[«learned helplessness»] О новом киевском Майдане, которого не будет или «фатальная» беспомощность украинцев: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим, бунтуешь - устраним»

отметили
56
человек
в архиве
[«learned helplessness»] О новом киевском Майдане, которого не будет или «фатальная» беспомощность украинцев: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим, бунтуешь - устраним»

Чем больше изучаешь современную Украину, тем более видны следы деятельности опытных психологов и специалистов по групповой динамике. Загадочно то, что до 2014 года эти специалисты никак не проявлялись — если бы они были и работали так же эффективно, как после 2014 года, никакого Майдана, никакого возмущения режимом Януковича не было.

Вспомните, что говорили участники и сторонники Евромайдана в 2014 и даже в 2015 году: «Если нам власть не понравится, то мы устроим третий Майдан».

Эти заявления остались в прошлом, равно как и «Украина будет членом Евросоюза» и «Украина — это Европа». Украинские патриоты стыдливо и задумчиво молчат, а когда напоминаешь об их же лозунгах версии 2014-2015 годов, начинают обиженно огрызаться.

Точно так же можно вспомнить, чем закончился антимайдановский, антифашистский протест на Украине. Ничем.

Несмотря на идеологические, нравственные, культурные различия, эти процессы были схожи по своей внутренней сути на уровне групповой динамики. И подавили их одинаково.

Нет, никакого третьего Майдана не будет. Нет, никакого антифашистского восстания тоже не будет. С одним исключением и для первого, и для второго — если это не понадобится внешним силам. Влиятельным внешним силам с финансовыми ресурсами и опытными специалистами по общественным процессам.

Начиная с 2014 года, примерно с лета, на территории Украины начали работать специалисты, которых до этого на Украине не наблюдалось. Это и было началом тщательного, системного и, как показало время, эффективного террора. Облавы СБУ на несогласных, массовый выезд противников Евромайдана и правительства Порошенко в ЛДНР или Россию, заключение в тюрьмы сотен и даже тысяч человек, избиения и убийства низовых активистов Антимайдана.

У всего этого была одна простая цель. Вызвать эффект выученной беспомощности, а также вывести из украинского социума всех, кто мог сопротивляться этому эффекту и дать пример сопротивления других.

Почему Олеся Алексеевича Бузину убили 16 апреля 2015 года?

Почему Олега Ивановича Калашникова убили 15 апреля 2015 года?

То, что они противники новой майдановской, олигархически-нацистской власти на Украине, было известно изначально. Так почему этих людей не убили в 2014 году?

Всё просто. Им намекали, им напрямую угрожали, им советовали, чтобы они уехали из Украины. Для иностранных специалистов и СБУ это был бы наилучший исход ситуации.

Потому что не пришлось бы убирать негативный информационный след после заказного убийства по политическим мотивам. Но Олесь Алексеевич и Олег Иванович оказались слишком упрямы и не захотели действовать по предложенному им сценарию.

А заодно своим примером показывали, что можно бороться, можно оставаться человеком, можно открыто говорить о преступном характере власти на Украине.

Это частично мешало процессу формирования выученной беспомощности у населения Украины. И потому их убили.

Меня в 2014-2015 годах удивляла странная несистемность действий СБУ — одних людей убивали, других сажали в тюрьму, третьи относительно спокойно покидали территорию Украины, как будто СБУ вдруг резко переставало быть спецслужбой и превращалось в шарашкину контору, которая неспособна заблокировать выезд на границе и провести простейшие оперативно-разыскные мероприятия.

На самом деле, как теперь хорошо видно, системность была. СБУ всё делала для того, чтобы изъять из общества Украины всех, кто был способен на сопротивление и не поддавался внедряемым сценариям пассивного согласия и беспомощности.

Что такое выученная или приобретённая беспомощность, или как её называют на Западе, learned helplessness? Этот феномен был открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

В состоянии выученной беспомощности человек или животное не предпринимают попыток к улучшению своего состояния, хотя имеют такую возможность. Индивид не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные в принципе.

Обычно выученная беспомощность возникает после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды или избежать их — и характеризуется ярко выраженными пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность.

У людей по итогам многочисленных исследований американских учёных такое состояние сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.

Ещё в 1964 году Мартин Селигман провёл серию экспериментов над собаками в психологической лаборатории Пенсильванского университета. Опыты проводились по схемам классического обусловливания Ивана Петровича Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона.

В качестве негативного подкрепления применяли несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.

После нескольких стимуляций электричеством клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Что ожидали экспериментаторы? Того, что в результате сформированного рефлекса страха собаки будут убегать из клеток, как только услышат резкий и высокий звук.

Каково же было удивление экспериментаторов, когда они увидели, что собаки не убегали. При тревожном звуке они ложились на пол и скулили — и даже не делали попыток избежать удара тока, несмотря на то, что двери клеток были открыты.

Мартин Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — было хорошо видно, что животные очень боятся, что они со страхом ожидают удара током — а потому, что в ходе опыта собаки несколько раз пытались при закрытых дверях клеток избежать боли, но у них ни разу не получилось.

И они стали воспринимать удар током как неизбежность. То есть собаки именно что «научились беспомощности».

Мартин Селигман продолжил эксперименты. Вместе с коллегой Стивеном Майером он усложнил схему эксперимента. И теперь в опытах участвовали три группы собак.

Первая группа собак могла избежать болевого воздействия электрического тока, нажав носом на специальную панель. То есть эта группа контролировала ситуацию.

Вторая группа собак зависела от первой группы — она не могла сама отключить шоковое устройство. И удары током прекращались только тогда, когда первая группа собак нажимала носом на панель отключения.

То есть вторая группа не контролировала ситуацию.

Третья группа собак была контрольной — и удары током вообще не получала.

Затем, после определённого периода воздействия электрическим током, все три группы собак помещали в один ящик с перегородкой, через которую любая собака могла легко перепрыгнуть и тем самым избавиться от болевых ощущений от электрошока.

Как вы легко догадались, именно так и поступали собаки из первой группы, которые в ходе эксперимента контролировали ситуацию. При первых же ударах током от пола, они перепрыгивали перегородку и избегали неприятных ощущений. Так же легко перепрыгивали перегородку собаки третьей контрольной группы.

А вот собаки из второй группы, которые не контролировали ситуацию в ходе эксперимента, при первых же ударах током начинали метаться по ящику, а затем ложились на дно и скулили. Они переносили удары током всё большей и большей интенсивности, но при этом не делали ничего, чтобы избежать боли, и даже не пытались перепрыгнуть через перегородку.

Селигман и Майер сделали вывод, что живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе, и на их возникновение влиять никак нельзя.

Мартин Селигман в 1976 году получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.

А его технологию американские специалисты по психологическим операциям применили на Украине в 2014 году.

СБУ и заокеанские специалисты в течение 2014-2015 годов приучили всё население Украины, что сопротивляться, высказывать возмущение, влиять как-то на жизнь государства и на свою жизнь — бесполезно.

Для этого они дали возможность всем, кто управлял своей жизнью и упорно пытался контролировать окружающую действительность, «перепрыгнуть через барьер», то есть уехать из Украины. Остальных, кто не успел или не послушался, убили или посадили в тюрьму.

В итоге в обществе Украины практически не осталось никого, кто способен нести ответственность за свою жизнь, за деятельность государства. Зато остались только те, кто могут всего лишь «метаться по ящику», «ложиться на пол и скулить» и терпеть удары тока всё большей и большей интенсивности.

И работа украинских СМИ, и террор СБУ и националистов, и постоянное повышение коммунальных тарифов и цен и, тем самым, ухудшение жизни — всё направлено на обучение общества Украины выученной беспомощности и закреплению этого навыка.

Мартин Селигман указывал на три источника формирования беспомощности:

1) опыт переживания неблагоприятных событий, то есть отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует.

Евромайдан стал огромным стрессом для многих людей, продемонстрировав им, что они беспомощны, что они ни на что не влияют в своём государстве, что они неспособны помешать государственному перевороту, а затем и массовым сожжениям и убийствам людей.

2) опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах). Для этого на Украине открыто транслировались события в Одессе 2 мая и Мариуполе 9 мая.

Кроме того, постоянно в телевизионных новостях и в социальных сетях присутствуют сюжеты о судах над «террористами» и «сепаратистами», об обстрелах Донбасса, об антиправовых действиях различных групп украинских неонацистов.

3) отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Очень важно, как человек сам интерпретирует свою неудачу — просто как результат недостатка своих усилий или как результат обстоятельств, над которыми он не имеет власти или контроля.

Л. Абрамсон, М. Селигман и Дж. Тисдейл в 1978 году предположили, что не все люди впадают в состояние выученной беспомощности. Всё зависит от того, какой стиль объяснения неудачи имеется у человека — оптимистический или пессимистический.

Если мы вернёмся от теории к практике, то можем увидеть, что украинское общество уже находится в состоянии выученной беспомощности. Этот сценарий поведения прочно укоренился за последние четыре года.

И он охватывает широкие слои населения. Потому те, кто ожидают и прогнозируют, что жители украинской территории способны массово и эффективно противодействовать нацизму и террору, ошибаются.

Украинцы на это уже неспособны. Выученная беспомощность не даёт им ни одного шанса. Самая крепкая тюрьма — это та, что человек построил для самого себя в своём же сознании.

Добавил suare suare 21 Ноября 2018
проблема (5)
Комментарии участников:
precedent
+6
precedent, 21 Ноября 2018 , url

источник: strana.ua

fakenews
+4
fakenews, 21 Ноября 2018 , url

«Народного вече», мы здесь власть, вот так все и было.

precedent
+2
precedent, 21 Ноября 2018 , url

Да,  но я категорически не согласен с автором.  Практически,  ни по одной позиции. Начиная со ссылок на работы американских психологов прошлого века.  И физиология, и биохимии,  и физиология далеко вперед ушли.  Никакого практического применения эти работы не имели и в прошлом веке, и сегодня. 

В 2014-2015 годах раскол в украинском обществе после периода депрессии и социального взрыва в Киеве,  а потом на Донбассе преодолевался верованиями в очередной миф о противостоянии «российской агрессии».  Это был пик националистических настроений,  неонацизма на Украине.  Тогда и были убиты и Бузина,  и многие другие. Потом новая депрессия и поток самоубийств,  усиление миграционных процессов. 

Протесты постоянно на Украине. Но,  они не имеют под собой политического основания (кроме требований об отставке правительства), поскольку общество раскололось еще больше.  

Сколько угодно украинцев бы пошло за «пророссийскими силами»  сегодня, если бы они четко понимали,  что хочет Россия. Но, официоз России не обнаруживает политического решения для Украины.  Кроме Минских соглашений.  

Надо понимать,  что и американцам,  и европейцам все время приходилось импровизировать на ходу.  И тоже по этой причине.  Они не могут предсказать решений России. От этого и недоверие тоже,  это вызывает их раздражение и даже страх.  

А причина этого очень проста.  Стереотипы, которые они сами придумывают. 

precedent
+2
precedent, 21 Ноября 2018 , url

Недавно на Украине произошло одно отвратительное событие.  Оно как раз связано с протестами.  Шахтеры бастовали (да и протестуют,  наверное,  многие еще)   Перекрывали дороги.  Помните?  7 ноября или 6 ноября правительство частично погасило долги по зарплате. Полмиллиарда гривен выплатили.  И всерьез стали рассматривать вопросы преференций.  

А Гройсман заявил в Раде,  что блокада Донбасса — это плохо для Украины.  

 Гройсман: Блокада Донбасса ударила по гривне: Новости Накануне.RU

Я проверял по первоисточнику страна уа,  накануне цитируют точно. Но,  даю линки с этого СМИ,  так как неизвестно,  что будет со страна уа завтра.  

Тут же была вброшена в СМИ информация (пудликовалась и здесь), что американцы настаивают на блокаде Донбасса,  чтобы там случилась «революция»   В Донбассе,  у которого Россия за спиной.  Разумеется,  дело ни в этом. 

После письма из Вашингтона Украина объявила, что будет покупать газ и уголь у США: Новости Накануне.RU

Посол США отреагировала очень жестко


Посол США на Украине Мари Йованович написала письмо премьер-министру страны Владимиру Гройсману с просьбой не поддерживать добычу своего угля, а покупать у США. Она советует «отказаться от идеи министерства энергетики и угольной промышленности относительно приоритетности закупки электроэнергии, произведенной с использованием отечественного угля (газовой группы), над той, которая произведена из импортного (антрацитного угля)».

Читайте также:
В Лисичанске шахтеры две недели бастуют под землей, требуя зарплату
Гройсман: Блокада Донбасса ударила по гривне
Йованович указывает, что это подорвет рыночную конкуренцию и «ограничит доступ страны к диверсифицированым источникам топлива». Она прямо намекнула на то, что у Украины могут начаться проблемы из-за отказа покупать американский уголь.

«В прошлом году мы отмечали закупку Украиной угля в США как важный шаг усиления энергетической безопасности вашей страны. А меры, которые сейчас рассматриваются, видятся такими, которые ограничивают доступ Украины к мировым рынкам», — говорится в письме, на который ссылается «Страна».

Йованович также пригрозила подорожанием электроэнергии в стране.

 Затем приехал Рик Перри. Министр энергетики США.  И топнув ножкой по углю из Пенсильвании пообещал Нью- Техасс. 

Самое смешное,  что уголь — последняя кормушка " украинской элиты". Там у них приватизация намечается.  Но,  нет. Покупайте американский.  

Украина по запасам угля в первой пятерке покупает американский уголь.   Американцы отбивают деньги,  где только можно. И нет у них ДОЛГОСРОЧНЫХ планов по Украине.  Они там,  потому что нас там нет.  А нас там нет,  потому что Россия сосредоточена на других направлениях.  

RussiaRulit
+2
RussiaRulit, 21 Ноября 2018 , url

Я вижу, Юль тебе уже неловко за поддержку майдана тобой… и твоими братьями/сестрами либералами… Всё, что сейчас происходит там — всё это было запущено Майданом… И представляет интерес, со многих точек зрения. Украина ныне — это полигон для интересного социального эксперимента. Можно вооружившись попкорном наблюдать и делать выводы ...:) В том числе о наших либералах...

Юлька с н2
+1
Юлька с н2, 21 Ноября 2018 , url

Мне так же неловко за поддержку Майдана как за поддержку октябрьской революции 1917 года. У меня примерно одинаковое в них было участие :)

RussiaRulit
+1
RussiaRulit, 21 Ноября 2018 , url

Ты разве на этой площадке не поддерживала Майдан? А если напрячь память? Ну и вся ваша братия либерасня поддержала… хотя было очевидно, что станет много хуже....

Юлька с н2
0
Юлька с н2, 21 Ноября 2018 , url

Я и сейчас поддерживаю Майдан. Если народ решил свергнуть дерьмового правителя, то и правильно, что свергли.

Не вижу, чего там хуже стало. Прокатилась по Украине в прошлом месяце. Отличная страна. Продукты дешевле, качественнее чем в Питере. Народ добрый, приветливый. Ничего плохого не увидела.

Хуже видимо стало только в сюжетах российского ТВ про Украину. Но это совершенно разные вещи — Украина и пропагандонство на российских федеральных телеканалах про нее  :) 

RussiaRulit
0
RussiaRulit, 21 Ноября 2018 , url

Я и сейчас поддерживаю Майдан. Если народ решил свергнуть дерьмового правителя, то и правильно, что свергли.

 Ага… только пришли ещё хуже… потеряли территории… сколько ТО тысяч жизней унесла АТО… Сколько искалеченных… ВВП упал то ли на 30, то ли на 40 процентов...

Хуже видимо стало только в сюжетах российского ТВ про Украину.

 Моя западенская родня, уже жалеет, что Януковича скинули… Мол сейчас намного хуже… Не русские — самые настоящие украинцы, говорящие исключительно на украинском....

Какой нынче рейтинг у Пети? А у Кличко?

;)...

Так что не надо прятаться за словом «пропаганда»....

Юлька с н2
+1
Юлька с н2, 21 Ноября 2018 , url

При революции 1917 года тоже было не все гладко, а ее 70 лет праздновали,  как Великую октябрьскую. 

Что остается делать народу, если во власти ненавистный упырь? И никто же не предполагал, что братский народ отожмет крым и закинет наемников в Донбасс.

И у России не было другого выхода.

RussiaRulit
+1
RussiaRulit, 21 Ноября 2018 , url

При революции 1917 года тоже было не все гладко, а ее 70 лет праздновали, как Великую октябрьскую.

 Потому что это была Революция. Великая. Вынужденная. Спасшая государственность России. А не все гладко — так, всё началось с другой революции, с февральской, которую мы не празднуем… После нее все пошло вразнос

И никто же не предполагал, что братский народ

 Когда это русские стали для бандеровцев братским народом? «Москаляку на гиляку» — это звучало на Майдане. А ещё «никогда мы не будем братьями»… И весь майдан был основан на идее ухода от России.

отожмет крым и закинет наемников в Донбасс.

 Я, диванный аналитег, был уверен, что

1. Крымчане не признают этот переворот, и выйдут из под контроля используя методы майдана.

2. Россия поможет Крыму ( но вот то, что возьмет в состав — не думал, думал будет как с Абхазией).

3. Донбасс поднимется и не признает неконституционным переворот, используя методы майдана.

Значит, для меня было очевидно, а для государственных мужей нет… Значит к власти пришли либо полные идиоты, либо полностью безответственные люди… О том, что во власть пришли полностью безответственные люди — я тоже здесь об этом говорил. Ну собственно вот… в сухом остатке 

Маємо те, що маємо

 А так да, правильно свергли мудака...;)

Но всё определяется результатом.....

RussiaRulit
+1
RussiaRulit, 22 Ноября 2018 , url

Только российские либералы, в своей зашоренности от ненависти могут до сих пор поддерживать майдан. Я говорил тебе про родню… а вот опрос от newsone

Зрителям в ходе программы был задан вопрос: «Если бы можно было вернуться в прошлое, вышли бы вы на Майдан?» В результате 91 процент украинцев высказались отрицательно. 9 процентов опрошенных ответили «да». Всего в опросе приняли участие 9387 человек.

21 ноября на Украине отмечают пя

 Эх вы, либералы, либералы… всё на разрушение работаете… и на проблемах народа пытаетесь паразитировать....

;)

fStrange
-3
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

Какое отношение к науке имеет очередной наброс на Украину от блогера дадзи?

А термин «выученная беспомощность» скорее применим к россиянам. Каждый раз как выходит очередной налог на воздух, коих только за этот год было уже с пяток если не больше.

tooZ
+3
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

Остро, но не дальновидно.

Зачем эти «пяток» налогов/повышений? Это при профиците бюджета в 2018 году?

famusoff
-2
famusoff, 21 Ноября 2018 , url

Ваш вопрос уместнее задать властям рф

fStrange
+2
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

Дык задай вопрос Пу, зачем НДС повысил при профиците то? Зачем пенсионеров надурил? И прочие поборы в этом году зачем ввел?

tooZ
0
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

Вопросы надо не «Пу» задавать, а тем, кто эти «реформы» принимал.

«Пу» находится не «сверху» правительства РФ, а «сбоку».

fStrange
+3
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

«Пу» находится не «сверху» правительства РФ, а «сбоку».

 Т.е. не Пу назначал главу правительства. И не Пу диктует направления внутренней политики, которые исполняет правительство.

tooZ
0
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

А вы можете управлять 300 людьми, да так, чтобы они исполняли все ваши указания?

Особенно, если эти 300 людей все вместе — и против вас?

fStrange
+3
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

Особенно, если эти 300 людей все вместе — и против вас?

 :))) ну конечно. Медведев против Путина. Мыши против сыра. Правая рука против головы.

tooZ
+2
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

Попробуйте поработать в крупной организации, очень удивитесь подчинению сотрудников вышестоящим «диктаторам»

fStrange
+1
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

Решается проблема просто. Увольняется начальник службы персонала. И он в свою очередь увольняет пару тройку горячих голов ниже рангом.

Так это работает в крупных компаниях.

Т.е. если Путину не нравится правительство то он увольняет главу правительства. Этого нет? Нет. Потому тчо правитлеьство работает на Путина и его друзей олигархов. Факт.

tooZ
+1
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

он увольняет главу правительства

 А в ответ получает еще больший саботаж. Не может быть такого?

fStrange
0
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

Смешно

tooZ
0
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

С 1990 года смеемся. Никак насмеяться не можем.
Зато в джинсах ходим. Колу пьем.

tooZ
+1
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

которые исполняет правительство

 Если бы они исполняли, жизнь становилась бы лучше, а не хуже

fStrange
+4
fStrange, 21 Ноября 2018 , url

Так она и становится лучше. У Роттенбергов, Ковальчуков, Сечина и прочих друзей Путина.

fakenews
+3
fakenews, 21 Ноября 2018 , url

так все с европы срисовывают. потихоньку все будет как в «нормальных странах», вы же этого хотели. скоро еще таких как ты фрилансеров прижучат, будешь хотя бы патент покупать, а то на только над «ватой» посмеиваешься которая тебя, дурака, на пенсии содержать будет.

tooZ
+2
tooZ, 21 Ноября 2018 , url

Кстати, 5 лет Майдану ведь.

Никандрович
+9
Никандрович, 21 Ноября 2018 , url

Тоды, всей майданутых с праздником, добра и дальнейшего процветания))))))))



Алексей3333
+1
Алексей3333, 21 Ноября 2018 , url

))))))))

Грех смеяться над больными людьми.

suare
+1
suare, 21 Ноября 2018 , url

Грешно смеяться над больными людьми!

 

Игемон
+2
Игемон, 21 Ноября 2018 , url

Майдан — это проект. Не скажу чей, потому что не знаю. Знаю только из жизненного опыта, что сам народ такого не сможет устроить, что было в 2014. Ясно, что было многомиллиардное долларовое вливание, ясно, что кто-то неплохо поработал. Кстати, не было бы майдана, не был бы и Крым нашим. Поэтому майдан был выгоден многим и нашим в том числе.

Никандрович
+2
Никандрович, 21 Ноября 2018 , url
норд
+4
норд, 21 Ноября 2018 , url



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать