Еще вчера на центральных улицах Каракаса было не протолкнуться: местные жители, размахивая национальными флагами, требовали отправить в отставку Николаса Мадуро.
Митинги начались после недавних президентских выборов, но местные говорят, что недовольство зрело давно, и рассказывают вот, например, такие истории: по разбитой дороге в направлении столицы едет грузовик с провизией. Внезапно из джунглей выходит группа вооруженных людей, останавливает машину и забирает из нее все, что может унести. Наказания для них не последует — по венесуэльскому законодательству, если человек украл из чувства голода, то судить его не за что.
Так лишился прибыли президент компании Inversiones Vene-Rus Владимир Скарзов, который поставляет в Венесуэлу продукты из России: сок, молоко, муку, масло. Бизнесмен жалуется на взяточничество и винит во всем местные власти: «Когда тебе таможенник говорит, что нужно заплатить $200 за контейнер, чтобы просто рассмотрели твои документы, становится понятно, что коррупция возведена на государственный уровень. Например, от Пуэрто-ла-Круса до Каракаса 18 постов национальной гвардии и 10 постов полиции. И на каждом нужно заплатить, иначе они имеют право удерживать твой груз до двух суток.
Даже если это коробка будет макарон, я должен собрать как минимум 15 справок и зарегистрировать их в трех системах, а также получить одобрение из трех различных источников.
Это что, способствует развитию экономики, или это американцы придумали?».
За годы правления Мадуро инфляция, по некоторым оценкам, достигла 10 000 000%. Из-за этого, как рассказали «Коммерсантъ FM» местные жители, в супермаркетах появилась новая вакансия, — требуется человек, который будет постоянно переписывать ценники. Ориентируются магазины по курсу доллара, но их в стране два, делится гид по Каракасу Анна Осипова де Осал: «Раньше у нас была игра для местных жителей «Попробуй достань», а сейчас игра «Купи сегодня, потому что завтра будет в два раза дороже».
Государство выплачивает зарплаты, исходя из официального курса обмена валюты, а реальные цифры абсолютно другие.
Официальный курс где-то в районе 150 боливаров за доллар, «черный» курс — 2,1 тыс. У нас семья большая — трое детей, где-то в месяц нам нужно около $400 на всю семью. Муж у меня госслужащий, он работает в местном центризбиркоме, недавно ему перечислили где-то порядка $14».
Еще в 2014-м россиян в Венесуэле было гораздо больше. Они занимались бизнесом: кафе с национальной кухней, сувенирные лавки, школы кайт-серфинга. Это приносило прибыль, но сейчас, как пояснили в Российском союзе туриндустрии, пакетные туры в эту страну не продают, а индивидуальным путешественникам советуют отказаться от поездки — слишком опасно. Это прочувствовал на себе россиянин Дмитрий Калмыков, у которого в Венесуэле небольшое экскурсионное бюро: «Ситуация нагнетается последние три года, заказов стало меньше, конечно. Но все равно мы проводим стабильно четыре экспедиции в год, это нормально для наших объемов. Тур на 21 день стоит приблизительно $2,6 тыс., может быть, $3 тыс. в зависимости от программы и от количества людей. Обычно группа — не больше семи человек. Наш, так сказать, успех связан с тем, что многие ушли с рынка, не выдержали. А у нас получилось устоять. Кризис кризисом, а все равно Сальто Анхель — это самый высокий водопад мира, он все равно в Венесуэле».
Тем временем, в соцсетях нашлись те, кто именно благодаря кризису решил отправиться в Каракас. «Коммерсантъ FM» обнаружил несколько постов следующего содержания: «Если требуются люди для защиты национальных интересов России в Венесуэле, то я готов». Текст публиковали с аккаунтов, где нет никакой информации о владельце, даже фотографии. Все это кажется знакомым.
