Российская господдержка частной космонавтики США

отметили
14
человека
в архиве

Роскосмос собирается закрыть производство ракеты “Протон”(Рогозин: производство «Протонов» прекратят после выполнения контрактов). Самый конкурентоспособный и самый доходный на внешнем рынке гражданский продукт, заработавший за двадцать лет до $10 млрд (4 годовых бюджета Роскосмоса) закрывается в рамках «программы финансового оздоровления Центра им. Хруничева». “Протон” закрывается чтобы освободить дорогу ракете “Ангара” — экологически чистой, но неконкурентоспособной на мировом рынке ракете.


Конечно отказ произойдет не сразу, обещают выполнить все сегодняшние контракты, хотя их не так уж и много. Т.е. пару лет “Протон” еще полетает, но потом всё. Фактически это означает, что Роскосмос полностью уходит с мирового рынка запуска геостационарных спутников — самой денежной части рынка коммерческих космических запусков, на котором всего 9 лет назад Россия занимала до 60%.

источник: ic.pics.livejournal.com

Мировой коммерческий космический рынок развился в 90-е и 2000-е годы во-многом благодаря дешевым российским ракетам. То есть голодающие постсоветские инженеры на технологическом заделе СССР создали условия для развития космических услуг по всему миру так, что сегодня коммерческие космические компании на телекоммуникации, навигации, съемке Земли в год зарабатывают примерно в четыре раза больше чем все государства мира ежегодно тратят на космос. В 2010-е на этот развившийся рынок пришел американский предприниматель Илон Маск, который cумел предложить ракету чуть дешевле и чуть надежнее русских. До сегодняшнего дня он сумел снять неплохой слой сливок с рынка запусков, но сегодня Роскосмос вообще отказывается от конкуренции и сдается без боя.

Единственная ракета в мире, которая могла бы почти наравне конкурировать с самой современной и частично многоразовой ракетой Falcon 9 Block 5 — это “Протон Средний”, который без госфинансирования и в инициативном порядке разрабатывался в агонизирующем Центре им. Хруничева. “Ангара” на такое неспособна в принципе.

Отказ от “Протона” объясняется экономией. Центр им. Хруничева погряз в долгах, которые частично пытается погасить за счет продажи московской территории предприятия. Сейчас идет перевод производственных мощностей в Омск. Московские площади Центра им. Хруничева сокращаются, кадры урезаются вдвое, а оставшиеся промышленный площадки заполняются оборудованием “эвакуированным” с освобождаемых под жилую застройку площадей. Средств и ресурсов на сборочную линию “Протона” в Омске, кажется не хватило. Дополнительно теперь можно сэкономить забросив пусковые площадки “Протонов” на Байконуре. Казахстан с радостью воспримет прекращение пусков ядовитой-гептиловой ракеты, которыми там давно недовольны, но пока терпят.

В перспективе, закрытие “Протона” ведет к уходу России с Байконура совсем. Уже закрывается “Гагаринский старт”. Казахской стороне передаются две пусковые площадки “Зенитов” по программе Байтерек. С 2014 года закрыт проект конверсионной ракеты “Днепр” из-за разногласий с Украиной. После отказа от “Протона” на Байконуре останется одна действующая пусковая площадка для ракеты “Союз-2”. То есть из космического порта, который сегодня позволяет запуски всех типов полезных нагрузок на все типы орбит, Байконур вернется к функционалу 1961 года: запуск пилотируемых околоземных кораблей и низкоорбитальных спутников ракетой средней грузоподъемности “Союз”. А после завершения пилотируемой программы МКС в 2024 году космодром можно просто закрыть за ненадобностью — стартовые столы “Союза” есть и на Плесецке, и на Восточном.

С отказом от “Протона” Россия потеряет доступ к геостационарной орбите для своих тяжелых спутников, и “Ангара” сможет заменить его только через 3-4 года, т.е. на это время Роскосмос не только теряет коммерческие перспективы, но и ставит под угрозу государственную задачу сохранения доступа в космос.

Принятие решения о закрытии “Протона” сложное, но вынужденное. Эта ракета, которая сегодня имеет низкую цену за счет отработанности технологии и низкой оплаты труда, и востребована на мировом и внутреннем рынке. Правда из-за подпорченной статистики аварийности имеет высокую процентную ставку по страховке, и проигрывает Falcon 9. “Протон” создается по устаревшим технологиям, имеет токсичное дорожающее топливо, и запускается только с Байконура, т.е. его пуски зависимы от политического климата в отношениях России с Казахстаном. По предыдущим планам Роскосмоса “Протон” должен был летать до 2025 года, хотя нет никаких видимых причин останавливаться на этом году.

С другой стороны “Ангара” — “экологически чистая” (точнее, просто не токсичная) ракета, которая находится только в экспериментальном производстве, имеет более сложные и дорогие двигатели, требует летных испытаний, и в полтора-два раза дороже “Протона”. Под “Ангару” построена только одна пусковая площадка в Плесецке, с которой невозможны пуски тяжелых геостационарных спутников нынешней версией “Ангары”. Возможно увеличение ее грузоподъемности примерно в полтора раза за счет водородной ступени — теперь такую ракету называют “супертяжелый вариант”, хотя он в полтора раза будет уступать ракете Falcon Heavy. Либо потребуется строительство стартового стола под “Ангару” на Восточном. Такие планы были, но стройка “второй очереди космодрома Восточный” задерживается. Высокая цена строительства и урезание бюджетов сначала вынудила Роскосмос отказаться от одного из планируемых двух стартовых столов для “Ангары”, а потом расходы на строительство решили переложить на Минобороны. Сегодня уже можно забыть прежнюю характеристику Восточного как “первого гражданского космодрома России”.

Получается экономия на “Протоне” мнимая — перенести производство и сохранить стартовые столы выйдет дешевле, чем осваивать серийное производство с нуля и строить новые пусковые площадки. Проблема в том, что Роскосмос не может отказаться от “Ангары” поскольку слишком долго убеждал всех вокруг и самого себя в ее выгоде для будущего отечественной космонавтики. Ставка на “Ангару” — это попытка сэкономить дважды: отказаться от накладных расходов на “Протон” и переложить расходы на стартовые столы и летные испытания “Ангары” на Минобороны, которому больнее всего отказ от геостационарных пусков хотя бы на год. Это воплощение нынешнего стремления Роскосмоса снизить расходы и повысить доходы, чего от него давно все требуют. К сожалению, этот “бизнес-план” практически исключает попытки конкурентной борьбы на внешнем рынке и замыкает Роскосмос на государственном заказе.

Зато отказ от “Протона” освобождает возможности для российских частников. Например, компания S7 Space намерена активно выходить на внешние рынки с восстановленным «Зенитом» или будущей ракетой “Союз-5” производства РКК “Энергия” или даже многоразовой ракетой “Союз-5 SL” собственного производства. Отказ от “Протона” выгоден S7, поскольку освобождает долю рынка. Хотя сейчас бизнес компании заблокирован тем же Роскосмосом из-за его неготовности продавать компоненты для российско-украинской ракеты “Зенит”, которую S7 Space могла бы запускать сегодня. Вариант запускать с морской платформы S7 Space что-то кроме “Зенита” или будущего “Союза-5” исключен по техническим причинам.

Кажется пока никто не рассматривает возможность отдать “Протон” частникам, хотя определенный смысл в этом есть. Производство “Протона Среднего” почти налажено, производственные мощности есть, кадры есть, пусковые площадки есть, все необходимые международные соглашения есть, рынок есть. Если бы в России появился частник, готовый инвестировать $300-500 млн в собственный ракетный бизнес и продолжать конкурентную борьбу на мировом рынке, то возможно Роскосмос согласился бы уступить ему заслуженную, но ставшую ненужной ракету вместе с производством и пусковыми площадками.

Добавил fStrange fStrange 28 Июня 2018
проблема (13)
Комментарии участников:
fStrange
-1
fStrange, 28 Июня 2018 , url

Это никак не «у» а соновость.

Закрытие протона не главное в новости.

Имя_Фамилия
+1
Имя_Фамилия, 28 Июня 2018 , url

Тогда я могу это  со-новостью  оформить?

chel_c, 22 Июня,

url
Аминь.

Проэкт «Протон» нам был навязан рамками участия в общих с американцами программах. Возможности его модернизации давно исчерпаны.

Другое дело «Ангара». Конечно, при условии что проект не продолжат разваливать мудаки...

Забыл добавить, Еще бы «Союз» с «Энергией» подстегнули. Хоть «Ангара» и совершеннее, но ценник не позволяет конкурировать с аналогами...

 тоже между прочим  блогер в ЖЖшке, уважаемый хантер, эксперт  в области IT и  програмного  обеспечения. 

давайте вместо новостей дисскуссионный филиал  ЖЖ устроим. 

fStrange
-1
fStrange, 28 Июня 2018 , url

Тогда я могу это со-новостью оформить?

 оно уже там.

oleg_ws
+1
oleg_ws, 28 Июня 2018 , url

Так о событии, а здесь разбор полетов

Никандрович
0
Никандрович, 28 Июня 2018 , url

Была новость про «Протон» и «Ангару» от РИА

В «Роскосмосе» заявили о закрытии проекта «Протон»

А эта новость от зеленПукина :)

fStrange
+1
fStrange, 28 Июня 2018 , url

Новость не про закрытие протона. Новость про закрытие в соновостях.

ку
+2
ку, 28 Июня 2018 , url

ЗеленыйКот (Виталий Егоров) — видный блогер по космонавтике, работал в Dauria Aerospace, он и лекции читает по теме.

oleg_ws
+1
oleg_ws, 28 Июня 2018 , url

Да… Грустно… И из Москвы выкидывают, и ряд неудачных стартов, и проблемы при производстве...

И произошло пока Рогозин все это курировал

fStrange
+1
fStrange, 28 Июня 2018 , url

Хуже Рогозина он мог только Мудко на космос назначить.

oleg_ws
0
oleg_ws, 28 Июня 2018 , url

Одно время считал Рогозина достаточно перспективным, даже за его партию в свое время голосовал. А они тогда первым делом свою партию развалили. Да и до чего эту отрасль довели...

k-s
+2
k-s, 28 Июня 2018 , url

В статье же признается, что Протон просто проиграл конкуренцию Фалькону. Протон дороже, ядовитее, менее надежен, мнее технологичен. Для России — он запускается из Казахстана, имеет иностранные комплектующие.

Изначально Ангара Протон и должна была заменять. А раз Протон сдулся, ну значит нужно замену форсировать, чтобы кота за яйца еще 20 лет не тянуть и чтобы Хруничев не распылялся на две разные ракеты.

И кот почему-то не затрагивает тему того, что падение количества заказов на Протон делает его штучным товаром, а значит его цена сразу возрастает и очень заметно. Что еще более усугубляет его коммерческую непривлекательность.

А идея отдать производство с персоналом частникам — а кто Ангару будет делать то?

fStrange
0
fStrange, 28 Июня 2018 , url

Ангара неконкурентна даже после доработок. Она мертворожденная. Об даже в Роскосмосе не стесняясь говорили неоднократно.

И фактически существовать она сможет только на госзаказе. Поддерживать на госзаказе убыточное решение = терять деньги на развитие.

k-s
+1
k-s, 28 Июня 2018 , url

А с Протоном что лучше дела? Он потерял все заказы, потому что Фалькон лучше оказался. Значит у Протона остался только госзаказчик и штучное производство для него. А штучное производство делает ракету еще дороже, что, в купе с ненадежностью, ядовитостью, наличием иностранных комплекующих, возможностью запуска только с территории иностранного государства, устарелостью и пр, делает его неинтересным даже для госзаказчика.

Ну и значительная часть разговоров об Ангаре, ее мертворожденности и прочем, я думаю, свазяна как раз с тем, что Хруничу было интересно сидеть на попе, ничего не делать и дальше клепать говно мамонта, попутно разворовывая все что можно.

Сейчас им ничего не останется, как довести Ангару до ума. Иначе они совсем кончатся.

fStrange
-1
fStrange, 28 Июня 2018 , url

С протоном не лучше.

Но у нас сейчас есть 2 альтернативы.

дешевый протон. Который отлажен и работает. И имеет проблемы лишь на уровне контроля.

дорогая ангара. Которая еще не отлажена по сути и при этом не имеет перспектив.

Это означает что если вопрос стоит ребром то надо закрывать Ангару. И разрабатывать что то новое.

Сейчас им ничего не останется, как довести Ангару до ума.

 В этом то и проблема. Ангара разрабатывалась под другие рыночные условия. В нынешних она даже после доработок непригодна.

k-s
+2
k-s, 28 Июня 2018 , url

В нынешних она даже после доработок непригодна.

Ну этого мы не знаем. Я бы сильно не доверял прошлым разговорам о ней, волшебный пинок под зад может творить чудеса.

Ну и под Ангару есть стол у МО, есть производство. Думаю штучная Ангара не сильно хуже штучного Протона, я бы тут не стал говорить что Протон дешевый. Это он был дешевый, когда было много заказов. По крайней мере, Ангара более современна, более чиста, вся отечественная и тд. На ней можно новые вещи отрабатывать. 

Если уж нужно еще 15 лет на трупе летать, то пусть это будет более свежий труп.

fStrange
-1
fStrange, 28 Июня 2018 , url

Ну этого мы не знаем. Я бы сильно не доверял прошлым разговорам о ней, волшебный пинок под зад может творить чудеса.

 Во-первых пинать некому. Тот же пинок рогозин мог бы дать еще когда был куратором.

во-вторых людей которые говорят что Ангару можно довести до ума и она будет коммерчески хотя бы на уровне Протона нет(ну кроме 1-2 разработчиков). Если бы было бы 2 взгляда на Ангару, еще можно было бы сомневаться. А он 1.

X86
0
X86, 1 Июля 2018 , url

Стоимость коммерческого пуска тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» оценивается на треть дороже, чем аналогичной по грузоподъемности ракеты- носителя «Протон-М» и на 40% дороже, чем американской ракеты Falcon 9. Такие данные приводит в своем докладе отдел коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США.

«Ангара-А5» может выводить на низкую околоземную орбиту 24 тонны груза, «Протон-М» — 23 тонны, Falcon 9 — 22,8 тонны, на геопереходную орбиту (находится между низкой орбитой высотой 200 км и геостационарной орбитой высотой 35 тыс. км) ракеты, соответственно, способны вывести 5,4-7,5 тонны (в зависимости от разгонного блока), 6,9 тонны и 8,3 тонны.

Согласно документу, до 2025 года стоимость производства новой ракеты планируется снизить на 1 млрд рублей — до 3,5 млрд, т.е. $58 млн. При этом около половины затрат от себестоимости приходится на двигатели первой и второй ступеней РД-191 производства НПО «Энергомаш».Подробнее на ТАСС:http://tass.ru/kosmos/4055093

 На треть дороже сейчас, на тонну больше выводит на околоземную орюиту и экологичней (запускать можно с территории РФ без криков зеленых). Потом (когда «выйдет в серию») будет дешевле. Очевидно, что Ангара перспективней.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать