[«С вещами на выход!»] «Страна с самым низким уровнем жизни в Европе»: как изменилась Украина за пять лет после «майдана»
Пять лет назад в Киеве начались массовые протесты, вошедшие в историю под названием «евромайдан». Их участники выступали за подписание договора об ассоциации с Евросоюзом и против экономического сближения с Россией. Акции протеста быстро переросли в захваты органов власти и противостояние с силовиками. В конце февраля 2014 года при поддержке участников «майдана» на Украине произошёл государственный переворот. Его лидеры обещали жителям страны перспективу членства в ЕС и европейское качество жизни. Но пока, по оценке экспертов, они могут похвастаться только развалом государства, обвалом ВВП и тотальным ростом цен. О «достижениях» Украины за первую «постмайданную пятилетку» — в материале RT.
В ноябре 2013 года правительство Украины приняло решение о приостановлении подготовки к подписанию договора об ассоциации с Европейским Союзом. Этому предшествовали длительные консультации киевской власти с представителями стратегических отраслей украинской экономики. Руководству страны стало очевидно, что создание зоны свободной торговли с ЕС никак не компенсирует потери от сворачивания сотрудничества с Россией и другими партнерами по СНГ, в частности в области экспорта продукции промышленного производства.
Начало падения
Решением власти воспользовались представители прозападной оппозиции. Они заявили, что президент Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров «лишают Украину европейского будущего». 21 ноября 2013 года около 1 тыс. представителей оппозиционных партий и организаций вышли в центр Киева на акцию протеста под лозунгами в поддержку ассоциации с ЕС и против экономического сближения с Россией. Суд запретил проведение несанкционированных акций на Майдане Независимости и улице Крещатик, но оппозиция запрет проигнорировала и начала расставлять палатки. 30 ноября сотрудники МВД потребовали освободить центральную площадь столицы для подготовки к празднованию Нового года. Силовиков в ответ атаковали боевики ультраправых организаций, но Майдан всё-таки был очищен.
1 декабря 2013 года оппозиционные партии свезли в Киев десятки тысяч людей и снова заняли Майдан. Начались попытки захвата органов государственной власти, продолжавшиеся на протяжении последующих трёх месяцев. Акции в поддержку Майдана начались также во всех регионах Западной и Центральной Украины. Их участники вскоре перешли к захвату органов региональной власти и зданий силовых структур. Из регионов юго-востока в Киев начали прибывать сторонники законной власти, выступающие против евроассоциации. Между ними и участниками Евромайдана стали происходить стычки. Сотрудников МВД, пытавшихся прекратить побоище, радикалы избивали и забрасывали бутылками с зажигательной смесью.
Участники акций в поддержку евроинтеграции Украины на улице Грушевского в Киеве© Андрей Стенин
18—20 февраля 2014 года экстремисты перешли в решающее наступление на администрацию президента. При этом неустановленные вооружённые лица открыли огонь, как по участникам протестов, так и по силовикам. 77 человек были убиты, сотни получили ранения.
Виктор Янукович инициировал переговоры с оппозицией, в ходе которых согласился на серьезные уступки — в частности, на конституционную реформу и досрочные выборы. Однако представители радикальных группировок оказались этим не удовлетворены и заявили о подготовке штурма администрации президента. Янукович был вынужден бежать. Сторонники оппозиции угрозами собрали в Раде часть членов провластных фракций и переформатировали большинство.
С грубыми нарушениями в Конституцию страны были внесены изменения, а Янукович был отстранён от должности по процедуре, не предусмотренной законодательством Украины. В стране произошёл государственный переворот. Исполняющим обязанности главы государства стал Александр Турчинов, передавший затем власть Петру Порошенко, победившему на выборах, в которых не принимали участие более половины украинских граждан.
Первые результаты «майдана»
В ответ на государственный переворот жители юго-восточных регионов организовали акции протеста. Первые и наиболее активные развернулись в Крыму и Севастополе. Украинские радикалы пообещали отправить на полуостров «поезда дружбы», после чего крымчане приступили к формированию самообороны и, воспользовавшись правом жителей автономии, отказались признавать киевскую власть.
16 марта 2014 года на полуострове прошёл референдум, около 96% участников которого высказались за вхождение в состав Российской Федерации.
17 марта Россия официально признала независимость Крыма, а 18 марта был подписан договор о его присоединении к РФ.
В Харькове акции противников государственного переворота подавил спецназ МВД Украины. В Одессе, Николаеве и Запорожье это было сделано руками членов специально свезённых украинских ультраправых группировок. Одесских антимайдановцев радикалы загнали в здание Дома профсоюзов и подожгли — в огне погибли 46 человек.
Но в Донецкой и Луганской областях подавить выступления противников госпереворота Киеву не удалось — местные жители сумели сформировать боеспособное ополчение и провозгласили создание собственных республик.
«Результатом непродуманных действий на Майдане сразу же стало то, что Украина потеряла значительную часть своей территории и населения», — заявил в интервью RT заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
С ним солидарен и президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. «Одним из основных итогов событий 2013—2014 годов стал фактический распад украинской государственности», — отметил он.
Европейская Украина
«Когда Украина была охвачена «майданом», его лидеры давали украинцам очень много сладких обещаний, но потом надежды народа разбились о суровую действительность», — подчеркнул Владимир Жарихин.
По словам эксперта, украинцам обещали покончить с коррупцией, обеспечить национальную независимость и европейское будущее. «На практике же коррупция расцвела ещё более буйным цветом, соглашение с ЕС оказалось выгодно только самой Европе, а политика Киева стала абсолютно зависимой от Соединённых Штатов Америки. О членстве в ЕС никто даже не заводит речи», — подчеркнул Жарихин.
«Ну и самое главное — это то, что Украина пять лет «боролась» с Молдавией за право считаться страной с самым низким уровнем жизни в Европе и сейчас, наконец-то, победила», — отметил он.
Официальные данные украинского Госстата свидетельствуют о резком падении всех основных социально-экономических показателей страны.
Уровень номинального ВВП, составлявший в 2013 году $183,3 млрд, по итогам 2017-го опустился до $121,1 млрд. Совокупный объем экспорта товаров и услуг в 2013-ом составлял $76,1 млрд, в 2017-ом — $52,3 млрд.
Обвал экономики негативно сказывается на благосостоянии и самочувствии населения. Средняя зарплата, составлявшая в 2013 году более $370, снизилась в начале 2018-го до $271. Средняя пенсия со $186 опустилась до $98. На Украине наблюдается номинальный рост доходов в национальной валюте, однако обвал гривны по отношению к доллару в 3,5 раза до сих пор не позволил населению страны даже приблизиться к тому уровню жизни, который был до Евромайдана. 20 ноября 2013-го курс доллара на Украине составлял 8,22 гривны. Ровно через пять лет за один доллар в украинских банках дают в среднем 27,96 гривен. И то, по мнению экспертов, только благодаря кредитам Международного валютного фонда. Если бы не они, гривна обвалилась бы значительно сильнее — на «чёрном рынке» в наиболее сложные моменты курс доллара иногда доходил до 40 гривен.
«Обслуживание долга превращается для Украины в серьезнейшую проблему. В следующем году государству придётся потратить на данные нужды около трети своих доходов. И это не предел», — рассказал в интервью RT политолог Александр Асафов.
Если в разгар протестов на Майдане, в декабре 2013-го, внешний государственный долг Украины достигал $37,5 млрд, то сейчас он равен $47,5 млрд.
Прямые иностранные инвестиции по сравнению с уровнем 2012 года сократились почти в четыре раза — с $8,4 млрд до $2,2 млрд.
В 2015 году, находясь на посту губернатора Одесской области, Михаил Саакашвили заявил, что, по его оценкам, для возвращения к экономическим показателям времён Виктора Януковича, Украине может понадобиться около 20 лет. Однако его оптимизм разделяют далеко не все эксперты. Некоторые экономисты утверждают, что для этого Киеву понадобится более столетия.
Один из самых больных вопросов для украинцев — это коммунальные платежи. Стоимость кубометра газа за пять лет возросла более чем в десять раз — с 72 копеек до 8,54 гривны. Электроэнергия в рамках лимитов подорожала с 28 до 90 копеек за 1 кВт/час, а сверх лимита (в 2013-ом он составлял 150, а сейчас — 100 кВт/час) — с 36 копеек до 1,68 гривны. Стоимость отопления в Киеве увеличилась примерно в 11 раз — с 2,91 гривны за кв. метр, до 32,91 гривны, и скоро, в связи с ростом стоимости газа, подорожает ещё больше.
В здравоохранении ситуация тоже усугубляется с каждым годом. Количество больничных коек на 10 тыс. населения уменьшилось с 88 до 73. Как следствие, резко увеличился уровень смертности. Если в 2013 году естественная убыль населения Украины составляла 80,6 тыс. человек, то в 2017-ом в 2,5 раз больше — 198,1 тыс.
В 2,5—3 раза выросли цены на основные продукты питания — хлеб, гречку, сало, молоко. По данным украинского Госстата, на 10—20% сократилось потребление мяса, рыбы и фруктов.
Достоверными данными по демографической ситуации на Украине с учётом миграции сегодня не владеет никто. Согласно приблизительным оценкам членов украинского кабмина, около 10 млн граждан страны сейчас работают за рубежом — в России, Польше, Чехии, Италии и других странах. Однако реальная ситуация с миграцией может быть ещё острее. Если в 2013 году население Украины оценивалось примерно в 45 млн человек, то сейчас, исходя из объемов потребления продуктов питания, на территории страны проживают от 24 до 30 млн. «Украина погружается в демографическую катастрофу», — заявил Ростислав Ищенко.
Оценки и перспективы
«За последние пять лет уровень жизни на Украине объективно упал — практически каждая вторая семья получает субсидии, а огромное количество трудоспособного населения выезжает на работу за границу.
Вырос уровень агрессии в обществе, большое количество людей ходят по улице с оружием. Общество испытывает разочарование», — рассказал RT источник в Киевском международном институте социологии.
По словам киевлянки Натальи Кривенко, Майдан поддержали молодые люди, поскольку очень хотели позитивных трансформаций — отсутствия коррупции, открытых границ и высокого уровня жизни, но изменения не произошли. «Уровень жизни сильно упал. Мы точно получили не то, что хотели. Руководство страны оказалось неготовым бороться с коррупцией, зато они используют все схемы незаконного обогащения своих предшественников», — отметила собеседница RT.
По мнению Ростислава Ищенко, власти Украины сейчас активно сбрасывают с себя социальные обязательства. В итоге население сталкивается с ростом тарифов, сокращением количества льготников и получателей субсидий. «Дальше должны идти чиновники и армия, после чего происходит полная ликвидация государственности. Сам народ, в принципе, может привыкнуть ко многому. Но деньги на сохранение атрибутов государственности заканчиваются», — заметил эксперт.
«Из субъекта международных отношений Украина за последние пять лет превратилась в объект, используемый в качестве инструмента оказания давления на Россию. Государства больше нет», — заявил Александр Асафов.
По словам источника RT в партии «Самопомощь», никаких иллюзий по поводу Майдана у населения не осталось. «Люди недовольны работой правительства и президента. Все проблемы те объясняют «российской агрессией». Но давайте признаем — это власть работает неэффективно и безвольно выполняет все требования западных партнёров», — отметил он.
Источник RT в партии «Батькивщина» не видит в действиях украинской власти никакой стратегии. «Чем занимается правительство? Какие альтернативные пути решения вопросов они предлагают? Пока ясно только то, что для возвращения к уровню жизни 2013 года стране понадобятся десятилетия», — считает собеседник RT.
«В контексте происходящего последние пять лет прогноз относительно будущего Украины может быть только неутешительным — дальнейшая деиндустриализация и депопуляция. Село как-то проживёт на плодородных чернозёмах, а вот горожане на фоне массового закрытия промышленных предприятий уже стали лишними и будут разбегаться. Если ничего не изменится, в ближайшие годы Украина вернётся в XIX век и превратится в страну хуторов», — подытожил Владимир Жарихин.
Украинцы пожалели об участии в Евромайдане
Жители Украины заявили, что не приняли бы участие в протестных акциях Евромайдана. Таковы результаты опроса телеканала NewsOne, проведенного в эфире программы «Большой вторник». Запись эфира доступна на YouTube (с 1:35:47).
Зрителям в ходе программы был задан вопрос: «Если бы можно было вернуться в прошлое, вышли бы вы на Майдан?» В результате 91 процент украинцев высказались отрицательно. 9 процентов опрошенных ответили «да». Всего в опросе приняли участие 9387 человек.
21 ноября на Украине отмечают пятую годовщину событий Евромайдана.
В октябре стало известно о том, что у участников протестных акций в Киеве в 2014 году был запасной план на случай, если им не удастся удержаться на майдане Незалежности (площади Независимости). Чтобы организовать сопротивление властям страны, протестующие перебрались бы на западную Украину, рассказал спикер Верховной Рады Андрей Парубий, который был комендантом Евромайдана и руководителем отрядов Самообороны.
Осенью 2013 года и зимой 2014 года на Украине прошли массовые акции протеста против правительства, в результате которых в стране произошла смена власти. Бывший президент страны Виктор Янукович и несколько экс-министров были вынуждены покинуть территорию государства. В ходе вооруженного противостояния участников акции с силовиками погибли 106 человек. События получили название Майдан (Евромайдан), так как самый крупный протест состоялся на майдане Незалежности в Киеве.
«Майдан» как биполярное расстройство
Перечислять параметры кошмара, в который «майдан» с головой окунул Украину, можно очень и очень долго. О развале экономики, деиндустриализации, депопуляции страны сегодня обстоятельно и не без некоторого удовольствия пишут многие отечественные журналисты и эксперты. Я бы хотел обратить внимание на то, что безумие «майдана» носит все признаки психического заболевания под названием «биполярное расстройство».
Когда пять лет назад глава правительства Николай Азаров объявил, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС решено отложить на некоторое время, у множества граждан перехватило дыхание, поскольку они находились во власти странной и совершенно детской иллюзии. Большинство были уверены, что они вступили в прихожую Европы и долгожданная подпись под соглашением явится тем ключом, которым они смогут отомкнуть все заветные двери: к европейским зарплатам, пенсиям, уютным домикам с красными черепичными крышами и цветами на подоконниках, чистым улицам, приветливым улыбкам и объятиям с европейскими родственниками.
Кстати, и сам Виктор Янукович, долгое время поддерживавший свою репутацию заботливого властителя, использовал тренд евроинтеграции, в который, похоже, искренне верил.
Правда, в ЕС ему действительно обещали молочные реки и кисельные берега в виде выделения гигантских средств на переоборудование производства, чтобы украинская промышленность смогла выпускать товары, соответствующие европейским стандартам. Обещали, но обманули, после чего и пришлось откладывать подписание. Эксперты подсчитали, чем обернётся для Украины ассоциация, если она не будет подготовлена к выходу на европейские рынки, и прослезились.
То есть украинская власть была совсем не против подписания, но в последний момент выяснилось, что ассоциация станет экономической ловушкой, в которой загнётся большая часть украинской экономики. Всего этого Янукович и Азаров не сумели объяснить людям, хотя и пытались. Народ жаждал прорваться в Европу немедленно, чтобы припасть к её живительному благополучию. Вот, собственно, и вся история «майдана».
Снимать власть, отказавшуюся открывать перед ними ворота в дивный, переливающийся всеми цветами радуги мир, люди пошли в активной фазе биполярного расстройства. Им казалось, что их могущество безгранично, что с ними всё прогрессивное человечество в лице лучших своих представителей, приехавших в Киев поддержать «майдан», что одной только силой своего желания они способны творить лучшее будущее.
Я помню эту безудержную эйфорию, атмосферу искрящегося праздника, сопутствовавшие «майдану». «Мы смогли, нам хватило того самого достоинства не мириться с унижением, с воровской малиной, угнездившейся на самом верху, мы никому не позволим решать за нас, каким будет наше будущее», — полные ликования и гордости голоса протеста звучали пронзительно и весело, не допуская ни малейших сомнений в святости каждого сказанного слова. Это как раз и есть гиперактивная фаза психического расстройства.
А между тем реалии «майдана» складывались в совершенно иную картину. Облитые горючей смесью горящие фигурки сотрудников МВД никак не вязались с высотой помыслов, достоинством и европейской статью.
Люди, адекватно ориентирующиеся в реальности, никогда не станут жечь других людей, называя это торжеством человеческого духа и ценностей истинной европейской цивилизации. Это было настоящее безумие с выдавленными глазами, разбитыми головами, простреленными руками и ногами, садистским затаптыванием вырванных из оцепления полицейских.
Это и есть первый признак биполярного расстройства. Человек совершает ужасные поступки, но числит их по разряду священной войны, выдавая себе право на самое изощрённое насилие.
Именно образ сгорающего в огне человека — самой мучительной из всех возможных видов смерти — и должен стать символом «майдана». Окончательно этот огонь, пожирающий человеческие тела, вступил в силу 2 мая 2014-го в Одессе.
Эпизод мании в биполярке сменяется глубочайшей депрессией, утратой воли к жизни, ощущением полной бессмысленности существования, подавленности вплоть до полной потери способности двигаться и совершать действия, необходимые для того, чтобы хоть как-то продлить существование. Человек перестаёт мыться, есть, интересоваться окружающей действительностью. В наиболее тяжёлой форме такая депрессия может стать причиной смерти или безумия. Больному обязательно нужны помощь психиатра и очень сильные медикаменты.
Я полагаю, что эпизод мании на Украине ещё не окончательно пройден, вера в майданные мифы все ещё владеет умами и душами активных патриотов. Но значительная часть граждан унылой и обнищавшей массой вступает во второй период биполярного расстройства. Небо уже мрачнеет и затягивается чёрными, рваными облаками — общество погружается в состояние больной тревоги, ощущение отчаянной беспомощности и ожидание уродливого и неминуемого конца.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Пока не то же самое. Ну у нас в 2 раза выше средняя з/п. Правда с 1914 года снизилась на 30%. Я только не понял у кого Донбасс?, и почему в мирной РФ курс рубля к доллару соревнуется с падением с украиной, у которой майдан и гражданская война?
Забавно, что они избрали в Президенты пороха, который стоял за майданом, который при Януковиче был министром экономики и сделал такую, им ненавистную, экономику, которую они майданом ломали. Наивные дураки.
В 2015 году, находясь на посту губернатора Одесской области, Михаил Саакашвили заявил, что, по его оценкам, для возвращения к экономическим показателям времён Виктора Януковича, Украине может понадобиться около 20 лет. Однако его оптимизм разделяют далеко не все эксперты. Некоторые экономисты утверждают, что для этого Киеву понадобится более столетия.
вот такие вот временные промежутки. Российскому гос-ву только 26 лет. и вот только что по некоторым показателям вылезли на уровень СССР.
украинцы думали что они особенные, щаз быстро гоп и перепрыгнут. надо только банду геть. и своих предать.