммюнике саммита. Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Канады Джастин Трюдо предупредили Трампа, что без уступок с его стороны по комплексу вопросов заключительное коммюнике они подписывать не будут.
Опасения, как казалось, не оправдались: финальный документ встречи все-таки был одобрен всеми членами группы. По крайней мере, на бумаге все сходится. «Мы, лидеры G7» — так начинается коммюнике.
Американского президента обидели «ложные», по его словам, высказывания канадского премьера Трюдо на итоговой пресс-конференции. Объяснения заявлений своего руководителя со стороны Белого дома пока не последовало.
Согласно итоговому коммюнике, стороны договорились о «свободной, честной и взаимовыгодной торговле» и заявили о «важности борьбы с протекционизмом». Руководители стран призвали Иран воздержаться от запусков ракет и других «дестабилизирующих» действий. Лидеры G7 обвинили сирийские власти в применении химического оружия наряду с группировкой «Исламское государство»*.
Главы семи государств также пришли к согласию по будущему отношений с Москвой. «Мы призываем Россию прекратить своё дестабилизирующее поведение, подрывание демократических систем и поддержку сирийского режима», — говорится в документе.
По итогам саммита G7 лидеры заявили о готовности «принять дополнительные ограничительные меры» против России. " Группа семи" также поддержала Великобританию в том, что за отравлением в Солсбери, по их мнению, стоит Москва. Отношения России и Британии резко обострились на фоне инцидента 4 марта в Солсбери, где были отравлены работавший на британские спецслужбы экс-полковник запаса ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, а также пострадал сотрудник полиции Уилтшира Ник Бейли. Лондон утверждает, что к отравлению нервно-паралитическим веществом A234 причастно российское государство. Москва категорически это отрицает.
Лидеры «семерки» договорились продолжать взаимодействие с Россией в решении региональных кризисов и глобальных вызовов, когда «это в наших интересах».
Трамп опоздал, но все-таки пришел на сессию G7, посвященную гендерному равенству. А вот дискуссию по мерам защиты окружающей среды американский президент пропустил: ему предстоял долгий перелет в Сингапур, где 12 июня должна состояться его встреча с лидером КНДР Ким Чен Ыном.
По словам главы МИД Канады Христи Фриланд, в вопросе о переговорах с северокорейским руководителем Трамп получил всеобщую поддержку. Однако, возможно, это не единственная причина, по которой Трамп проигнорировал природоохранную сессию. Президент известен своим скептическим отношением к проблеме глобального изменения климата, год назад США в одностороннем порядке вышли из Парижского климатического соглашения, которое подписали почти все государства мира.
В любом случае теперь внимание мирового сообщества переносится в Сингапур. Трамп сообщил, что ему понадобится лишь «минута», чтобы определить серьезность намерений лидера КНДР Ким Чен Ына.
Накануне вылета в Канаду Трамп вновь всех удивил: он предложил вернуть Россию в объединение, тем самым восстановив формат G8. «Думаю, это было бы хорошо для мира, для России, для США, для всех стран G7. Думаю, что G8 была бы лучше, и возвращение России было бы хорошо. Мы ищем мира во всем мире, а не играем в игры», — объяснил американский лидер.
Россию исключили из группы в 2014 году из-за «аннексии Крыма» и «дестабилизации ситуации на Украине». Идею позвать Россию обратно с учётом ее «центральной роли в самых деликатных геополитических делах» открыто поддержал и новый итальянский премьер Джузеппе Конте. Возможно, в ряду сторонников G8 был кто-то ещё: по словам самого Трампа, «некоторым людям» нравится эта идея.
Сама Россия в группу «семи» не очень-то стремится. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ранее говорил, что Москва хотела бы сосредоточиться на работе в G20. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «перспективным форматом» является «двадцатка». Замглавы МИД Сергей Рябков назвал формат G7 «выдыхающимся», из «прошлого». Аналогичного мнения придерживаются и в экспертном сообществе.
* Запрещенная в России террористическая организация