Искусствоведы раскрыли загадку одной из самых скандальных картин в истории мировой живописи. С большой долей вероятности на полотне «Происхождение мира» Гюстава Курбе изображена французская балерина Констанс Кеньо, бывшая в то время любовницей дипломата Османской империи, который и заказал художнику картину для своей частной эротической коллекции.
Одна из известнейших эротических картин 19-го века была написана в 1866 году, и долгое время эксперты полагали, что на ней изображена обнаженная ирландка Джоанна Хиффернан, которая была возлюбленной ученика Курбе — американского живописца Джеймса Уистлера. Существует мнение, что у французского художника была любовная связь с Хиффернан.
Уистлер в 1962 году написал картину «Симфония в белом №1: Девушка в белом», на которой натурщицей выступила его возлюбленная, одетая в платье в пол. Ранее основная версия гласила, что, увидев четыре года спустя «Происхождение мира», на котором была изображена обнаженная женщина с раздвинутыми ногами, Уистлер пришел в бешенство и покинул Францию. Хотя на картине не видно лица натурщицы, сам американский живописец был уверен, что Курбе изобразил Хиффернан.
Тем не менее, многие эксперты выражали сомнения в гипотезе о Хиффернан, так как она была рыжеволосой, а лобковые волосы на картине черного цвета. И только в этом году были найдены документы, который позволяют искусствоведам быть уверенными на 99%, что Курбе написал свое полотно с Констанс Кеньо.
Главный аргумент в пользу новой версии нашелся в переписке Александра Дюма-младшего и Жорж Санд. В одно из отрывков Дюма-сын написал коллеге следующее: «Нельзя кистью передать деликатное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы».
Французский историк Клод Шопп сверился с рукописным оригиналом и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» (entretien) Дюма написал «чрево» (entrailles). Многие историки подтвердили находку Клоппа, и теперь версия Кеньо стала основной.
Балерина танцевала в парижской Опере до 1859 году. На момент написания «Происхождения мира» она была любовницей османского дипломата Халила Шерифа-бея. По мнению руководителя отдела печати и фотографии французской национальной библиотеки Сильви Обенас, личность натурщицы на картине Курбе в то время не была тайной.
«Всем было известно, что на картине изображена именно Кеньо, но со временем это забылось, потому что она стала очень уважаемой женщиной и посвятила себя благотворительности», — приводит слова Обенас BBC News.
Картина «Происхождение мира» имеет скандальную историю из-за своего содержания и долгое время воспринималась как художественная провокация. Халил Шериф-бей, который заказал полотно, через два года после ее создания был признан банкротом, и в 1968 году картина попала к торговцу антиквариатом. Только в 1889 году писатель Эдмон де Гонкур обнаружил ее в лавке, спрятанную за обшивкой из дерева, на которой был изображен пейзаж. В 1910 году владельцем стал венгерский барон Ференц Хатвани, который обладал полотном до конца Второй мировой войны.
Затем след картины был потерян, и в 1955 году известный французский философ Жак Лакан приобрел ее у неизвестного продавца. Любопытно, что Лакан с супругой повесили ее в своем загородном доме, но даже там они скрывали ее от глаз посторонних, пряча другой картиной, если к ним приходили гости.
После смерти Лакана в 1981 году полотно было передано в музей Орсе. Впервые оно было показано публике только в 1988-м в Бруклинском музее в Нью-Йорке. С 1995 года «Происхождение мира» является постоянным экспонатом Орсе. Даже сегодня картина убрана за пуленепробиваемое стекло и постоянно находится под присмотром охранника.
Гюстав Курбе считается одним из основателей реализма в живописи и одним из крупнейших французских художников 19-го века. Его картины экспонируются в Лувре, Орсе и других известных музеях Франции. Курбе постоянно касался наиболее актуальных тем в своем творчестве, перешивая свои сатирические картины с пейзажами и бытовыми сюжетами. Это и выражало его концепцию натурализма. За свою жизнь он написал ряд эротических картин (в основном на заказ), которые долго время не выставлялись на всеобщее обозрение.
«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация и более 120 лет не выставлялась напоказ.