Стать мировым КБ

отметили
24
человека
в архиве
Стать мировым КБ

Алексей Боровков: «Учитывая контекст Четвертой промышленной революции, определять образ петербургской промышленности будут высокотехнологичные предприятия».

Журнал «Эксперт Северо-Запад» и Клуб лидеров запускают совместный проект, в рамках которого члены клуба будут беседовать с известными бизнесменами, учеными, общественными деятелями о перспективах социально-экономического развития, новых точках притяжения сил и знаний, проблемах, с которыми сталкивается бизнес.

Накануне X Петербургского международного инновационного форума региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко побеседовал с проректором по перспективным проектам ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ), профессором, руководителем Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ, лидером-соруководителем рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексеем Боровковым о том, готовы ли российские предприятия перестроиться на цифровые рельсы, способны ли они конкурировать на глобальных рынках.

– Алексей Иванович, в этом году в России была принята приоритетная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». До 2024 года отечественная промышленность должна перейти на цифровую модель развития. Как вы оцениваете будущее Петербургской промышленной агломерации в условиях цифровой трансформации?

– Программа «Цифровая экономика» стоит в ряду взаимосвязанных программ, среди которых Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) и Национальная технологическая инициатива (НТИ). Все эти программы реализуются в русле Четвертой промышленной революции и аналогичных направлений, которые разрабатываются в США (Advanced Manufacturing Technology), Германии (Industrie 4.0) и др.

Цифровая модель развития предполагает тотальную цифровизацию экономики и промышленности: использование «умных моделей» и цифровых двойников (smart digital twins) продуктов, оборудования, производства.

Те участники этого процесса, которые стремятся быть конкурентными на будущих рынках, вынуждены стремительно реагировать на все изменения и вызовы. Компании, скорость реакции которых ниже темпов изменения внешних условий, выдавливаются с высокотехнологичных рынков: либо закрывается окно возможностей, либо стоимость продукции оказывается неадекватной ожиданиям рынка, вследствие чего массовое производство становится нецелесообразным. Это справедливо как для петербургской промышленной агломерации, так и для российской и мировой промышленности в целом.

– Какие отрасли, на ваш взгляд, в Петербурге станут драйверами развития промышленности на горизонте 10-15 лет?

– Учитывая контекст Четвертой промышленной революции, определять образ петербургской промышленности будут высокотехнологичные предприятия. Применительно к Санкт-Петербургу отраслями-драйверами должны быть:

• судостроение и кораблестроение – предприятия Объединенной судостроительной корпорации: Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», Балтийский завод – Судостроение и другие);

• энергомашиностроение и турбостроение – предприятия корпорации «Силовые машины»: Ленинградский металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток;

• авиа-двигателестроение – предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК-Климов»; • фармацевтическая промышленность: биотехнологическая компания BIOCAD;

• ИТ: компания по производству программного обеспечения JetBrains.

Нельзя не упомянуть и такие инновационные компании, входящие в число национальных лидеров, как «Диаконт» (разработка и производство высокотехнологичного оборудования), «АРГУССПЕКТР» (системы безопасности), группа компаний «Ракурс» (промышленная автоматизация) и другие.

Важно, что в современном производстве произошли очень значимые изменения, в частности – смещение «центра тяжести» в этап проектирования. Традиционные подходы и технологии, основанные, как правило, на доводке изделий на основе дорогостоящих испытаний, достигли своего «потолка» и становятся принципиально неконкурентоспособными. В связи с этим лидерами будут становиться именно те компании, которые, находясь в тренде Цифровой экономики, переносят акценты своей деятельности в область компьютерного инжиниринга, цифрового проектирования и моделирования, «умного» и аддитивного производства и т.д.

Наконец, отвечая на этот вопрос, стоит отметить, что обозначенный временной горизонт не очень показателен, т.к. для обеспечения лидерства через 10-15 лет высокотехнологичной компании фактически нужно быть лидером уже сейчас. Трудно себе представить, чтобы промышленная компания, не имеющая сегодня серьезных заделов на высокотехнологичном рынке, стала бы драйвером отрасли или рынка к 2035 году.

– Модернизация и переход к концепции «Индустрия 4.0» требуют серьезных финансовых вложений в российскую промышленность. Вы тесно взаимодействуете с российскими промышленниками. Насколько готовы отечественные производители к необходимым изменениям?

– Программа «Industrie 4.0» предложена в Германии в 2011 году. Учитывая предыдущую историю нашего взаимодействия с немецкими высокотехнологичными компаниями – лидерами отрасли, мы можем утверждать, что программе «Индустрия 4.0» предшествовала программа «Разработка 4.0», в рамках которой были разработаны «цифровые двойники» реальных объектов и производственных процессов. Очевидно, что сейчас недостаточно просто закупить новейшее оборудование и обеспечить промышленный Интернет, чтобы концепция «Индустрия 4.0» начала приносить реальный результат.

