Члены петербургской ОНК представили доклад о пытках в отделах ФСБ: "это неотъемлемая часть расследования"
Члены общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Санкт-Петербурга Екатерина Косаревская и Яна Теплицкая подготовили доклад о том, как пытают задержанных и свидетелей в отделах ФСБ. Проанализировав обращения пострадавших от пыток, правозащитники пришли к выводу, что для сотрудников ФСБ пытки являются практически неотъемлемой частью расследования уголовных дел, они всегда остаются безнаказанными, а потому в настоящий момент любой человек находится в группе риска.
Авторы доклада, опубликованного на сайте «Команда 29», приводят полученные ОНК сообщения о пытках со стороны сотрудников управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области, медицинские документы, видео с историями самих жертв и их родственников.
«По нашему мнению, во всех обращениях можно говорить о колоссальном давлении со стороны сотрудников ФСБ на всех участников событий: на самих жертв пыток, на врачей, оказывающих им помощь или проводящих обследование перед пытками, на свидетелей. И о в ряде случаев вполне обоснованном страхе, который мешает разным людям (врачам, судьям, судебным приставам, понятым, адвокатам, журналистам, сотрудникам полиции, сотрудникам военного следственного комитета) исполнять свои обязанности, и заставляет вольно или невольно способствовать пыткам со стороны сотрудников ФСБ», — пишут правозащитники.
По их мнению, рассчитывать на полное и справедливое расследование приведенных случаев на данном этапе невозможно, однако все же представляется важным собрать и сохранить настоящие свидетельства для общества и для истории.
Одно из свидетельств, приведенных членами ОНК, касается дела о подготовке теракта в Казанском соборе в декабре 2017 года. Тогда ФСБ сообщила о задержании семерых сторонников «Исламского государства»*. Задержанных Алисхан Эсмурзиев, Шамиль Омаргаджиев и Фируз Калавуров пожаловались на пытки. Эсмурзиев рассказал, что в микроавтобусе силовики избивали его ногами и прикладывали к телу электрошокер. В отделении ФСБ сквозь него стали пропускать электрический ток. Омаргаджиева избили в присутствии беременной жены и выбили зуб
Другая история, которую приводят правозащитники, — дело о террористическом сообществе «Сеть». В его рамках были арестованы 11 молодых людей, проживавших в Пензе и Петербурге. Им вменили планы во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране и поднять вооруженный мятеж».
Петербуржца Илью Капустина во время допроса как свидетеля по делу пытали электрошокером. Виктора Филинкова оперативники ФСБ также били током и избивали в служебном автомобиле — как и Армана Сагынбаева.
В начале 2018 года сотрудники ФСБ задержали Павла Зломнова и Романа Гроздова, заподозрив их в сбыте оружия и боеприпасов. Зломнова сильно избили в служебном автобусе, повредив барабанную перепонку. Гроздова, помимо прочего, били электрошокером в область паха и ступней. Оба обвиняемых провели двое суток в здании управления ФСБ без сна и еды, а сотрудники ФСБ, которые отвозили их к врачам на освидетельствование, запретили оказывать помощь задержанным и запретили их госпитализировать.
Сейчас обвиняемые находятся в СИЗО «Горелово и называют условия в них пыточными, однако не сообщают никаких подробностей, опасаясь насилия со стороны сокамерников, отмечает „Медиазона“.
Правозащитники приводят в общей сложности шесть дел, фигурантов которых подвергали пыткам. В большинстве случаев по их жалобам не возбуждали уголовных дел или ужесточали условия содержания в СИЗО. Ни суды, ни следствие не исполняют своих функций, в результате чего пытки остаются безнаказанными, отмечают правозащитники.
»Ясно, что в настоящий момент любой человек находится в группе риска: в этом заключении упоминаются мусульмане и атеисты, анархисты и сотрудники полиции, игроки в страйкбол и стрелки из арбалета, предприниматели из 90-х и промышленные альпинисты. Ни деньги, ни знание законов, ни несовершеннолетние дети и беременные жены не защитили этих людей от пыток и основанном на выбитых под пытками показаниях лишении или ограничении свободы", — указывают авторы доклада.
Они считают, что для исправления сложившейся ситуации «управление Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области должно быть распущено без передачи своих функций другой организации», все уголовные дела, к которым оно имело отношение, должны быть пересмотрены, а все сотрудники, причастные к пыткам или сокрытию информации о них — привлечены к ответственности.
В качестве временных мер правозащитники рекомендуют провести тщательную проверку изложенных в заключении фактов, пересмотреть упомянутые уголовные дела, исключив недопустимые доказательства, оказать медицинскую помощь пострадавшим от пыток и наказать тех, кто в этом виноват.
Плюсанул. Ибо даже фрагментарные или не доконца объясненные такие дела считаю не приемлемыми. Сам будучи студентом подрабатывал фельшером в системе ФСИН. Видел что такое осужденные, судьбы бывают самые разные.
А одногрупник мой работал в мед вытрезвителях ( тогда их еще не устранили) так расказывал что выкидывают пьяные задержанные в адрес персонала.
Тут конечно совсе др случай. Хотя первой реакцией было вспомнить как Св США применяют на допросах «сухое утопление» — пакет на голову. Но конечно пример «у них негров линчуют» не приемлем. Линчевать нельзя ни у них не у нас.