Венесуэла продолжает жить в условиях двоевластия. Глава Национальной ассамблеи Хуан Гуаидо, провозгласивший себя временным исполняющим обязанности президента страны, рассказал о возможности амнистии Николаса Мадуро и его соратников. Между тем сам президент Мадуро заверил, что не покинет свой пост до истечения положенного ему срока в 2025 году. Конфликт продолжается и на международном уровне: в то время как США, Британия, Канада и целый ряд стран Латинской Америки поддержали Хуана Гуаидо, президент РФ Владимир Путин позвонил Николасу Мадуро, чтобы лично «выразить поддержку законным властям Венесуэлы». О том, к чему может привести «беспрецедентное вмешательство со стороны Вашингтона» в дела Венесуэлы, есть ли среди местной оппозиции «здравомыслящие политики» и стоит ли опасаться за будущее российских инвестиций, корреспонденту “Ъ” Павлу Тарасенко рассказал посол РФ в Венесуэле Владимир Заемский.
— По вашему мнению, как будет развиваться ситуация в Венесуэле?
— Свой ответ хочу начать с того, что к оценке ситуации в Венесуэле, будь то ее генезису или перспективам, неуместно применять черно-белый подход и тем более нельзя назначить победивших и проигравших в этом противоборстве. К сожалению, несмотря на неоднократно звучавшие (в том числе с нашей стороны) предостережения, ситуация в Венесуэле развивается по самому неблагоприятному сценарию, направленному на дестабилизацию внутриполитического положения и радикализацию противостояния чавистов и оппозиции. Россия, как и прежде, настаивает на том, что внутренние проблемы страны должны решаться исключительно самими венесуэльцами без деструктивного вмешательства извне.
— Возможно ли теоретически признание Россией Хуана Гуаидо исполняющим обязанности президента страны и, если да, при каких условиях?
— Напомню, что в соответствии с решением Верховного суда Венесуэлы Национальная ассамблея (возглавляемый Хуаном Гуаидо парламент.— “Ъ”) имеет статус неправомочного органа, а все его постановления имеют статус «ничтожных». Кроме того, в статье 233-й Конституции 1999 года, на которую ссылались оппозиционеры, требуя перехода исполнительной власти Нацассамблее, отсутствует понятие «узурпации власти» президентом, о чем они даже сами оговаривались в недавно принятых постановлениях Нацассамблеи. Таким образом, провозглашение Хуана Гуаидо временным исполняющим обязанности главы государства абсолютно противоречит букве и духу Основного закона.
Также напомню, что Россия признала результаты состоявшихся 20 мая 2018 года президентских выборов и направила официального представителя на инаугурацию Николаса Мадуро 10 января нынешнего года, когда он заступил на новый президентский срок. Так что о каком-либо признании самопровозглашенного президента Венесуэлы не может идти речи.
— Как вы можете объяснить мотивировку более чем десятка стран, уже признавших Хуана Гуаидо венесуэльским лидером?
— Моментальное признание Хуана Гуаидо президентом США Дональдом Трампом вполне вписывается в общий курс Вашингтона по отношению к Венесуэле, а также свидетельствует о том, что в Белом доме заранее знали о том, что Хуан Гуаидо провозгласит себя врио президента. А возможно, и подталкивали его к этому шагу. В пользу этого говорит и имеющаяся у посольства информация о том, что Хуан Гуаидо, на которого оказывалось сильное давление и накануне его избрания председателем Национальной ассамблеи 5 января, и в день вступления в должность президента Николаса Мадуро 10 января нынешнего года, до последнего момента воздерживался от этого шага. Но в конечном итоге, по-видимому, не выдержал внешнего прессинга. Считаем, что последовавшие примеру США страны лишь способствуют этой деструктивной линии, слепо следуя в фарватере Вашингтона.
— В МИД России не раз говорили о вмешательстве США в процессы внутри Венесуэлы. Каким именно образом это происходит? Причастен ли, по вашему мнению, Вашингтон к началу и продолжению в стране многотысячных манифестаций?
— Мы являемся свидетелями беспрецедентного вмешательства со стороны Вашингтона во внутренние дела Венесуэлы. Чуть ли не ежедневно от руководства США звучат критические заявления и прямые угрозы в адрес боливарианского правительства, открытые призывы к вооруженным силам о неподчинении законным властям, намеки на возможность использования всех средств давления на администрацию Николаса Мадуро вплоть до военного вмешательства. Об этом же свидетельствует и последний ультиматум из Вашингтона, адресованный президенту Мадуро: либо уступить власть, либо противостоять любым формам воздействия со стороны США.
Что касается многотысячных манифестаций оппозиции, то почему-то во многих СМИ остались за кадром не менее массовые митинги в поддержку Николаса Мадуро, проходившие в Каракасе и других городах в тот же день, 23 января. Разумеется, в стране много недовольных тяжелым экономическим положением, есть и оппозиционно настроенные люди. О существовании Хуана Гуаидо большинство из них даже не подозревало до 5 января, когда он стал председателем парламента. Однако создание, не без иностранной помощи, видимости реального двоевластия способствовало сплочению вокруг его фигуры представителей различных секторов оппозиции.
— Ранее, еще до начала столь острой фазы кризиса, в стране не раз предпринимались попытки наладить диалог между правительством и оппозицией. Но всегда они завершались провалом. Кто в этом виноват?
— Неоднократные попытки запустить диалоговый процесс между чавистами и их политическими оппонентами, в том числе при энергичном международном посредничестве, к сожалению, не завершились успехом. Ответственность за их срыв местные политики возлагают друг на друга, однако правительство Николаса Мадуро и лично президент неоднократно настаивали на необходимости продуктивного диалога с оппозицией, определенные сектора которой попросту игнорировали эти призывы. Считаю, что главный изъян радетелей за венесуэльскую демократию — как местных, так и зарубежных — состоит в том, что они крайне идеологизированы, вследствие чего оппозиционеры в массе своей попросту отказывают чавизму в праве на политическое пространство, и эта особенность является определяющей чертой их политических подходов.
— В заявлении МИД России от 24 января содержится призыв к «здравомыслящим венесуэльским политикам, находящимся в оппозиции к законному правительству Николаса Мадуро». О ком идет речь? Какие методы легального воздействия на ситуацию в стране есть у них в руках?
— На протяжении 2017–2018 годов мы наблюдали процесс дезинтеграции оппозиционных сил в Венесуэле, распад коалиции «Платформа демократического единства» (MUD), победившей на парламентских выборах 2015 года. Главный раскол внутри оппозиции прошел по вопросу о методах политической борьбы, участия или бойкотирования избирательного процесса. Считаем, что называющие себя «демократическими» политические силы не вправе призывать к насильственным силовым акциям по смещению действующих властей, к бойкоту выборов и неиспользованию права голоса избирателями. Призыв МИД, по сути, обращен к тем оппозиционным политикам, которые отстаивают законные методы политической борьбы в рамках Конституции, необходимость участия в голосованиях и являются сторонниками диалога с правительством и мирного разрешения противоречий в стремлении совместно искать пути выхода Венесуэлы из тяжелого экономического кризиса. Радикалов меньшинство, но они в настоящий момент заметнее.
— Учитывая нынешнюю ситуацию, есть ли у вас опасения за будущее российских инвестиций в Венесуэлу?
— Я не вижу оснований для опасений за будущее российских инвестиций в Венесуэле и прежде всего потому, что все осуществляемые проекты были должным образом согласованы сторонами и получили одобрение законодательных органов обеих стран.
— На март запланировано очередное заседание межправкомиссии. Состоится ли оно?
— В настоящий момент подготовка к очередному заседанию российско-венесуэльской комиссии высокого уровня проходит в рабочем режиме.
— А какие двусторонние проекты и сферы взаимодействия в нынешних условиях вы считаете наиболее перспективными?
— По-прежнему наиболее перспективные направления сотрудничества — это нефтегазовая отрасль, ВТС, сельское хозяйство...
— И последний вопрос. Есть ли у вас статистика того, сколько граждан России находятся сейчас в Венесуэле? Какие рекомендации, учитывая дестабилизацию ситуации, им можете дать?
— В настоящий момент здесь на постоянной основе проживает около 700 российских граждан, есть и российские специалисты, работающие по контракту. Учитывая возможное обострение уличного противостояния, рекомендуем им избегать массовых скоплений людей, вести себя осмотрительно.
Российские интересы в Венесуэле
В ходе попытки госпереворота в Венесуэле Россия поддержала действующего президента Николаса Мадуро. Экономические и бизнес-интересы России в этой стране — в справке “Ъ”.
По данным ФТС РФ, в 2017 году товарооборот между двумя странами составил $68,4 млн, из них российский экспорт — $67,6 млн, импорт в РФ — $754,9 тыс. По итогам января—сентября 2018 года объем внешней торговли двух стран составил $79,4 млн, из которых на российский экспорт приходится $78,7 млн, импорт — $720 тыс. По товарообороту на Венесуэлу приходится 0,01% от товарооборота РФ с другими странами, страна не входит в топ-70 торговых партнеров, публикуемых ФТС.
Россия в основном экспортирует в Венесуэлу продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукцию химической промышленности, машины, оборудование, транспортные средства. Импорт представлен в основном продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
Венесуэла — один из крупнейших покупателей российской военной техники. В 2005–2017 годах суммарный объем венесуэльских закупок оценивается более чем в $11 млрд. В частности, в эту страну были поставлены 36 истребителей Су-30МК, около 50 ударных и военно-транспортных вертолетов Ми-35М, Ми-17 и Ми-26, более 120 танков и САУ, около 240 ББМ, несколько десятков РЗСО «Град» и Смерч» средства ПВО (3 ЗРС С-300ВМК/»Антей-2500», 12 ЗРК «Бук-М2», 11 ЗРК «Печора-2М» и большое количество ПЗРК «Игла-С»). Помимо закупок важными сделками стали строительство завода по производству автоматов АК-103 и патронов, а также сервисного центра по ремонту вертолетной техники.
В декабре 2018 года Россия и Венесуэла договорились об инвестициях в венесуэльскую нефтяную отрасль в размере более $5 млрд и поставках в эту страну 600 тыс. тонн зерна.
Национальный нефтяной консорциум (80% у «Роснефти», 20% у «Газпром нефти») владеет 40% в российско-венесуэльском СП Petromiranda (остальной пакет у венесуэльской PDVSA), которое разрабатывает в стране месторождение Хунин-6. Геологические запасы блока —- 52,6 млрд баррелей нефти. В 2011 году «Роснефть», заплатив $1,1 млрд, вошла в проект разработки месторождения Карабобо-2. Кроме того, в 2014 году «Роснефть» и PDVSA подписали два долгосрочных контракта на закупку нефти и нефтепродуктов венесуэльского производства. В мае 2017 года «Роснефть» создала с PDVSA еще одно СП — Perforosven, в котором получила долю в 51%.
В начале 2012 года Газпромбанк создал СП с венесуэльской PDVSA по добыче нефти, получившее название Petrozamora S.A. (60% акций у PDVSA, 40% — у «дочки» Газпромбанка).
В апреле 2013 года «Уралмаш» и PDVSA подписали меморандум о взаимодействии в области производства буровых установок.
В 2009 году на базе «Еврофинанс Моснарбанка» создан российско-венесуэльский банк (акционеры — Газпромбанк, ВТБ и венесуэльский Фонд национального развития) с офисами в Москве, Каракасе, Пекине, Невинномысске, Пятигорске, Ставрополе и Ярославле.
ОАО «Интер РАО ЕЭС» в 2010 году заключило контракт на поставку в страну 13 газовых турбин совокупной мощностью 423,8 МВт. Общая стоимость контракта составила $309,2 млн. Тогда же ОАО «Новошип» договорилось с PDV Marina S.A. о создании СП для морской транспортировки нефти из Венесуэлы. Кроме того, с 2010 года АвтоВАЗ выполнял контракт на поставку 2,25 тыс. машин и обсуждал открытие сборочного производства. КамАЗ поставляет в страну грузовики, а в 2012 году выиграл тендер на поставку шасси для автобусов. Интересовались венесуэльскими проектами «РусГидро» и «Транснефть».
Власти Москвы реализуют проект по строительству жилого района в Каракасе. В 2012 году в Венесуэле было учреждено российско-венесуэльское предприятие «Орхидея» (Empresa Mixta Russo-Venezolana Orquidea, S.A.), в июле 2013 года в Москве открылся первый магазин по продаже цветов.
По данным Ростуризма, в топ-50 популярных туристических направлений в России Венесуэла не входит.