На данный момент по программе модернизации промышленности в стране закуплено порядка 80 тыс. станков, но загружены они, как правило, в среднем не более чем на 10-20%. Как я уже сказал, «центр тяжести» сместился в сторону проектирования, и современные производственные мощности сейчас не столько конкурентное преимущество, сколько необходимое условие присутствия на глобальном рынке.

– Алексей Иванович, в мае 2017 года завершил свою работу первый региональный «Форсайт-флот – 2017» в Санкт-Петербурге. Одним из приоритетных направлений повестки мероприятия являлся проект «Фабрики будущего», в рамках которого как раз обсуждалось будущее промышленности. Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «Фабрики будущего».

– Как правило, большинство производственных инициатив направлено сегодня на развитие инфраструктуры. Мы же неизменно повторяем, что развитие инфраструктуры и технологическую модернизацию производства нужно было осуществлять раньше. Сегодня значительно важнее определение проблем-вызовов для промышленности. Яркие примеры – «Атомный проект» и Космическая программа. Качественного прорыва не произойдет до тех пор, пока предприятия не сформулируют эти проблемы-вызовы и, естественно, не приступят своевременно к их решению.

То же самое происходит и по СНТР, но если там – «большие вызовы», то в проекте «Фабрики будущего» речь идет о проблемах-вызовах для промышленности. От масштаба национальных проблем мы спускаемся к вызовам отрасли – корпорации – компании – конкретного проекта. Таким образом, наши задачи в рамках концепции Фабрик будущего – решение вполне конкретных проблем-вызовов.

В зависимости от поставленных задач мы формируем Цифровую, «Умную» или Виртуальную фабрику (Digital / Smart / Virtual Factories of the Future), либо помогаем предприятиям переформатировать бизнес-модель, сделать цифровую трансформацию, для реализации модели Фабрики будущего, включающей все три вида фабрик.

– Какие проекты сейчас уже разработаны или планируются к реализации на базе Фабрик будущего?

– В формате Цифровой фабрики Инжиниринговым центром СПбПУ реализован совместный с Государственным научным центром «НАМИ» (головной исполнитель) проект «Единая модульная платформа» (проект «Кортеж»), который продемонстрировал весь потенциал, всю мощь подобного подхода. Велась работа по проектированию в кратчайшие сроки, в частности, кузовов лимузина, внедорожника, микроавтобуса и седана, для чего были разработаны полномасштабные цифровые двойники автомобилей. Одним из ярких результатов этой работы стало получение седаном высшей оценки безопасности Euro-NCAP на независимом испытательном полигоне в Берлине (Германия) с первой же попытки.

Если говорить о петербургской промышленности, то в рамках этой же концепции мы ведем работы с «СНСЗ», «Малахитом», «Климовым», ЦНИИ судового машиностроения.

Cтоит подчеркнуть, что нашу концепцию уже восприняли регионы – в частности, по поручению президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова мы в русле концепции Фабрик будущего работаем над решением проблем-вызовов, которые назвали ОКБ им. М. П. Симонова, Казанское моторостроительное производственное объединение, КамАЗ.

Одним из результатов работы «Форсайт-флота» стало отдельное совещание по Фабрикам будущего при губернаторе Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и его распоряжение о создании Проектного офиса «Фабрики будущего» в Санкт-Петербурге, куда вошли генеральный директор исполнительной дирекции, первый вицепрезидент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга М. А. Лобин, директоры высокотехнологичных предприятий К. А. Соловейчик («ЛЕНПОЛИГРАФМАШ») и В. А. Середохо (СНСЗ), председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга М. С. Мейксин и начальник Управления развития промышленности комитета А. А. Яковлев; руководить работой Проектного офиса доверено мне. Уже состоялось рабочее совещание членов Проектного офиса с представителями петербургской промышленности, на котором была подробно изложена концепция проекта и начат сбор и формализация существующих проблем-вызовов.

В масштабах страны модель Цифровых фабрик реализуется, например, по проектам с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и холдингом «Вертолеты России». На международном уровне чрезвычайно динамично бизнес-модель Фабрик будущего развивается с китайскими автопроизводителями, которые уже не раз приезжали к нам для изучения нашего опыта и с которыми мы сейчас активно работаем.

– Футуристы пугают нас тем, что в скором времени роботы заменят людей. Как вы думаете, как скоро в России могут появиться «Умные» фабрики?

– Сначала промышленность активно выводилась, например, в Китай – в связи с низкой стоимостью рабочей силы. Сегодняшней России – с ее уровнем образования, науки и креативностью – ближе формат Цифровых фабрик, и Россия может быть конкурентной в роли Всемирного Цифрового КБ. Сфера производства – с известной российской неряшливостью и действием на авось – не самая сильная в нашей стране. Если же брать концепцию «Умных» фабрик (безлюдное производство, промышленный Интернет, предсказательная аналитика, гибкие производственные ячейки и т.д.), то именно это может стать для России реальным шансом для возвращения в число лидеров в области производства.

источник: expert.ru

Вопрос, как скоро появятся «Умные» фабрики в России, можно адресовать Д. С. Иванову – директору по инновационному развитию НПО «Сатурн», которое сегодня является лидером в реализации этого направления. Согласно проекту, заявленному НПО «Сатурн» в дорожной карте «Технет» НТИ, появление «Умных» фабрик в России можно ожидать уже через два-три года.

– Каким вы видите роль и место Санкт-Петербурга в новой промышленной революции и в структуре Фабрик будущего? Что из себя будет представлять город – глобальное мировое КБ или что-то другое? Как будет выглядеть его экосистема и что нужно сделать, чтобы этого добиться?

– Четвертая промышленная революция характеризуется именно этими трендами, и основной из них – объединение физического/материального, виртуального/ цифрового и биологического/живого миров (конвергенция). В Санкт-Петербурге представлены компании, университеты, которые являются лидерами в каждом из этих миров. Учитывая общий тренд тотальной цифровизации, целесообразно стремиться к лидерству именно в области Цифровых фабрик (КБ). Помимо всего прочего, именно этот сектор дает и наибольшую добавленную (интеллектуальную) стоимость. Производство же возможно в любом регионе страны (что будет дешевле, чем в Москве или Петербурге), либо (если речь идет о глобальных рынках) на территории заказчика – в том же Китае, например.

Для того чтобы уловить этот тренд (совмещение кастомизированного, персонализированного производства без организации масштабных производств у себя) должны создаваться эффективные распределенные производственные сети сертифицированных поставщиков, обладающих уникальными компетенциями и оборудованием, – при поддержании собственного лидерства в области проектирования. Задачи по быстрому сбору проектных консорциумов должны решать Виртуальные фабрики.

Таким образом, если Санкт-Петербург не будет претендовать на роль «мирового КБ», любой другой вариант развития событий будет значительно более рискованным и низкомаржинальным.

– Сегодня уже не секрет, что крупнейшие страны постепенно выводят свои предприятия из развивающихся стран и возвращают производство на свои территории. Во многом этому способствуют Виртуальные фабрики. Что это за новый тип предприятий?

– Труд этих стран становится дороже, поэтому и происходит такое возвращение. Однако идея разделения труда остается и сейчас. Как я уже сказал, виртуальные предприятия – это модель повышения своей конкурентоспособности на глобальном рынке. А для этого приходится избавляться от обременяющих активов и уметь быстро генерировать цепочки сертифицированных поставщиков. Виртуальные фабрики – это и возможность для малого и среднего бизнеса участвовать в больших (глобальных) рынках. При этом контрольный пакет должен оставаться именно там, где сконцентрированы ключевые компетенции.

– Не станут ли «Умные» и Виртуальные фабрики стимулом к росту безработицы?

– Фабрики будущего предполагают повышение производительности труда. Да, роботизация (замена людей промышленными роботами) произойдет, но это в данном случае – благо. Вместе с тем переход к модели Фабрик будущего влечет за собой появление новых специальностей. Ведь для сборки, настройки и эксплуатации «Умных» фабрик понадобятся новые специалисты – ИТ-универсалы, знакомые с производственными процессами. Кроме того, востребованными станут «системные инженеры», объединяющие в одном лице традиционных инженеров-конструкторов, технологов, материаловедов, расчетчиков, даже в какой-то степени маркетологов и программистов и других. Таким образом, произойдет замена традиционных специальностей новыми, и эта перемена не должна пугать.

– Алексей Иванович, могут ли уже сегодня наши предприятия конкурировать на глобальных рынках? Есть ли уже успешные примеры?

– Могут. Примерами могут быть, скажем, BIOCAD – одна из немногих в мире компаний полного цикла создания лекарственных препаратов, Центр речевых технологий – разработчик инновационных систем в сфере распознавания и синтеза речи и другие.

На глобальных рынках можно конкурировать и с продукцией, и с услугами, главное, чтобы они обладали глобальной конкурентоспособностью. А конкурентоспособность предполагает лидерство во времени принятия решений (time to decision), исполнения (time to execution) и вывода товара на рынок (time to market). Вся концепция Фабрик будущего направлена именно на это – разработку и производство в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособных кастомизированных продуктов нового поколения.

Если говорить о сфере НИОКР, то одним из успешных примеров может быть Группа компаний CompMechLab® – лауреат Национальной промышленной премии Российской Федерации «Индустрия» за 2017 год. Критериями отбора номинантов премии были: технологическая новизна (оценка эффективности технологии, преимущества по сравнению с существующими на рынке решениями), экономический эффект (анализ спроса на технологию, прогноз коммерциализации, динамика объема рынков, экономическая выгода для конечного потребителя), межотраслевой характер проектов (оценка системного эффекта на развитие отраслей промышленности, насколько представленная технология может быть использована в других секторах/отраслях, повышая производительность, конкурентоспособность и темпы роста), ориентация на глобальный рынок (оценка объема экспортных показателей в общем объеме производства компании, показатели успешности деятельности компании за рубежом).

– Санкт-Петербург вошел в число регионов, включенных Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Российской венчурной компанией (РВК) в разработку региональной модели Национальной технологической инициативы (НТИ). Как вы оцениваете работу, которая ведется в данном направлении?

– Санкт-Петербург является активным участником таких направлений/ рынков НТИ, как «Технет» (Санкт-Петербургский политехнический университет, ГК CompMechLab®, СНСЗ, ГК «Диаконт» и др.), «Маринет» (ГК «Транзас»), Аэронет (ГК «Геоскан»), «Сэйфнет» (НП «РУССОФТ») и других. Еще в 2015 году по результатам конкурса Минобрнауки и Минпромторга России Инжиниринговый центр СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого был признан независимыми экспертами и ведущими специалистами обоих министерств лучшим среди инжиниринговых центров, созданных на базе технических университетов России.

Одним из ключевых событий стал региональный «Форсайт-флот – 2017 – Санкт- Петербург», где было предложено сразу несколько проектов, которые могут быть реализованы в рамках Национальной технологической инициативы:

• «Открытые Технет-полигоны» – развитие и расширение кросс-отраслевых высокотехнологичных полигонов полного цикла;

• «Центр AR&VR-компетенций в СанктПетербурге» – консолидация лучших российских и мировых AR&VR-практик и разработка собственных инновационных решений для B2B, повышение эффективности Фабрик будущего за счет имплементации и применения AR&VR-технологий – технологий дополненной и виртуальной реальности;

• «ГориZontНаш» – создание гражданского тяжелого «беспилотника» и освоение 20% мирового рынка БВС (Инжиниринговый центр СПбПУ – цифровое проектирование, Татарстан – «умное производство»);

• «КАЛИБРi 5,6» – обеспечение к 2020 году российских спортивных команд национальными образцами оружия и боеприпасов на платформе «КАЛИБРi 5,6»с выводом на массовый рынок.

На встрече с губернатором Санкт-Петербурга 1 августа 2017 года Г. С. Полтавченко высоко оценил проекты и дал поручение создать рабочую группу при вице-губернаторе Санкт-Петербурга, руководителе администрации губернатора Санкт-Петербурга А. Н. Говорунове, в которую войдут все лидеры треков прошедшего «Форсайт-флота» и которая будет регулировать деятельность «Форсайт-флота» в 2018 году.

Как я уже говорил, были созданы Проектные офисы – «Фабрики будущего» и «Умный город» (научный руководитель последнего – ректор ИТМО В. Н. Васильев).

Наконец, активную деятельность ведет региональная «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив, почти полностью сосредоточенная на повестке НТИ. В частности, 7 ноября 2017 года в петербургской «Точке кипения» откроется Университет национальной технологической инициативы, будет подписано предварительное соглашение с образовательными организациями о партнерстве и участии в сетевом проекте. Первыми студентами Университета НТИ станут 100 участников рынка Нейронет НТИ.

Так что работа ведется масштабная, активная и весьма продуктивная.

– Вы ведете активную работу с молодыми российскими инженерами. Становится очевидным, что через несколько десятилетий многие профессии просто исчезнут. Насколько профессия «инженер» будет востребована в будущем?

– Четвертая промышленная революция просто не может состояться без инженеров. А учитывая, что основной ее характеристикой, как я уже говорил, мы видим объединение физического/материального, виртуального/цифрового и биологического/живого миров, востребованы будут инженеры, мультидисциплинарные с точки зрения областей знаний. Кроме того, постепенно размываются границы отраслей, появляются новые рынки – и это означает, что инженер будущего должен обладать навыками и компетенциями кросс-отраслевого характера, умея переносить лучшие практики из одной отрасли в другую.

Если мы будем рассматривать инженеров с точки зрения жизненного цикла продукции, то также констатируем конвергенцию инженерных специальностей, дающую синергетический эффект и новую профессию – «системный инженер».

Если говорить еще более кратко, то в будущем будут востребованы те инженеры, компетенции которых отвечают всем тем требованиям к будущей промышленности, которые я озвучил в этом интервью.

Вячеслав Трактовенко, *Региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Справка

20.11.2018
 
Огарёвцев приглашают на открытую лекцию А.И. Боровкова «Цифровая экономика: Будущее или реальность»
22 ноября в 12.30 в аудитории № 208 корпуса №1 МГУ им. Н.П. Огарёва пройдет открытая лекция А.И. Боровкова «Цифровая экономика: Будущее или реальность».
 
Правительство Республики Мордовия при участии Агентства инновационного развития Республики Мордовия организует открытую лекцию проректора по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководителя Центра НТИ «Новые производственные технологии» на базе Института передовых производственных технологий СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» НТИ Алексея Ивановича Боровкова.
 
Лекция «Цифровая экономика: Будущее или реальность» посвящена особенностям цифровой трансформации мировой и российской промышленности, в основе которой лежит новая парадигма цифрового проектирования и моделирования. В своем выступлении А.И. Боровков представит главные барьеры и «проблемы-вызовы», стоящие перед российской промышленностью в эпоху цифровой экономики.
 
В лекции будут отражены ключевые программы развития в Российской Федерации, международные программы по передовым производственным технологиям высокотехнологичной промышленности в США, Китае и Японии. А.И. Боровков расскажет о программе развития передовых производственных технологий в России – «Технет» НТИ, которая формирует комплексные меры поддержки для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках. Являясь руководителем Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ, А.И. Боровков расскажет о ключевой роли Центра и его работе по обеспечению глобальной конкурентоспособности российских компаний-лидеров на глобальных рынках НТИ и в отраслях промышленности.
 
Особое внимание в лекции «Цифровая экономика: Будущее и реальность?» будет уделено современному подходу к цифровому проектированию и моделированию глобально конкурентоспособной продукции нового поколения с использованием цифровых двойников и интеллектуальных помощников на базе CML-Цифровой платформы CML-Bench, разработанной в Инжиниринговом Центре СПбПУ.
 
В завершение будут представлены разработки Инжинирингового Центра СПбПУ и ГК CompMechLab® по ряду высокотехнологичных направлений промышленности, включая проекты, реализуемые на платформе CML-Bench с компаниями-лидерами в области автомобилестроения, авиастроения, машиностроения, судостроения и др.
 
Добавил suare suare 22 Ноября 2018
проблема (3)
Дополнения:
Комментарии участников:
Имя_Фамилия
+1
Имя_Фамилия, 22 Ноября 2018 , url

Не читал. но одобряю. Я всегда такую позицию  и  высказывал. РФ  необходимо стать  КБ мирового  уровня и  инжиниринговым  центром. Но я думаю  не выйдет.  Точнее выйдет  но частично и  фрагментарно.  Не хватит  на все,.что бы:

— Военные нужды для обороны

— И  гибридные войны вести

-  И тайные режимы там  всякие  финансировать

— И  выводить  через  офшоры без меры:  даже приближенным  и  их  родственниками  и  лучшим  друзъям  родственников и  поварам  конечно...

suare
+1
suare, 22 Ноября 2018 , url
17 фев 2017, 15:21

Эксперт: «фабрики будущего» смогут работать в 10 раз лучше и быстрее обычных

На реализацию программы по модернизации экономики, в частности, выполнение дорожной карты ТехНет, утвержденной накануне в Сколково, с 2017 по 2019 год направят 15,6 млрд рублей
 
«Фабрики будущего», которые появятся в России в процессе реализации одного из направлений Национальной технологической инициативы, — ТехНет — позволят производить продукцию в 10 раз лучше, дешевле и быстрее, чем это делается сегодня на традиционных производствах. Об этом рассказал ТАСС Алексей Боровков, соруководитель направления ТехНет НТИ, проректор Санкт-Петербургского политехнического университета по перспективным проектам.
 
«В современном высокотехнологичном производстве центр тяжести смещается на этап проектирования, а оно делается на основе математического моделирования полностью „в цифре“, включая серии виртуальных испытаний. Это позволяет быстрее и дешевле устранять возможные ошибки и успевать сделать востребованную рынком продукцию, то есть войти в окно возможностей быстрее конкурентов и с меньшими затратами. То есть работать в 10 раз лучше, быстрее и дешевле. Это звучит прямо как олимпийские принципы», — сказал он.
 
Реализовать «олимпийские принципы высокотехнологичной отечественной промышленности» позволит дорожная карта ТехНет, которую утвердили накануне в Сколково Совет при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.
 
«Дорожная карта защищена 14 февраля. В ней задействованы несколько десятков компаний, университеты, малый и средний бизнес, корпорации. На первом этапе — с 2017 года по 2019 год финансирование составит 15,6 млрд рублей», — сказал Боровков, уточнив, что 50% — это бюджетные средства, которые предполагаются вложить на возвратной основе: участниками проекта должна быть произведена высокотехнологичная продукция, которая выйдет на рынок и будет приобретена покупателями, еще 50% — внебюджетные средства, средства бизнеса.
 
Отдельные проекты дорожной карты будут рассматриваться по специальному регламенту и выноситься на многоступенчатую экспертизу, первый из них может пройти эту процедуру к лету, уточнил собеседник агентства.
 
Кто первый?
 
Первые «Фабрики будущего» в рамках направления ТехНет, по словам Боровкова, появятся в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте «НАМИ», на УАЗе, Российском машиностроительном холдинге «Волгабас». Также цифровую фабрику предполагается создать для судостроения, о чем существует договоренность с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), она предназначена для «Невского судостроительного завода» и Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».
 
Следующие участники — двигателестроительное НПО «Сатурн» (Рыбинск). Полигон для сбора и совмещения лучших мировых технологий уже работает в Институте передовых производственных технологий Санкт-Петербургского университета Петра Великого. Экспертизу и сертификацию планируется выстроить на базе МГУ и «Сколтеха».
 
Дорожная карта ТехНет рассчитана на период до 2035 года, всего за это время запланировано создать 40 фабрик будущего, 25 испытательных полигонов, 15 экспериментально-цифровых центров сертификации. На мировых рынках «Фабрик будущего» Россия планирует занять 1,5% в сегменте инжиниринга и конструирования.
 
Дорожная карта ТехНет — седьмая по счету среди утвержденных в рамках Национальной технологической инициативы. До этого были утверждены дорожные рынки направлений АэроНет, АвтоНет, МариНет, НейроНет, ХелфНет и ЭнерждиНет. На подходе — СейфНет, ФудНет, ФинНет. В этом ряду ТехНет выделяется кросс-отраслевым и кросс-рыночным характером, та как направление охватывает все отрасли высокотехнологичной промышленности и все рынки будущего.
 
2035 год как финал проекта намечен потому, что, по мнению Боровкова и оценкам других экспертов, именно к этому времени новые высокотехнологичные рынки сравняются по объемам с традиционными или даже может быть уже и потеснят их.
 
Боровков отметил, что ситуация так стремительно меняется, что дорожную карту ТехНет стоило бы корректировать с шагом в 1 год, а не в три, как запланировано.
 
«Дорожная карта ТехНет имеет дело со сквозными технологиями, которые применяются во всех отраслях, и технологиями, которые применяются при создании продукции для всех рынков, в том числе рынков беспилотных летательных аппаратов, транспортных средств, рынков будущего, которые только сейчас формируются, и к 2035 году, по некоторым оценкам, они уже сравняются с традиционными рынками», — сказал он.
 
Цифровая фабрика — умная фабрика — виртуальная фабрика
 
Запланированные фабрики будущего руководители направления ТехНет делят на три категории.
 
Это цифровые фабрики, умные фабрики и виртуальные фабрики. Цифровые фабрики отличаются тем, что все процессы, от проектирования до виртуальных испытаний изделия, происходят «в цифре».
 
Умные фабрики — следующий, более сложный этап фабрик будущего, будут безлюдными.
 
«Исключается человеческий фактор и связанные с этим ошибки, которые ведут к потере качества», — отметил собеседник агентства. Виртуальные фабрики могут быть расположены в любом месте и выстраиваться в производственные цепочки с помощью промышленного интернета. «И никаких заборов, заводских труб и леса кульманов», — добавил Боровков.
 
В начале будет цифра
 
«Ключевым элементом дорожной карты ТехНет является концепция цифровой фабрики», — подчеркнул Боровков. Под цифровой фабрикой понимается определенный тип бизнес-процессов, способ комбинирования бизнес процессов. От обычной фабрики или научно-производственного объединения цифровую фабрику можно отличить по характеристикам. «Это должна быть цифровая платформа, экосистема лучших технологий, которые используются в мире, в том числе конкурентами. И в них генерируется высокотехнологичное решение, которое дает в короткие сроки качественное решение — проектирование новых конкурентоспособных изделий нового поколения.
 
Проектирование осуществляется на основе математического моделирования. К цифровым моделям проектируемых изделий добавляются процессы: физико-механические, технологические, производственные», — пояснил Боровков.Самолеты и корабли получат виртуальных двойников
 
Применимые на цифровых фабриках математические модели должны обладать очень высоким уровнем адекватности к реальным объектам, реальным процессам. «Простейшие геометрические модели и элементарное моделирование не подойдет. Моделью должны описываться все те особенности „нагружения“ и поведения изделия, характерные для реальных натурных экспериментов и затем для реальной эксплуатации», — пояснил эксперт.
 
«Мы имеем дело на этом этапе с умным цифровым двойником, который одновременно проживает ту же самую жизнь, что и сложное техническое изделие — будь то самолет, автомобиль. И по этому цифровому двойнику мы сможем оценивать ресурс и особенности поведения изделия», — пояснил он.
 
Цифровая фабрика также должна суметь быстро реагировать на запросы заказчика или изменения на рынке. «Нельзя будет сказать, этим мы не занимаемся. Будем заниматься и сделаем быстрее и лучше других», — отметил эксперт.
 
Важным элементом цифровой фабрики станет системный инжиниринг. «Мы будем вынуждены в любой момент времени держать в поле зрения всю систему, все ее компоненты и то, как они взаимодействуют между собой. Это нужно, чтобы не увлечься каким-то одним компонентом, сделать его на мировом уровне, а другие компоненты оставить на уровне прошлого века. Низкий уровень других компонентов потащит все финальное изделие на уровень прошлого века», — отметил Боровков.
 
Ключевым элементом цифровой фабрики является формирование многоуровневой матрицы целевых показателей и ограничений по большому набору параметров изделия. Сейчас количество ограничений в традиционной промышленности от 100 до 300. В цифровой фабрике их должно быть 20-30 тысяч.
 
Следующий момент связан с разработкой цифровых моделей. Ключевым является термин валидация. Они должны с очень высокой степенью точности описывать поведение в реальных натурных экспериментах.
 
«Время — деньги» или time to market
 
В традиционных производствах применяется контроль качества на входе и выходе. Достигнуто ли требуемое качество и параметры, всегда проверялось натурными испытаниями. Так было со времен Туполева и Королева, и так есть сейчас: спроектировали, изготовили, испытали — что-то не получилось, снова перепроектировали — опять не получилось и так много циклов. В условиях цифрового производства натурные испытания очень емкие по времени и по капиталовложениям будут заменены виртуальными.
 
«Мы должны гарантировать получение качественного продукта, удовлетворяющего всем требованиям, натурным испытаниям, которые проводятся в конце, когда опытный образец уже сделан, за счет большого числа одновременно с проектированием выполняемых виртуальных испытаний. Виртуальные испытания будут проводиться как для отдельных элементов, узлов, сборок, так и для всей системы.
 
И если все сделано как надо, когда мы выходим на натурные испытания со сложной системой, то проходим их, то есть удовлетворяем всем необходимым требованиям с первого раза. Так было с проектом „Кортеж“ — президентским лимузином и машинами сопровождения», — пояснил Боровков, отметив, что именно благодаря опыту работы над проектом «Кортеж» и выстроилась дорожная карта ТехНет.
 
Он отметил, что конкурентоспособность напрямую зависит от актуального понятия time to market: то есть войти на высококонкурентный рынок получается только если на разработку не ушло больше времени, чем позволяло окно возможностей. «Если окно уже закрылось (то есть запрос рынка кем-то уже удовлетворен), то какое бы качественное изделие мы ни сделали, мы проиграли, его никто не купит», — сказал эксперт.
 
Гибрид инженера технолога и экономиста
 
Цифровая фабрика требует подготовки новых кадров. «Прежде всего, нужны системные инженеры, то есть это гибрид между инженером-конструктором, инженером-технологом, расчетчиком и экономистом», — пояснил Боровков. Эти гибридные специалисты также должны быть знакомы с технологическим предпринимательством. Это потребует изменения и уточнения прикладных магистратур и стандартов преподавания.
 
Новый тип производства будет иначе регулироваться: потребуются новые стандарты, регламенты, правила, нормы и сертификация. «Сначала это должны быть какие-то хорошие примеры — быстрые победы с какими-то предприятиями в какой-то отрасли. Дальше возникают лучшие практики. Эти практики превращаются в регламенты и потом уже формируются стандарты», — рассказал Боровков о методах создания нормативной базы, необходимой для тиражирования опыта работы цифровых фабрик.
 
Умные и виртуальные фабрики
 
После появления первого слоя «Фабрик будущего» — цифровых фабрик, появится слой умных фабрик. Их отличие в безлюдности производства — тотальной роботизации.
 
«Основным производственным элементом такой фабрики станет робототехничекий комплекс, гибкие производственные ячейки с большим количеством датчиков», — пояснил Боровков.
 
Робототехническая ячейка представляет собой отдельную операцию с набором задач и манипуляторов, расположенную изолированно. Если открывается дверь, и входит человек, работа ячейки автоматически прекращается, чтобы не нанести человеку травму.
 
Информация о производственном процессе будет поступать в больших объемах, поэтому работа умной фабрики «перевязана ниточкой промышленного интернета», заметил эксперт. Для оптимизации производственных процессов и для создания на основе полученной информации новой конкурентоспособной продукции будет широко использоваться предсказательная аналитика — сфера, где будет производиться анализ всего объема информации, полученного со всех датчиков всех устройств.
 
Виртуальные фабрики представляют собой распределенное производство, отдельные части которого связаны с помощью промышленного интернета. «Части фабрик или все производство гораздо выгоднее размещать не в Москве и Санкт-Петербурге — здесь дорого, уровень зарплат высокий, а вне мегаполисов. И тогда речь идет о формировании цепочки поставщиков, это будет виртуальная фабрика, где согласование идет по стандартам, по технологиям, поставщики сертифицируются, и этот механизм виртуальной фабрики с ядром цифровая-умная фабрика работает как часы и выпускает продукции столько, сколько нужно», — пояснил Боровков.
 
Виртуальный характер наладки производства откроет возможность выпуска продукции под индивидуального заказчика. «Надо стремиться к тому, чтобы это было по цене массового производства, тогда мы цели достигнем — будем конкурентоспособны и можем говорить и о лидерстве», — считает эксперт.
 
Победа за интеллектом
 
«Глобальную конкурентоспособность обеспечат новые сложные наукоемкие системы производства. Тот, кто вложит больше интеллекта в создание продукции, тот и будет побеждать.
 
Дополнительные преимущества получат те, кто сделает это быстро и дешево, с минимумом людей, которые вовлечены в производство, с высоким уровнем маркетинга, сервисного обслуживания», — отметил Боровков.
 
Также, по его мнению, для того, чтобы занять лидирующие позиции, очень важно точно оценить, «какой сегмент рынка мы хотели бы занять, какие конкуренты, какие у них изделия, продукция и их характеристики и спроектировать лучше, быстрее и дешевле.
Имя_Фамилия
0
Имя_Фамилия, 23 Ноября 2018 , url

Вот  люблю вас  за длинные тексты. А нужно бежать  работать.   Не читал  но одобряю:

1. Вообще в мире сейчас  итак  избыток  производящих  мощностей.  Зачем России фабрики-рботы?  Ну может  надо. 

2. Недостаток  рабочих  идей " чего  хотят  люди".  точнее прожектов  куча а их  технической реализации мало. И  еще есть  технические  идеи  — но их  результат  пока  не нужен или не адаптирован пот  потребности  потребителя. В РФ кстати  второй вариант  наиболее частый.  Вчера только новость  хотел  запостить  о создании  мембраны для  топливных  элеементов  в РФ — но  так и  не смог понять   где  это практически  будет  реализованно  и востребованно. 

3. Так вот  в ствть е правильно предлагвют  не фабрики «трусышить» а КБ  и  инжиниринговые центры.  Но с  РФ  будет  сложно.  Если  интересно вечером  тезисно ИМХО напишу. 

unknown1
+2
unknown1, 22 Ноября 2018 , url

Это очень мило в качестве примера драйверов роста экономики будущего указывать компании не являющиеся российскими :)

vambiczdhi
+2
vambiczdhi, 22 Ноября 2018 , url

Догнать и перегнать запад, в нонешнем виде периферийного компрадорского капитализма? Да ну :). Маниловщина в чистом виде

suare
+1
suare, 22 Ноября 2018 , url

источник: assets.fea.ru

источник: assets.fea.ru

источник: assets.fea.ru

источник: assets.fea.ru

источник: assets.fea.ru

источник: assets.fea.ru

источник: assets.fea.ru

Список источников:

От ТехУспеха к национальным чемпионам. Национальный рейтинг быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний «ТЕХУСПЕХ-2016». – Москва, 2016. – URL: www.ratingtechup.ru/images/catalog2016.pdf (дата обращения: 19.02.2018).

Krouse J.K. What Every Engineer Should Know About Computer-Aided Design and Computer-Aided Manufacturing: The CAD/CAM Revolution. – New York; Basel: Marcel Dekker, 1982.

Павлевич А.Л., Староверов Н.Н., Хитрых Д.П. Эффективная платформа прикладных исследований и всестороннего численного моделирования на основе решений ANSYS // CADFEM Review. – 2017. – № 04.И.И.,

Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. – Киев: Наукова думка, 1976.Design with Confidence: CIMdata Commentary. January 29, 2015. – URL: www.cimdata.com/en/resources/complimentary-reports-research/commentaries/item/3345-design-with-confidence-commentary (дата обращения: 08.10.2017).

Компьютерный инжиниринг / А.И. Боровков, С.Ф. Бурдаков, О.И. Клявин, М.П. Мельникова, А.А. Михайлов, А.С. Немов, В.А. Пальмов, Е.Н. Силина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 93 с.

Бионический дизайн / А.И. Боровков, В.М. Марусева, Ю.А. Рябов, Л.А. Щербина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – 92 с.Department of Energy High-End Computing Revitalization Act of 2004. – URL: www.nsf.gov/mps/ast/aaac/p_l_108-423_doe_high-end_computing_revitalization_act_of_2004.pdf (дата обращения: 08.10.2017).

Curns T. Improving ISV Applications to Advance HPC. June 17, 2005. – URL: www.hpcwire.com/2005/06/17/improving_isv_applications_to_advance_hpc-1/ (дата обращения: 17.02.2018).

U.S. Manufacturing—Global Leadership Through Modeling and Simulation. – URL: www.compete.org/storage/images/uploads/File/PDF%20Files/HPC%20Global%20Leadership%20030509.pdf (дата обращения: 08.10.2017).

Executive Order – Creating a National Strategic Computing Initiative. – URL: obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/07/29/executive-order-creating-national-strategic-computing-initiative (дата обращения: 08.10.2017).

A National Advanced Manufacturing Portal. – URL: www.manufacturing.gov/ (дата обращения: 08.10.2017).

Materials Genome Initiative for Global Competitiveness / National Science and Technology Council. – URL: www.mgi.gov/sites/default/files/documents/materials_genome_initiative-final.pdf (дата обращения: 08.10.2017).Gartner’s 2016

Hype Cycle for Emerging Technologies Identifies Three Key Trends That Organizations Must Track to Gain Competitive Advantage. – URL: www.gartner.com/newsroom/id/3412017 (дата обращения: 18.09.2017).

Top Trends in the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2017. – URL: www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends-in-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2017/ (дата обращения: 18.09.2017).

Stackpole B. Digital Twins Land a Role In Product Design. – URL: www.deskeng.com/de/digital-twins-land-a-role-in-product-design/ (дата обращения: 18.09.2017).Выписка из Протокола расширенного заседания наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 21 июля 2016 года № 1.

Современное инженерное образование / А.И. Боровков, С.Ф. Бурдаков, О.И. Клявин, М.П. Мельникова, В.А. Пальмов, Е.Н. Силина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 80 с.

Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, К.Н. Киселева. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 216 с.

fStrange
-1
fStrange, 22 Ноября 2018 , url

Говорильня. Не вырастет все это в системе тотальной коррупции.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать