Государственный долг регионов РФ продолжает снижаться
По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам первого полугодия 2018 года снизился на 5,4% и составил 2,19 триллиона рублей. В абсолютном выражении региональный госдолг сократился на 125 миллиардов рублей, из которых около половины пришлось на три региона. Государственный долг Кемеровской области сократился на 20,97 миллиарда рублей, Краснодарского края – на 19,9 миллиарда рублей и Свердловской области – на 18,3 миллиарда рублей, что суммарно составляет 47% от общего сокращения госдолга всех регионов РФ за первые шесть месяцев 2018 года. Во всех трех регионах снижение госдолга связано с существенным или полным погашением коммерческого долга.
Объем муниципального долга составил 347,5 миллиарда рублей, что на 1% ниже, чем в начале 2018 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 июля 2018 года составил 2,538 триллиона рублей, что на 5,4% ниже, чем полгода назад.
В структуре госдолга коммерческих кредитов все меньше
Что касается структуры суммарного госдолга регионов РФ, то продолжают увеличиваться доли бюджетных кредитов и государственных ценных бумаг, в то время как доля коммерческих кредитов снова сократилась. По оценке экспертов РИА Рейтинг, на 1 июля 2018 года доля бюджетных кредитов составила 51,6%, а доля коммерческих кредитов сократилась до 19%. Продолжающееся изменение структуры госдолга регионов произошло за счет сокращения суммарного объема коммерческих кредитов на 250 миллиардов рублей и увеличения объема бюджетных кредитов на 120 миллиардов рублей. Кроме того, на второе место по доле в общей структуре регионального госдолга вышли государственные ценные бумаги, доля которых по итогам первого полугодия 2018 года составила 25,5%, но в абсолютном выражении их объем увеличился незначительно (+9 млрд.руб.). Доля государственных гарантий за прошедшие полгода не изменилась и составляет 3,5%, хотя их объем сократился до 77 миллиардов рублей.
Число регионов, в долговой структуре которых отсутствует задолженность по банковским кредитам, увеличилось до 32, в то время как в начале года таких регионов было всего 20. В долговой структуре остальных регионов коммерческие кредиты присутствуют, но всего в 5 регионах их доля превышает 50% от общего долга. В начале 2018 года самый высокий уровень показателя отмечался в Ненецком автономном округе, но за прошедшие полгода региональные власти почти полностью погасили задолженность по коммерческим кредитам и разместили долговые ценные бумаги. Что касается бюджетных кредитов, то, как и шесть месяцев назад, они отсутствуют в долговой структуре Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Госдолг сократился в 45 регионов РФ
По итогам первого полугодия 2018 года объем государственного долга снизился в 45 регионах РФ, в 27 регионах госдолг вырос и в 13 – не изменился. В последнюю группу входят Севастополь и Сахалинская область, где государственный долг по-прежнему отсутствует.
В лидирующую по динамике группу, где госдолг сократился более чем на 30%, входят пять регионов. Самый впечатляющий результат показала Чувашская Республика, чей суммарный госдолг снизился на 45,1% за счет погашения коммерческих кредитов и ценных бумаг. Госдолг Ненецкого автономного округа снизился на 39,2%. Как было отмечено выше, большая часть коммерческого займа НАО была погашена, но при этом региональные власти выпустили государственные облигации. Расплатились с банками и власти в Кемеровской области и Иркутской области, что позволило снизить объем госдолга на 37,5% и 32,3% соответственно. Замыкает лидирующую пятерку Тюменская область, где объем госдолга сократился на 31,6% за счет существенного сокращения объема госгарантий в общей структуре долга.
Более чем на 20% объем государственного долга вырос в шести регионах РФ. Это Республика Дагестан (+32,8%), Республика Ингушетия (+31,1%), Республика Калмыкия (+23,4%), Приморский край (+22,8%), Магаданская область (+21,3%) и Карачаево-Черкесская Республика (+20,9%). В кавказских регионах наращивание госдолга произошло за счет увеличения объема бюджетных кредитов, в Магаданской области и Республике Калмыкия выросли как объемы коммерческих займов, так и бюджетных кредитов, а в Приморском крае – объем государственных гарантий.
Пятая часть суммарного объема госдолга приходится на 5 регионов
Самый высокий абсолютный объем государственного долга по-прежнему в Краснодарском крае и на 1 июля 2018 года он составляет 129,2 миллиарда рублей. По сравнению с началом текущего года объем госдолга края сократился на 13,3%, что стало следствием погашения значительной части коммерческой задолженности. Следом за ним идет Красноярский край, который к 1 июня 2018 года преодолел отметку в 100 миллиардов рублей, увеличив свой госдолг на 0,9%. Более 90 миллиардов рублей долгов накопили региональные власти в Московской области (96,8 миллиарда рублей) и Республики Татарстан (94,2 миллиарда рублей). И пятое место по размеру госдолга среди всех российских регионов занимает Нижегородская область (70,5 миллиарда рублей). На эти пять регионов приходится более 22% от суммарного государственного долга всех российских регионов. Но, даже несмотря на достаточно высокие объемы госдолгов, во всех указанных регионах уровень долговой нагрузки на региональный бюджет находится на относительно удовлетворительном уровне и не превышает 70%.
Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться
Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в первом полугодии 2018 года. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах субъектов РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 июля 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.06.2017 г. по 01.06.2018 г.).
Общероссийский уровень долговой нагрузки продолжил снижаться и на 1 июля 2018 года составил 27,7%, что на 2,8 процентных пунктов ниже, чем было зафиксировано на 1 января 2018 года. Диапазон значений в региональном разрезе стал еще шире и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 246,5% в Республике Мордовия.
Республика Мордовия многолетний антирекордсмен и уже не раз замыкала рейтинг регионов РФ по уровню долговой нагрузки. Но если в отдельные промежутки времени можно было зафиксировать некоторые улучшения ситуации, то сейчас «долговой ком» становится только больше и изменить ситуацию региональным властям не удается. В первом полугодии 2018 года объем государственного долга Республики Мордовия вырос на 8,7%, при этом объем налоговых и неналоговых доходов за январь-май 2018 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, что привело к росту долговой нагрузки на бюджет. Отношение госдолга Республики Мордовия к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета на 1 июля 2018 года составило 246,5%, что на 20,7 процентных пунктов выше, чем в начале 2018 года.
В начале 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки и для повышения контроля региональных расходов в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение. Подводить итоги еще рано, но на текущий момент можно отметить некоторые положительные сдвиги. В обоих регионах к 1 июля 2018 года уровень долговой нагрузки снизился и в Костромской области составил 123,9% (-11,1 п.п.), а в Республике Хакасия – 123,7% (-12,7 п.п.). Снижение уровня долговой нагрузки в Республике Хакасия было обусловлено существенным ростом объема налоговых и неналоговых доходов. В Костромской области, помимо роста налоговых и неналоговых доходов, объем госдолга сократился на 4,4%.
Число регионов РФ, где госдолг превышает объем налоговых и неналоговых доходов, сократилось до шести.
На 1 июля 2018 года в 43 российских регионах уровень государственного долга превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета более чем на 50%, среди них в 29 он выше 70% объема собственных доходов. За прошедшие полгода эта группа сократилась: на 1 января 2018 года в 47 регионах государственный долг превышал 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышал 70% собственных доходов.
Число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета снизилось с семи на 1 января 2018 года до шести на 1 июля 2018 года. Помимо Республики Мордовии, Костромской области и Республики Хакасии в замыкающую рейтинг группу входят Орловская область, Карачаево-Черкесская Республика и Еврейская автономная область.
Количество регионов в лидирующей группе выросло
Низкий уровень долговой нагрузки по итогам первого полугодия 2018 года зафиксирован в восьми регионах против семи в начале года. Из числа лидеров выпала Республика Крым, где уровень долговой нагрузки вырос до 11,3% за счет значительного сокращения объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, но в эту группу вернулись Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Владимирская область.
В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. Лидирующая группа, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, на 1 июля 2018 года включает в себя Тюменскую область (0,7%), Москву (1,6%), Ленинградскую область (3,6%), Алтайский край (4%), Приморский край (6,7%), Санкт-Петербург (6,8%), Ханты-Мансийский автономный округ – Югру (9,4%) и Владимирскую область (9,9%). Во всех перечисленных регионах, за исключением Приморского края, долговая нагрузка за шесть месяцев 2018 года сократилась.
В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась
Что касается динамики уровня долговой нагрузки, то по итогам первых шести месяцев 2018 года он сократился в 61 российском регионе. Лидером по положительной динамике стала Республика Карелия, где долговая нагрузка снизилась на 31,1 процентных пункта как за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 25%, так и сокращения госдолга на 17,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кабардино-Балкарской Республике, Чувашской Республике, Астраханской области и Кемеровской области. В четырнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.
В трех регионах долговая нагрузка увеличилась более чем на 15%, причем в двух из них объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов бюджета. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета в Республике Ингушетия выросло на 23,5 п.п., в Республике Мордовия – на 20,7 п.п. и в Карачаево-Черкесской Республике – на 17,5 п.п. Наращивание долговой нагрузки во всех трех регионах связано с ускоренным ростом объема государственного долга по сравнению с изменением объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
Эксперты РИА Рейтинг по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года и роста налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов более 10%, что не приведет к существенным изменениям общей долговой нагрузки, которая по итогам текущего года составит 28-29%.