Кремль не раскрывает деталей ВТС с Кубой, которые будут обсуждаться во время визита кубинского лидера в Москву
Москва. 1 ноября. ИНТЕРФАКС-АВН — В Кремле не стали раскрывать деталей военно-технического сотрудничества России и Кубы, которые планируется обсудить во время визита в Москву председателя Госсовета и Совета министров Кубы Мигеля Диас-Канель Бермудеса.
«Нет, детально не могу. Это — тема, которая постоянно фигурирует на повестке дня двусторонних отношений, это — абсолютно нормальная практика», — сказал Д.Песков журналистам на просьбу детализировать, какие аспекты военно-технического сотрудничества будут обсуждаться во время визита в Россию кубинского лидера.
Д.Песков не стал конкретизировать, идет ли речь о новых контрактах по линии ВТС. «Я не хотел бы говорить о каких-то деталях. Вы знаете, что это достаточно чувствительная область сотрудничества, поэтому какой-то большей информации для вас у меня нет», — сказал он.
Пресс-секретарь президента отметил, что у России и Кубы традиционные и давние отношения дружбы и сотрудничества.
«Во-вторых, Россия намерена продолжать эти отношения и делать все возможное для развития. Третье — мы видим полную взаимность со стороны наших кубинских коллег, и поэтому это обоюдное стремление к всестороннему развитию отношений между РФ и Кубой», — сказал Д.Песков, отвечая на вопрос, насколько важно России индексировать отношения с Кубой в нынешнем контексте так называемой «холодной войны».
Он добавил: «Это не индексируется каким-то отдельным моментом „холодной войны“ или иной, это — постоянный процесс и постоянная составляющая внешней политики России. Мы дорожим добрыми отношениями с Кубой».
Пресс-секретарь главы государства подчеркнул, что РФ стремится к наращиванию объемов торгово-экономического сотрудничества с Кубой. «Это — наша цель», — сказал Д.Песков.
---------------
В июле 1960 года в результате визита министра Революционных вооруженных сил Республики Куба Рауля Кастро было подписано коммюнике, в котором определялись долгосрочные обязательства СССР в отношении Кубы.
Коммюнике не было секретным и советское правительство только за июль 1960 года дважды предупреждало правительство США о готовности оказывать Кубе помощь вплоть до военного содействия в обороне острова.
На Кубу начались поставки военной техники из резервов, сохранившихся со времени второй мировой войны (около тридцати танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.
Поскольку США игнорировали предупреждения СССР и послали бригаду вооружённых кубинских эмигрантов на остров — советское правительство решило оказать Кубе более значимую поддержку.
4 августа и 30 сентября 1961 года были заключены договоры о поставке военного снаряжения на льготных условиях. Всего планировалось поставить вооружений на сумму до 150 млн долларов, из которых Куба обязывалась выплатить только 67,5 млн.
К концу марта 1962 года советские корабли доставили на остров до 400 танков, 40 истребителей МИГ-15 и МИГ-19, радиолокационные установки и т. д. Кубинских военных обучали как на месте, так и на военных базах на территории СССР.
С начала апреля 1962 года США стали проводить крупные учения в Карибском море по отработке десантирования морских пехотинцев. Размах учений (до 10 тысяч морских пехотинцев) и выбранный рельеф местности указывал на однозначные планы вторжения в Кубу.
Для усиления обороны острова 12 апреля Политбюро приняло решение выслать дополнительно 4 дивизиона пусковых установок ракет ПВО С-75, 10 фронтовых бомбардировщиков Ил-28, 4 пусковых установки тактических крылатых ракет П-15, а также ещё 650 военных советников в дополнение к уже работающим 300. Тем не менее, существовало понимание того, что даже присутствие советского контингента не удержит США от агрессии.
«Ана́дырь» — кодовое название секретной операции Генерального штаба Вооруженных сил СССР по скрытной доставке и размещению на острове Куба в 1962 году армейских боевых частей и подразделений, имевших на вооружении атомное оружие, включая атомные авиационные бомбы, баллистические ракеты средней дальности, тактические ракеты «Луна», «Сопка» и «фронтовые крылатые ракеты» с присоединяемыми к ним атомными боевыми головными частями.
Семь дизельных ударных подводных лодок Военно-морского флота СССР, вооружённые ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями, обеспечивали безопасность морских перевозок советских войск и военных грузов в Атлантике.
Разработку операции осуществляли маршал Иван Баграмян, генерал-полковник Семён Иванов и генерал-лейтенант Анатолий Грибков.
Операция была ответом на попытку военной интервенции на Кубу со стороны США и инициировала тяжелейшее политическое, дипломатическое и военное противостояние СССР и США, которое могло привести к атомной мировой войне глобального масштаба и известно в истории международных отношений как Карибский кризис.
Руководил операцией генерал армии И. А. Плиев.
Володин отметил, что встреча «совпала с радостным событием» — принятием Генассамблеей ООН резолюции, призывающей снять эмбарго, введенное властями США против Кубы в 1962 году.
«Санкционная политика — это то, против чего мы все должны выступать, потому что она противоречит и международным нормам, и тем правилам, которые должны быть в нашем многополярном мире. Принимать решение может лишь ООН, и мы должны свою деятельность вести на основе решений, которые принимают все страны. Сегодня, когда одна страна перечеркивает все договоренности, все достижения стран ООН, это недопустимо, и мы выступаем против такой политики», — заявил Володин.
Он напомнил, что с санкциями сталкивается не только Куба и Россия, «но и Китай, Иран, Турция и многие другие страны, которые не устраивают США, и в результате санкции как политический инструмент используются этой страной». «Безусловно, это вызовы, и с этими вызовами необходимо бороться, их надо преодолевать», — подчеркнул спикер Госдумы.
«Мы считаем, что санкционная политика недопустима, она противоречит любой логике развития двусторонних отношений, она противоречит позиции невмешательства в дела суверенных государств, и, что самое главное, она подвергает сомнениям все решения, принятые раньше, в том числе решения о свободной торговле», — отметил Володин.
Спикер также сообщил, что принял приглашение посетить Кубу в следующем году. «Обязательно приму ваше предложение посетить и сделаю это на следующий год, как только позволит время», — сказал спикер Володин. Он назвал отношения Москвы и Гаваны особыми. «Это отношения не с торговым партнером, отношения, построенные не на принципах взаимовыгоды, а отношения куда более глубокие. Это отношения международные, мы этим очень дорожим», — заверил он.
Руководитель Кубы прибыл в Россию с официальным визитом 1 ноября. Это его первый официальный визит в иностранное государство за пределами Карибского бассейна.
В рамках поездки запланированы также встречи с председателем правительства Дмитрием Медведевым, спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Беседа с российским премьер-министром намечена на 3 ноября.