Китай понял, что «Северный поток-2» нужно срочно спасать. У Пекина лопнуло терпение из-за американских угроз и он решил сказать свое веское слово, призвав Вашингтон уважать бизнес-интересы
источник: svpressa.ru
Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин призвала Вашингтон уважать право компаний свободно принимать решение о сотрудничестве с компаниями других государств. Так дипломат прокомментировала рассылку писем с угрозами санкций послом США в Германии компаниям-инвесторам «Северного потока-2».
«Мы обратили внимание на соответствующие сообщения и на жесткую ответную реакцию, которую они вызвали в Германии», — сказала на брифинге Хуа Чуньин. Она подчеркнула, что компании всех государств имеют право самостоятельно принимать решения о сотрудничестве и поддержании контактов с компаниями других стран, и «любая страна и любой человек должны в полной мере проявлять к этому уважение».
Китай, который обычно старается не вмешиваться в конфликты других стран, высказал свою позицию о противодействии США российскому газопроводному проекту «Северный поток-2».
Напомним, что ранее немецкие СМИ сообщили о том, что посолРичард Гренелл разослал письма руководству компаний, в которых заявил о возможных мерах, если они не перестанут участвовать в проекте. В Германии такие действия сочли провокацией и вмешательством во внутренние дела, хотя официальный комментарий Берлина был весьма сдержанным. Представитель Гренелла пояснил, что это не угрозы, а официальная позиция Вашингтона, которая хорошо известна. А потом и сам посол наотрез отказался извиняться и заявил, что не видит в письмах ничего предосудительного и впредь будет «продвигать соответствующую американскую политику».
Представитель российского МИД Мария Захарова считает, что заявления Гренелла — часть большой программы США по глобальному сдерживанию.
«Есть долгосрочная программа по глобальному сдерживанию нашей страны, которая исторически реализуется. И есть краткосрочная ее часть. Конечно, это неприемлемо. Конечно, это не входит в обязанности посла, мягко говоря. А по большому счету, им противоречит», — отметила Захарова.
Похоже, что так считают и в Китае, в противном случае вряд ли МИД КНР стал бы комментировать ситуацию, которая, по большому счету, Пекин никак не касается. Однако, как считают эксперты, китайские власти переносят ситуацию с «Северным потоком-2» на себя и понимают, что США могут предпринять аналогичные действия и против китайских компаний. Точнее, не просто могут, но и уже предпринимают, что подтверждает история с арестом финансового директора и зампреда правления Huawei в Канаде по запросу США.
Кроме того, в Китай также строится газопровод из России «Сила Сибири», и нет гарантий, что США не изберут его своей следующей целью и не потребуют ввести санкции и против участников этого проекта, в чем Пекин, естественно, не заинтересован. Еще вероятнее под удар может попасть будущий газопровод «Сила Сибири-2», строительство которого уже много лет обсуждают «Газпром» с китайской стороной. «Сила Сибири-2» — потенциальный газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Там он может соединиться с китайским газопроводом «Запад—Восток», по которому газ дойдет до Шанхая.
Как считает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев, Пекин, прежде всего, использует ситуацию с «Северным потоком-2», чтобы еще раз продемонстрировать свою принципиальную позицию — американское политическое давление и санкции не должны быть инструментом для подрыва экономик других стран и экономического миропорядка в целом.
— Речь идет о том, что когда американцы действуют такими методами, как рассылка писем с угрозами, они нарушают тот экономический порядок, которые они в свое время сами устанавливали, как гегемоны этого мира. Это порядок с определенными правилами и институтами, такими, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк. В этот устоявшийся порядок экономического сотрудничества на мировой арене и Китай, и Россия в последние годы намеренно вписывались и создавали структуры, которые можно встроить в глобальный мир. Например, и Китай, и Россия вступили в ВТО, это был достаточно длительный и непростой процесс.
И вдруг нам говорят, что никаких правил нет, и поскольку американцы сильные, они сами будут диктовать всем, что и как делать, например, рассылать такие письма компаниям разных стран. Китай в этом видит угрозу не просто конкретному проекту и поэтому вмешивается, несмотря на то, что не имеет к нему непосредственного отношения, а угрозу устоявшемуся порядку вещей. Пекин обращает внимание даже не столько американцев, сколько остальных игроков на международной арене на то, как неадекватно ведет себя так называемый гегемон, лидер сегодняшнего миропорядка. Китай считает это недопустимым.
Внешнеполитические инициативы самого Китая — а это и сообщество единой судьбы, и доктрина «Один пояс, один путь» — это новые предложения по созданию такого порядка, который был бы более честным и справедливым, не с одним монопольным центром, а с многополярным миром. В этом порядке никому, в том числе сильным мира сего, не будет позволено нарушать правила игры. Мне кажется, именно этот посыл направляет Китай, когда его официальный представитель делает такие заявления.
«СП»: — А может ли сам Китай столкнуться с санкциями, подобным российским?
— Это абсолютно реально. Более того, могу предположить, что это произойдет уже в этом году. Первый раунд переговоров по торговому соглашению между США и КНР закончился более-менее положительно, и даже мировые финансовые рынки отреагировали на новости позитивно.
Тем не менее, при подготовке так называемого глобального пакетного соглашения, на котором настаивает Дональд Трамп, я уверен, американцами будут выдвигаться такие условия, которые неприемлемы для Китая. Например, будет навязываться негативное отношение к России или свои порядки внутри китайской системы.
Китай однозначно на это не пойдет. Сегодня они не в том ранге и статусе, чтобы уступать. Когда в 2011 году американцы настоятельно требовали изменения курса юаня, Пекин все-таки пошел на уступки. Но сейчас он ни в экономическом плане, ни в военном не тот игрок, который будет уступать.
Если такие ультимативные требования со стороны США звучать не будут, может быть заключено нормальное соглашение, которое приведет к торговому миру. Но если американцы будут настаивать на неприемлемых условиях, подписание всеобъемлющего торгового договора не состоится, и американцы начнут развязывать новые провокации, которые будут связаны и с Тайванем, и с Южно-Китайским морем. Возможны будут и санкции вроде антироссийских, но уже против Китая.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что Китай крайне не заинтересован в политизации энергетики и проектов, с ней связанных.
— Будучи одним из крупнейших импортеров нефти и газа в мире, он сильно от этого пострадает. Сама практика политизации инфраструктуры, проектов по добыче и доставке энергоресурсов для Китая неприемлема. Поэтому он выступает против такой политики и в отношении «Северного потока-2».
Кроме того, такими заявлениями Пекин набирает очки для переговоров с Россией. Становится понятно, что Китаю нужен еще один газопровод из России. Это «Сила Сибири-2», которая пойдет по западной границе. Пекин хотел бы договориться на выгодных условиях, а выгодные условия он может получить, если поступит такое указание сверху. Думаю, китайцы рассчитывают на то, что президент даст указание «Газпрому» сделать им уступки, даже если это не совсем выгодно российской компании.
«СП»: — Могут ли санкции и давление, как на «Северный поток-2», угрожать совместным газовым проектам России и Китая?
— Думаю, да. Особенно если будут ухудшаться отношения США и Китая. Есть целый ряд моментов, в связи с которыми американцы могут при желании давить на КНР или даже вводить санкции, например, ситуация в Южно-Китайском море. Китайцы понимают, что попытки запретить финансирование российских газопроводов иностранными инвесторами или вообще запретить строительство может коснуться и его. В частности, совместных газопроводных проектов России и Китая и проектов по сжижению газа.
Например, основной акционер проекта «Ямал-СПГ» НОВАТЭК попал под санкции, и у него возникли проблемы с привлечением средств. Благодаря этому Китай даже выиграл — получил дополнительные 10% в этом проекте, кредитовал его под высокие проценты, но на тот момент у НОВАТЭКа уже были все необходимые технологии. А что будет с новыми проектами? Китай рассчитывает, что СПГ пойдет на его рынок, но если поставщики технологий откажутся сотрудничать с нашей компанией, об этом придется забыть.
Китай понимает, что санкционной риторикой американцы пытаются задушить альтернативных поставщиков нефти и газа — Иран, Россию. Но чем меньше поставщиков, тем дороже энергоресурсы, и тем менее это выгодно Китаю.