Конец добычи каменного угля в Германии: выводы для России. В Рурском бассейне закрылась последняя шахта, отныне весь каменный уголь в ФРГ будет только импортным, прежде всего - российским

отметили
60
человек
в архиве
Конец добычи каменного угля в Германии: выводы для России.  В Рурском бассейне закрылась последняя шахта, отныне весь каменный уголь в ФРГ будет только импортным, прежде всего - российским

В истории Германии закончилась целая эпоха — эпоха добычи каменного угля. Немцы занялись ею более 900 лет назад, в 19-м веке уголь и сталь Рурской области обеспечили индустриальную и военную мощь Германской империи, после Второй мировой войны во многом благодаря углю возрождалась западная часть страны и начинался процесс экономической интеграции Европы.

И вот одна из важнейших в прошлом отраслей немецкой экономики прекратила свое существование. 21 декабря 2018 года войдет в историю Германии как тот день, когда в бывшем шахтерском городке Ботропе торжественно закрылась самая последняя в стране угольная шахта Prosper-Haniel. Отныне в ФРГ каменный уголь из-под земли больше не добывают. Сохранилась лишь добыча бурого угля открытым способом в карьерах и разрезах.

Упадок отрасли начался в Европе более полувека назад

Среди больших европейских угольных держав Германия в деле сворачивания этой традиционной отрасли вовсе не первопроходец. В Бельгии последнюю шахту закрыли еще в 1992 году, во Франции — в 2004-м, в Великобритании — в 2015-м. Во всех этих странах добычу каменного угля прекращали по экономическим причинам. Отказ от него из экологических соображений (защита населения от смога, а глобального климата — от выбросов парниковых газов) — тенденция лишь самого последнего времени.

Вот и в ФРГ шахтеры еще полвека назад начали терять работу не из-за борьбы против загрязнения окружающей среды, а из-за снижающейся конкурентоспособности немецкого каменного угля. Его, с одной стороны, все больше теснили другие энергоносители — нефть, газ, ядерное топливо, с другой стороны — импортный уголь из стран с более дешевой рабочей силой, более низкими стандартами техники безопасности и/или с открытым способом добычи.

В результате с 1960 по 1980 год число шахт в ФРГ сократилось со 146 до 39, а до 2000 года дожили только 12. Соответственно, число немецких шахтеров, составлявшее в 1957 году около 610 тысяч человек (тогда были добыты рекордные почти 150 миллионов тонн угля), в 1994 году впервые упало ниже отметки в 100 тысяч человек, а в первом десятилетии 21-го века сократилось примерно до 30 тысяч. Последние три года в Германии работали оставшиеся две шахты, на которых около 4,5 тысяч горняков добывали порядка 4 миллионов тонн в год.

Уголь — энергоноситель 20-го, но не 21-го века

Так что упадок угольной отрасли — давно начавшийся общеевропейский тренд, связанный не столько с истощением запасов, сколько с падающей конкурентоспособностью подземной добычи в условиях растущей глобальной конкуренции со стороны других стран-поставщиков и других источников энергии (среди которых в последнее время все более важную роль играют возобновляемые источники и сжиженный природный газ — СПГ).

Таков, пожалуй, главный вывод, который могут сделать в России (и, конечно же, в Украине и Казахстане) из символического закрытия последней немецкой шахты. Того значения, какое угольная отрасль и шахтерская профессия имели в 20-м веке, у них в 21-м веке уже точно не будет.

Более того, в долгосрочной перспективе и с учетом усиливающейся всемирной борьбы против потепления климата (как бы скептически ни относились к ней в России) снижение глобального потребления угля и, соответственно, сокращение или даже прекращение его добычи (особенно дорогостоящей подземной) представляются просто неизбежными.

Немецкие шахтеры получили субсидии на 200 миллиардов евро

В то же время опыт Германии показывает, что с помощью государственных субсидий сворачивание отрасли можно растянуть на многие десятилетия. Преимущество немецкого подхода в том, что он социально ответственный, гуманный по отношению к представителям отмирающей профессии — шахтерам, и направлен на предотвращение острых внутриполитических конфликтов. Во всяком случае, Германия не знала таких отчаянных шахтерских забастовок, как, например, Великобритания.

По случаю закрытия шахты Prosper-Haniel председатель немецкого профсоюза горняков IG BCE Михаэль Вассилиадис (Michael Vassiliadis) заявил, что постепенное прекращение добычи каменного угля в Германии может служить образцом для проведения структурных реформ в других отраслях. Такую похвалу в адрес федеральных и региональных властей не часто услышишь из уст профсоюзного лидера, когда речь идет о сокращении сотен тысяч рабочих мест.

Недостатком же немецкого подхода стало расходование гигантских средств налогоплательщиков на многолетнюю поддержку представителей одной отдельно взятой профессии. По данным немецких СМИ, на субсидирование добычи каменного угля было израсходовано приблизительно 200 миллиардов евро бюджетных денег. В Германии немало тех, кто считает, что такие средства можно было бы куда эффективнее потратить на создание в шахтерских городах предприятий перспективных отраслей и на развитие системы образования в угольных бассейнах.

Россия крупнейший поставщик угля в Германию

Впрочем, самый очевидный вывод для России, который сразу же напрашивается при известии о закрытии последней немецкой шахты, состоит в том, что у российских угольщиков теперь есть шанс увеличить свой экспорт в Германию. Ведь отныне здесь будут потреблять только импортируемый каменный уголь. А его крупнейшим поставщиком в ФРГ является именно РФ.

В последние годы российские компании быстрыми темпами наращивали поставки каменного угля в Германию. Так, только за три года, с 2015-го по 2017-й, они выросли, по данным немецкого Союза импортеров угля (Verein der Kohlenimporteure, VDKI), с 16,7 до 19,4 миллионов тонн. «В результате Россия является теперь для Германии с большим отрывом важнейшим поставщиком угля», — отмечается в годовом отчете VDKI.

Если учесть, что Германия в 2017 году импортировала в общей сложности 51,4 миллиона тонн всех видов каменного угля, то доля России на немецком рынке составляет около 38 процентов. Если же взять только энергетический уголь (ФРГ не закупает в РФ кокс и лишь в небольшом количестве коксующийся уголь), то соотношение будет таким: из 36,2 миллионов тонн 17,6 миллионов тонн были в прошлом году российскими.

Таким образом, Россия обеспечивает почти половину (49 процентов) того каменного угля, на котором работают немецкие электростанции. Столь большой доли рынка в Германии нет ни у российского газа, ни у российской нефти.

План закрытия угольных электростанций представят в феврале

Теперь, после закрытия последней немецкой шахты, перед российскими угольщиками (и перед РЖД, у которой на уголь приходятся 30 процентов всех грузовых железнодорожных перевозок), действительно, открываются дополнительные возможности по наращиванию поставок в Германию. Однако на самом деле это скорее окно возможностей, и оно может быстро захлопнуться.

Ведь созданная летом 2018 года правительством ФРГ «угольная комиссия» активно работает сейчас над федеральным планом полного отказа от угля как наиболее вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя.

Понимание того, что без такого отказа Германия не выполнит своих международных обязательств по снижению выбросов парниковых газов, в немецком обществе, в принципе, есть. Так что вопрос лишь в сроках. В качестве возможной даты называется, к примеру, 2030 год. Конкретный план действий «угольная комиссия» намерена представить уже в феврале 2019 года.

Вполне возможно, что одним из пунктов этого плана станет закрытие в кратчайшие сроки нескольких наиболее старых и «грязных» угольных электростанций. Поэтому уже в ближайшие два-три года спрос на энергетический каменный уголь может ощутимо снизиться.

К тому же совершенно очевидно, что представленные в «угольной комиссии» профсоюзы и власти тех регионов, где продолжается добыча открытым способом, будут всеми силами бороться за продление жизни электростанций, работающих на буром угле, и предлагать в первую очередь сворачивать производство электроэнергии из каменного угля. Ведь он теперь весь импортный.

На шахте Проспер-Ханиэль в немецком Боттропе (Рурский каменноугольный бассейн) 21 декабря был добыт последний кусок каменного угля в Германии. Для шахтеров — это день траура. Но правительство земли Северный Рейн — Вестфалия и председатель Европейской комиссии подчеркивают: уголь — это история успеха для Германии и Европы, передает канал n-tv.

Глава Европейской комиссииЖан-Клод Юнкер подчеркнул значение добычи немецкого угля для Европы. Без угля и стали не было бы пути для европейского объединения. «Уголь и процветание неразделимы», — сказал он перед началом церемонии в Боттропе, куда были приглашены 500 политиков, бизнесменов, деятелей культуры.

С добычей последнего куска угля эпоха немецкой угольной промышленности подходит к концу. Федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер получил в свои руки эти последние добытые 7 кг сухого угля. По его словам, это не просто уголь, а «часть истории».

«Это день траура для вас», — обратился президент к шахтерам.

«Сегодня — черный день», — вторил за ним глава угледобывающего концерна RAG Петер Шримпф. Добыча каменного угля в Германии прекращается «окончательно и бесповоротно». Трудно выразить словами, «что чувствуют наши шахтеры сегодня».

Глава правительства земли Северный Рейн — ВестфалияАрмин Лашет отметил значение «черного золота» для региона: именно ему жители обязаны процветанием и тысячами рабочих мест.

Решение о прекращении добычи угля было принято в Германии в 2007 году. В то время на шахтах работали около 33 тыс. человек. В этом году было добыто около 2,6 млн тонн угля, а в 1950-х добыча превышала 150 млн тонн в год.

После закрытия последней угольной шахты в Германии использование каменного угля в энергетике и сталелитейной промышленности не прекратится: уголь будет поставляться из-за рубежа.

Однако в ближайшие два-три года спрос на уголь в Германии может ощутимо снизиться. Летом 2018 г. правительство ФРГ создало угольную комиссию, которая работает над федеральным планом полного отказа от угля как самого вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя. Возможным сроком завершения использования угля называется 2030 г.

Великобритания закрыла последнюю угольную шахту в 2015 г., Франция – в 2004 г., Бельгия – в 1992 г. Во всех этих странах добычу каменного угля прекращали по экономическим причинам, обращает внимание Deutsche Welle: отказ от него из экологических соображений — тенденция лишь самого последнего времени.

источник: dw.com

Один из последних немецких шахтеров: он проработал на шахте Prosper-Haniel до самого ее закрытия

Добавил suare suare 24 Декабря 2018
проблема (2)
Комментарии участников:
Игемон
+4
Игемон, 24 Декабря 2018 , url

Молодцы, русские хакеры!

fStrange
-2
fStrange, 24 Декабря 2018 , url

Немецкие шахтеры получили субсидии на 200 миллиардов евро

...

Германия не знала таких отчаянных шахтерских забастовок, как, например, Великобритания.

По случаю закрытия шахты Prosper-Haniel председатель немецкого профсоюза горняков IG BCE Михаэль Вассилиадис (Michael Vassiliadis) заявил, что постепенное прекращение добычи каменного угля в Германии может служить образцом для проведения структурных реформ в других отраслях. Такую похвалу в адрес федеральных и региональных властей не часто услышишь из уст профсоюзного лидера, когда речь идет о сокращении сотен тысяч рабочих мест.

 Социальное государство. Тут бы сейчас услышать выступление местных комми о бесчеловечном капитализме и преимуществах совка.

precedent
+3
precedent, 24 Декабря 2018 , url

Ты точно идиот все таки.  Люди остались без работы.  И сам же цитируешь сравнение с еще более жестким сокращением не в СССР,  а в Великобритании. А еще жестче были в США. С резней,  морем крови.  Последние (при Обаме) были без резни,  но в тюрьмы народу побросали немало. И избивали крепко. 

Что касается Германии,  то они продолжают добывать уголь. Это они каменный уголь прекратили добывать. А бурый продолжают добывать.  Каменный — больше закупят в России. 

precedent
+5
precedent, 24 Декабря 2018 , url

Пластинку смени, попроси,  пусть перепрошьют тебя уже. 

RussiaRulit
+4
RussiaRulit, 24 Декабря 2018 , url

А Германия сейчас, насколько я понимаю, гораздо более социальное государство, чем Россия. Добавлю — там ещё высшее образование бесплатное. Поступай — не хочу. В России же либералы (и не важно — те которые в правительстве или в оппозиции) просто не позволят идти по сходному пути.

foruser
+1
foruser, 25 Декабря 2018 , url

как, автоваз субсидировать, так — это закапывание денег в неконкурентном производстве; как шахты в германии так — социальное государство, все верно?

fStrange
0
fStrange, 25 Декабря 2018 , url

Дурень. Деньги в Германии потрачены не на продление жизни неэффективного предприятия, а на компенсации рабочим, на переобучение и на создание новых рабочих мест в других отраслях.

В АвтоТазе же половина денег ушла в кошели эффективных, а речи о компенсациях рабочим и переобучении даже не шло.

foruser
-1
foruser, 26 Декабря 2018 , url

Дурень

О, коллега!:)



ну судя по тексту, если бы не субсидии, то неэффективную добычу остановили бы на неск. лет раньше. а так оно просуществовало, неэффективно, но только за счет субсидий. чем не автоваз?

fStrange
0
fStrange, 26 Декабря 2018 , url

Цели разные.

В Германии цель была не сохранить производство, а безболезненно его закрыть. При этом судя по отсутствию проблем с профсоюзами и рабочими, все получили новые места. Т.е. цель достигнута.

В РФ была цель сохранить производство и сделать его безубыточным. Цель не достигнута. Производство безубыточно только во внерыночных условиях. Т.е. требуются постоянные вливания и какие то программы по поддержке автохлама.

vvsupervv66
+2
vvsupervv66, 24 Декабря 2018 , url

Нахрена донбасский уголёк Украине с её теперь только аграрием.

Даёшь Германию! Кстати Меркель обещала в Донбассе банковскую систему. Да и российский Кузбасс должен быть доволен. Так глядишь и до Монголии можно добраться, смотря какие темпы Германия наберёт.

Вот такая она вот экозелёная возобнавляемая немецкая энергетика. Видимо без правильного угля сталь и сплавы не той марки получаются. Хуже, чем у США и хуже, чем у России.

gro
+1
gro, 24 Декабря 2018 , url

Развитые страны закрывают шахты, а мы расширяем добычу угля.

precedent
+5
precedent, 24 Декабря 2018 , url

Истощение ресурсов у них.  Все остальное — от лукавого. У нас они закупать вынуждены все больше. И толкутся у наших границ именно поэтому.  Да не лезут,  потому что армия сильная. 

oleg_ws
+2
oleg_ws, 24 Декабря 2018 , url

Что-то здесь больше про энергетические свойства угля больше говорится, а как о сырье для производства того же чугуна тишина...

suare
0
suare, 24 Декабря 2018 , url

источник: allforchildren.ru

Что делают из каменного угля?

Вы, конечно, знаете, что каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, так и в промышленности. Каменный уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. Именно уголь позволил совершить промышленную революцию. В XIX веке много угля использовалось для транспорта. В 1960 году уголь давал около половины мирового производства энергии. Однако к 1970 году его доля упала до одной трети: уголь в качестве топлива потеснили другие источники энергии, в частности, нефть и газ.

Однако этим применение угля не ограничивается. Каменный уголь — это ценное сырье для химической и металлургической промышленности.

В угольной промышленности используется коксование угля. Коксохимические заводы потребляют до 1/4 от добываемого угля. Коксование — это процесс переработки каменного угля нагреванием до 950-1050°С без доступа кислорода. При разложении угля образуются твёрдый продукт — кокс и летучие продукты — коксовый газ.

Кокс составляет 75-78% от массы угля. Он используется в металлургической промышленности для выплавки чугуна, а также как топливо.

Коксовый газ составляет 25% от массы перерабатываемого угля. Летучие продукты, которые образуются при коксовании угля, конденсируют водяным паром, в результате чего выделяют каменноугольную смолу и надсмольную воду.

Каменноугольная смола составляет 3-4% от массы угля и является сложной смесью органических веществ. В настоящее время ученые идентифицировали только 60% компонентов смолы, а это более 500 веществ! Из смолы получают нафталин, антрацен, фенантрен, фенолы и каменноугольные масла.

Из надсмольной воды (она составляет 9-12% от массы угля) отгонкой с паром выделяют аммиак, фенолы, пиридиновые основания. Из непредельных соединений, содержащихся в сыром бензоле, получают кумароновые смолы, использующиеся для производства лаков, красок, линолеума и в резиновой промышленности.

Из каменного угля получают искусственный графит.

Каменный уголь используется также в качестве неорганического сырья. Из каменного угля при переработке в промышленных масштабах извлекают такие редкие металлы, как ванадий, германий, галлий, молибден, цинк, свинец, а также серу.

Зола от сжигания углей, отходы добычи и переработки используются в производстве стройматериалов, керамики, огнеупорного сырья, глинозема, абразивов.

В общей сложности, путем переработки каменного угля можно получить более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля, а побочные продукты, получаемые на коксохимических заводах, превосходят стоимость самого кокса.

Кстати...

Уголь — это далеко не самое лучшее топливо. Он имеет большой недостаток: от его сжигания образуется очень много выбросов, как газообразных, так и твердых (зола), загрязняющих окружающую среду. В большинстве развитых стран действуют жёсткие требования по уровню выбросов, допустимых при сжигании угля. Снижения выбросов добиваются путем использования различных фильтров.

источник: allforchildren.ru



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать