У британской полиции нет данных о происхождении использованного в Эймсбери вещества
ЛОНДОН, 6 июля. /ТАСС/. Британская полиция не располагает данными о принадлежности к одной партии использованного нервно-паралитического вещества в инцидентах в Эймсбери и Солсбери. Об этом в пятницу на своем сайте сообщила полиция английского графства Уилтшир.
По словам главного констебля Кира Притчарда, ведущую роль в расследовании инцидента в Эймсбери занимают сотрудники британской Национальной полицейской сети по борьбе с терроризмом. «Они сейчас не могут сказать, был ли нервно-паралитический агент, примененный в последнем инциденте, из той же партии, что и вещество, воздействию которого подверглись Сергей и Юлия Скрипаль в марте этого года», — сказал он, отметив, что следствие выясняет, связаны ли друг с другом два инцидента. «Очень важно, чтобы мы сохраняли объективность и не спекулировали по этому вопросу», — добавил полицейский.
44-летняя британка Дон Стерджес и ее 45-летний спутник Чарльз Роули были найдены 30 июня без сознания в своем доме в Эймсбери. Их доставили в больницу в критическом состоянии, а позднее возглавляющий расследование Скотленд- Ярд выступил с утверждением, что они подверглись воздействию «Новичка» — того же нервно-паралитического вещества, которым, предположительно, были отравлены в марте этого года экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Тогда Лондон возложил ответственность за это на Москву. Россия неоднократно категорически отвергала заявления о своей причастности к инциденту.
МИД РФ о ситуации с химинцидентами в Солсбери и Эймсбери
Мы получали десятки, если не сотни запросов на комментарии о химинцидентах в Солсбери и Эймсбери. В СМИ появились сообщения о госпитализации в больницу Солсбери в критическом состоянии двух граждан Великобритании из расположенного поблизости города Эймсбери, которые отравились неизвестным веществом. Это была первоначальная информация. Резонанс этому инциденту придает тот факт, что он произошел недалеко от Солсбери, где четыре месяца назад было совершено покушение на жизнь российских граждан, как об этом заявляла британская сторона. Напомню, что там же находится лаборатория Портон Даун.
В публикуемых СМИ заявлениях представителей британской полиции и медиков говорится о возможном отравлении «токсином» и «схожести» симптомов отравления с теми, которые проявились у Скрипалей. Образцы этого вещества, как указывается, были доставлены для анализа в секретную химическую лабораторию в Портон Даун. Уже вчера вечером, 4 июля, Помощник комиссара по контртерроризму Службы лондонской полиции Н.Басу, ссылаясь на лабораторию Портон Даун, заявил, что «оба пострадавших были отравлены нервнопаралитическим веществом «Новичок».
Что можно сказать по этому вопросу? После того ада, который обрушился на Россию со стороны официального Лондона, после той международной травли, которую развязало Правительство Великобритании в отношении нашей страны и народа за последние месяцы, сегодня можно было бы сказать многое.
Можно было бы сказать, что не прошло и четырех месяцев, а у остросюжетного английского детектива «Загадка Солсбери» вышел «сиквел». Вторая серия с излюбленным персонажем – «Новичком». Но я не буду об этом говорить.
Можно было бы напомнить, что не успели отгреметь фанфары военного парада в честь Дня ветеранов Вооруженных сил Великобритании, на котором Премьер-министр Великобритании Т.Мэй объявила, что следующий парад пройдет в Солсбери, подчеркнув, что «профессионализм и храбрость, которые продемонстрировали Вооруженные силы Великобритании во время атаки нервнопаралитическим веществом в Солсбери», являются одной из главных причин для планирования проведения мероприятия в этом городе как именно спустя несколько месяцев произошло очередное отравление, но я не буду об этом говорить.
Можно было бы уточнить у британской стороны, когда состоится очередное шоу Т.Мэй и ее команды в парламенте, но и это я тоже делать не буду.
Можно было бы поинтересоваться, не откажется ли на этот раз Портон Даун от своих показаний по новому случаю? Помните, как пару месяцев назад, Министр иностранных дел Б.Джонсон, ссылаясь на все тот же Портон Даун, заявил, что «Новичок», которым якобы были отравлены Скрипали, произведен в Российской Федерации? А лаборатория потом отозвала эти заявления, сказав, что они не были сделаны, и дезавуировала заявления Министра иностранных дел Великобритании. Форин Оффису пришлось удалять официальные заявления по этому поводу из соцсетей. Сейчас происходит аналогичная ситуация. Как мы понимаем, Портон Даун не сделал заявлений на этот счет, но его официально и активно цитируют (на их официальном сайте главной новостью все еще является более «приземленная» тема – исследование техники постирки штанов). Можно было бы задаться этим вопросом, не отзовет ли Портон Даун и на этот раз приписываемые ему заявления. Но этого я тоже делать не буду.
Можно бы было обратить внимание на то, что Н.Басу подчеркнул «полное отсутствие доказательств» того, что какая-либо из жертв посетила место отравления Скрипалей. Таким образом, дал понять, что британские граждане не отравились, случайно прогуливаясь по Солсбери, что связи у этих двух инцидентов нет. И тут же, 5 июля, Министр безопасности Великобритании Б.Уоллес заявляет, что без помощи России по новому инциденту не обойтись, что мы можем «заполнить большие дыры» в официальном расследовании Лондона нового инцидента и «обезопасить людей». Но я не буду этого делать.
Можно было бы уцепиться за слова Министра о «дырах», которых на самом деле очень много. С самого начала т.н. «дела Скрипалей», российская сторона неоднократно заявляла о своей готовности провести совместное расследование инцидента с британскими властями. Однако именно Правительство Т.Мэй, членом которого является Б.Уоллес, настойчиво отказывалось от помощи, непрестанно твердя о якобы «российской вовлеченности». Но и этого я тоже сегодня делать не буду.
Можно было бы предположить, что официальные британские власти перестали контролировать ситуацию с распространением химических веществ и вспомнить, как Лондон требовал от Москвы признания в потере контроля над ними. Но я не буду делать этого сегодня.
Можно было бы перечислить десятки версий, которые моментально были распространены британской прессой, хотя Скотланд Ярд просил не выдвигать версии преждевременно, не спекулировать на эту тему. Можно было бы вспомнить о том, как британское Правительство обвинило Российскую Федерацию в пропаганде, цитируя российские СМИ. Но я не буду делать этого сегодня.
Можно было бы задать тот вопрос Правительству Т.Мэй, который, я думаю, интересует в данный момент всех в мире: будет ли ОЗХО заниматься расследованием нового инцидента? И этого я сегодня тоже делать не буду.
Можно было бы пожелать приятного отдыха Министру обороны Великобритании, столь «сильному» на громкие заявления. Помните, как пару месяцев назад он в грубой форме рекомендовал России «отойти и заткнуться». Можно было бы ему сейчас предложить по аналогии подойти и объясниться, почему это все-таки происходит. Но и этого я тоже делать не буду.
Можно было бы процитировать сотни издевательских комментариев пользователей британских соцсетей, которые говорят о том, что, оказывается, спустя четыре месяца «Новичок» можно достать в Великобритании любому человеку. И этого я тоже делать не буду.
Можно было сегодня многое заявить. Например, обратить внимание, что как по команде, британские СМИ стали распространять сообщения о том, что один из «отравленцев» нашел некий шприц, в котором сохранились остатки «Новичка»! Хотела бы напомнить, что вроде бы специалисты ранее говорили о высокой летучести «Новичка». И этого я сегодня делать не буду.
Можно было бы спросить, почему до сих пор молчит НАТО? Что по этому поводу думает Й.Столтенберг? Но и это мы сегодня делать не будем.
Можно было бы даже обратить внимание на то, что очередное отравление произошло в местности, где все взято под особый контроль полиции, где якобы был проверен каждый квадратный метр, где были потрачены миллионы фунтов стерлингов (как нам официально говорили) на дезинфекцию и особые меры безопасности. Куда в конце июня, всего за несколько дней до произошедшего, приезжали Принц Чарльз с супругой, в том числе, чтобы стимулировать приток туристов, который упал после инцидента со Скрипалями. Но и об этом сегодня я официально говорить не намерена.
Я не буду всего этого делать, хотя сегодня действительно прозвучат официальные заявления на этот счет.
1. Спустя четыре месяца т.н. «дело Скрипалей» до сих пор остается делом абсолютно покрытым мраком. Отказ Великобритании сотрудничать с Российской Федерацией в проведении совместного расследования, недопуск российских дипломатических представителей к нашим гражданам вопреки всем дипломатическим и консульским конвенциям, нескончаемые попытки Великобритании манипулировать ОЗХО подрывают доверие к официальному Лондону.
2. Мы искренне переживаем за пострадавших и желаем всем, а теперь, как нам заявляют, речь идет уже о четырех гражданах (двое из которых являются гражданами Российской Федерации) скорейшего выздоровления.
3. Призываем британские правоохранительные органы не идти на поводу грязной политической игры, которую затеяли определенные силы в Лондоне, и начать наконец-то взаимодействие с правоохранительными органами России в расследовании, учитывая, что речь идет, в том числе о российских гражданах.
Я уполномочена заявить, что российские правоохранительные органы к такой работе готовы. Хотела бы сказать, что мы регулярно по несколько раз в месяц информируем об этом британскую сторону по дипломатическим каналам.
Сегодня мы были шокированы, увидев заявления британских официальных лиц о том, что они ждут некоего взаимодействия от российской стороны. Возможно, в Великобритании обывателей и СМИ своих подданных не информируют о том, что такие предложения о совместной работе поступали официальному Лондону десятки раз по линии дипломатической службы.
Во имя безопасности граждан нашего континента призываем Правительство Т.Мэй прекратить интриги и игры с химическими отравляющими веществами, прекратить чинить препятствия совместному расследованию того, что произошло на территории Великобритании с российскими гражданами.
Я уверена, что за все, что натворило Правительство Т.Мэй, его представителям еще придётся извиняться как перед Россией, так и перед международным сообществом. Но, как это заведено в Великобритании, это будет позже. Сейчас важно запустить полноформатное расследование.