Почему непопулярен День коренных народов мира?

отметили
8
человек
в архиве
Почему непопулярен День коренных народов мира?

Специально ко Дню коренных народов мира тюменские музейщики привезли чум с озера Андреевского в самый центр города – главный музей города. Почему 9 августа не случилось народного гулянья?

Сольный хантыйский мотив в сопровождении долгозвенящих струнных звуков, хоровое исполнение ненецкой песни под ритмичные удары в бубен – все берет за душу. Как минимум, потому что приглашенные артисты – носители культуры. На них гармонично смотрятся и пестрые платки, и увесистые подвесы из бисера.

По ту сторону сцены на удобных мешках-креслах зрители, кому сидячих мест не досталось – стоя: чиновники, лидеры национальных общественных движений, отвыступавшие артисты, десяток пенсионеров – активисты ямальского ветеранского движения. И целый класс детей, которых привели на праздник организованно. Всего человек пятьдесят.

Мое внимание привлекла молодая семья с улыбающимся и гулящим грудничком. Елена и Леонид Музыкантовы – лесные ненцы из Тарко-Сале, в Тюмени проездом. Кроме них среди гостей коренных я больше не увидела.

– Вроде бы программа очень хорошая: выступления, мастер-классы, чум со всей атрибутикой и ритуалами. Праздник не притянут за уши, но и не прижился еще. Не народный он пока. Люди еще не совсем понимают, в чем его смысл, – размышляет Елена.

– Когда я учился в Тюмени – лет пять назад, всех студентов, которые приехали с Ямала объединял «Кедр», очень крепкая организация. Причем, там не было различий, ханты ты или ненец – всё вместе делали и праздники отмечали и так собирались. Там у меня появилось много новых знакомых, одним словом, коренным студентам, было гораздо легче здесь благодаря «Кедру». И я удивлен, что сегодня их на празднике нет, – подхватил разговор Леонид.

А что, шаманы до сих пор шаманят?

После обязательного ритуала – очищения дымом под удары в бубен потомственный шаман и ученый Леонид Лар пригласил гостей в северное жилище кочевников.

– Здесь все как в настоящем чуме? – сходу спросил кто-то.

– Конечно, все по традициям кочевых народов: вот женская половина, вот мужская, там, где шкура волка – священное место, – раскидывая руками начал рассказ Леонид Алексеевич. – Конечно, в тундре все более рационально. Например, ягушка не будет стоять в центре на манекене, хозяйка ее сложит и уберет в нарту.

Вообще, рассказывает Леонид Алексеевич, люди очень мало знают о культуре северных народов. Нередко с удивлением вопрошают: а что, шаманы до сих пор живы и до сих пор шаманят? На такие вопросы он всегда подробно и терпеливо отвечает.

– Пора иначе относиться к этой уходящей культуре. Людей, которые проповедуют систему медитации через шамана и горловое пение осталось очень мало. У меня даже в современный век информации и техники все по-старинке. Пока есть силы нести нашу культуру и пропагандировать ее, я стараюсь соблюдать правила предков-шаманов, проводить ритуалы, – заключил Леонид Лар.

На мой вопрос, почему День коренных народов мира за 24 года после его провозглашения ООН не стал популярным, как например, день оленевода, Леонид Алексеевич ответил честно:

– Это очень широкий праздник. В мегаполисах его справляют, а в тундре человек скажет, что слышал, но чтобы отмечать… Им просто некогда, да вообще, у народов Севера очень мало праздников. Родился теленок, он понимает, что это и его личный вклад – празднует день оленевода. Появилось солнце, стало светло – это надо отмечать. Пришла весна – день вороны. Есть рыба – день рыбака.

День коренных народов мира – это политика, конечно, политика – основа государственности, но ведь людям, которые живут далеко на севере не до нее, у них свои проблемы, – говорит собеседник.

Малица мамы греет душу, казенные вещи – нет

А вот ветераны Ямала пророчат празднику большое будущее. Вооружившись фотоаппаратами, они снимают поделки, каких еще не пробовали мастерить в своих землячествах.

– Тема эта мне очень близка, она меня трогает и волнует, я 42 года проработала учителем в Ямальском районе. Конечно, мы не знатоки национального быта, больше узнавали о жизни кочевников от итернатских детей, – рассказывает Вера Алексеевна Ташкевич, не убирая фотоаппарат в сумку.

– Жаль, что очень мало людей знает об этом празднике. Мне наш председатель позвонил, предложил сходить. Наверное, пройдет время, он станет популярным. Посмотрите, какую ценность несет в себе мероприятие – возрождаются национальные ремесла. Более того, среди мастериц есть молодые девушки, видно, как они увлечены своей работой, рассказывают, учат других. А люди с удовольствием пробуют шить, резать из кости, делать кукол. Мне кажется, будущее праздника за возрождением и передачей ремесленных традиций, – предположила женщина.

В недолгой беседе Вера Алексеевна упомянула и то, как бережно северные народы относятся к вещам, которые хранят теплоту рук. Ее ученики в интернате – шестилетние ребятишки, которых привезли в нулевой класс, без конца теряли казенные шапки и варежки. Зато малицу выбивали в снегу, просушивали и аккуратно складывали.

– Вещь, которую сшила мама, в интернате грела им душу, вот они и берегли ее. Об этих традициях надо больше рассказывать людям, тогда современное общество будет понимать, как живут люди Севера, – заключила пенсионерка.

Кстати
В музейных фондах Тоболська Леонид Лар нашел костюмы коренных народов севера, датированные 15 веком, а еще костюм селькупского шамана с металлической короной. Задача на ближайшее время – организовать в Тюмени выставку этих древностей, чтобы как можно больше людей смогли увидеть то, что спрятано в хранилищах.

Прасковья Лаульевна Борсоева, в девичестве Тибичи, шьет на заказ ягушку, заодно дает мастер-класс. Все узоры она рисует и вырезает на глаз, трафареты не признает. Рекламу не дает, клиенты находят ее по сарафанному радио, последний заказ поступил из Ямальского района.

Добавил mariemko mariemko 13 Августа 2018
проблема (11)
Комментарии участников:
precedent
-2
precedent, 13 Августа 2018 , url

модератор модератор это —  спам ресурса.  Подряд новости с одного и того же незначительного локального ресурса одним и тем же участником. Новости,  не имеющие широкого важного общественного значения.  Они — локального значения 

Григорий Григорий у нас модераторы теперь спам защищают?  

precedent
-2
precedent, 18 Августа 2018 , url

Там и отвечу. 

jzucen
0
jzucen, 13 Августа 2018 , url

Не гони волну. Меня уже забанили за отметку «спам» к этой «новости».

Кстати, некоторые предыдущие статьи с этого сайта я и сам еще плюсовал (хотя бы новость по ссылке Григория ;)), но когда все пошло потоком — это уже, как ты сказал «спам ресурса» — тупо накрутка.

Короче, мой тебе совет: ставь всегда [н] — субъективно, не подкопаешься, но закопаешь; и никогда не ставь [с] — забанят (опять-таки субъективно, но с админом хрен поспоришь).

З.Ы. Все становится все чудесатее и чудесатее… :)

precedent
-2
precedent, 18 Августа 2018 , url

См. выше



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать