Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты»
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин вынужден придумывать новые объяснения падающих доходов граждан. Фото РИА Новости
Россияне «отметили» пятилетку падения своих доходов. В этом можно винить внешние факторы: обвалы нефтяных цен и санкционное давление. Но, как говорят эксперты, еще важнее внутренние факторы, среди которых прежде всего многолетние провалы экономического управления. Теперь структурные дисбалансы усугубляются откачкой живых денег из экономики и урезанием бюджетных трат. За период после 2013 года численность бедных в стране увеличилась с 15,5 до 19,6 млн человек – примерно на 26%.
Росстат не оправдал надежд правительства. По итогам 2018 года он зафиксировал падение реальных располагаемых доходов населения (доходов, скорректированных на инфляцию и обязательные платежи).
По оценке статведомства, обнародованной в конце минувшей недели, сокращение доходов составило в 2018-м 0,2% в годовом выражении. Это данные с учетом единовременной выплаты 5 тыс. руб. пенсионерам, произведенной в начале 2017 года.
Тем самым доходы населения падали пятый год подряд. В 2014-м они сократились на 0,7%, в 2015-м – на 3,2%, в 2016-м – на 5,8%. А в 2017-м с учетом единовременной выплаты снижение составило 1,2%.
Сообщить о падении доходов населения Росстат предпочел в сносках к основной таблице, в которой приводятся более воодушевляющие данные. В самой таблице указано, что если в расчетах не учитывать единовременную выплату пенсионерам, то по итогам 2018-го доходы населения выросли на 0,3%.
Оба эти результата – не только со знаком минус, но и со знаком плюс – не вписываются в ожидания российских властей. В прогнозах Минэкономразвития указано, что в 2018-м реальные доходы населения должны были увеличиться на 3,4%.
В декабре прошлого года на Большой пресс-конференции президент Владимир Путин привел два отличающихся друг от друга прогноза. «После длительного перерыва зафиксирован незначительный, но все-таки положительный тренд роста реальных располагаемых доходов населения. По последним данным, он составит 0,5%», – сказал Путин. Затем, на той же конференции, он уточнил, что доходы могут вырасти на 0,1% по итогам года, и то если не учитывать единовременную выплату пенсионерам.
С куда большим энтузиазмом власти рассуждают о зарплатах населения. Увеличение именно зарплат, а не доходов становится главным пунктом в списке достижений, который время от времени озвучивают чиновники. Например, ранее глава Минтруда Максим Топилин назвал рост зарплат в России беспрецедентным, что, однако, вызывало немало споров в экспертной среде (см. «НГ» от 07.11.18, 20.11.18).
По Росстату, зарплаты населения РФ увеличились в 2018 году на 9,9% в номинальном выражении, а в реальном, с учетом инфляции, на 6,8%.
Однако доходы населения не исчерпываются только зарплатами. Как напоминает Росстат, объем денежных доходов населения включает доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды и др.
Реальные располагаемые доходы населения. Синие столбцы – накопленный итог в процентах к уровню 2011 года. Красная линия – в процентах в годовом выражении на указанный год. Источник: расчеты К. Тремасова
Объяснения правительства по поводу происходящего с доходами становятся все путанее. Например, в 2017 году в одном из своих обзоров Минэкономразвития сообщало, что падение доходов населения было «отражением особенностей методологии их расчета, нежели реальных тенденций в этой области».
По оценкам ведомства, если не учитывать поступления от продажи валюты и продажи недвижимости на вторичном рынке, тогда падение доходов населения в начале 2017 года было не таким сильным, как фиксировал на тот момент Росстат.
В начале этого года глава Минэкономразвития Максим Орешкин привел новое объяснение: «У нас подрастают зарплаты, растут пенсии, не сильно, но растут. Есть проблемы, например, с процентными платежами по потребительским кредитам, которые очень резко растут». Как следовало из пояснений министра, расходы россиян на выплату процентов по потребительским кредитам существенно ухудшают динамику реальных доходов граждан, передает РИА Новости.
Но подобные хитрости интерпретации не убеждают экспертов, считающих доходы важным индикатором для происходящих в экономике процессов. Один из провалов последней пятилетки заключается в том, что мы так и не вышли на докризисный уровень доходов.
«По сравнению с пиковым 2013 годом реальные располагаемые доходы населения в 2018 году были на 11% ниже. И на 2% ниже, чем в 2011 году, – комментирует статистику директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. – Столь длительного непрерывного периода обнищания населения у нас не было даже в 90-х». Как считает эксперт, теперь на фоне ускорения инфляции, повышения налогов и сохранения жесткой бюджетной политики практически нет сомнений, что 2019-й станет шестым годом падения доходов населения.
По итогам 2018-го оборот розничной торговли увеличился на 2,6%. «В сравнении с 2017-м рост ускорился вдвое. Как такое может происходить на фоне падающих доходов населения? Очень просто: объем потребительского кредита вырос в прошлом году более чем на 20%. То есть кредитование населения также ускорилось вдвое», – добавляет Тремасов.
Итог пятилетки обнищания выглядит удручающе. Если в 2013 году за чертой бедности находились 15,5 млн человек, или 10,8% населения РФ, то в январе–сентябре 2018-го доходы ниже величины прожиточного минимума получали уже 19,6 млн человек, или 13,3% населения РФ. Численность бедных увеличилась за указанный период на 26%, а доля – на 23%.
Как ранее сообщали специалисты Академии при президенте (РАНХиГС), «поставленную президентом задачу снижения уровня бедности в два раза невозможно достичь только посредством предоставления адресных мер социальной поддержки: необходим значимый рост реальных денежных доходов».
«Представляется крайне важным обеспечить скорейшее восстановление реальных денежных доходов до докризисного уровня 2013 года и их рост не менее чем на 5% в год, в первую очередь за счет увеличения реальных заработных плат на фоне экономического роста», – обращали внимание экономисты (см. «НГ» от 23.01.19).
При этом, как отмечали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), экономические кризисы в России сказываются на зарплатах особым образом: они приводят к сокращению доли фиксированной части зарплат и увеличению переменной – крайне нестабильной – части.
«В отличие от фиксированной части (обязательные начисления по тарифным ставкам и должностным окладам) эти расходы в основном не закрепляются в трудовых договорах, а значит, дают компаниям шанс лавировать без каких-либо санкций. И чем переменная часть выше, тем шансов больше», – уточняют эксперты ВШЭ. При неблагоприятном развитии ситуации такая часть заработков может полностью «обнулиться».
Доля фиксированных заработков за пять лет (с 2012 по 2017-й) сократилась на 4 процентных пункта – примерно с 85 до 81%. Так что разговоры чиновников о небывалых темпах роста зарплат не убеждают граждан не только из-за того, что далеко не у всех работников оплата труда действительно стабильно растет, но и по причине того, что эти заработки сами по себе становятся все эфемернее (см. «НГ» от 17.01.19).
Возникает вопрос: пятилетнее падение доходов населения – это следствие негативного воздействия внешних факторов или это итог внутренних провалов в управлении экономикой?
Санкции, а также падение цен на нефть, бесспорно, стали серьезной проблемой для России, но, как замечают многие опрошенные «НГ» эксперты, было бы неправильно списывать ухудшение экономического положения страны и граждан только на внешние факторы. Потому что в российской экономике еще до санкций и политических конфликтов существовали хронические проблемы и нарастали структурные дисбалансы.
Российская экономика находится как под внешним давлением (санкции, ухудшение мировой экономической обстановки), так и под внутренним – увеличение налогового бремени, акцизов, неэффективность в управлении экономическими процессами, перечисляет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«Вся российская экономика завязана на ценах на нефть. Пока структура экономики будет привязана к добывающей модели, ничего не изменится», – уточняет член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова.
«Все эти годы страна шла по пути, ведущему в тупик. Вместо того чтобы развивать частное предпринимательство, обрабатывающую промышленность, привлекать хотя бы сборочные предприятия крупнейших мировых производителей, власти выбрали усиление нефтезависимости и укрепление госкапитализма», – считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «Несомненно, оказали свое влияние и антироссийские санкции», – продолжает эксперт. На перспективах бюджета, конечно, сказывается ситуация с ценами на нефть. Но, как говорит Исаев, на эти факты не получится списать все существующие проблемы российской экономики.
«У наших властей было множество шансов исправить ситуацию и показать зарубежным партнерам, что с нами выгодно работать в любых ситуациях. И только наша власть ответственна за проваленную программу импортозамещения, – пояснил эксперт. – К зависимости от внешних факторов привела чрезмерно консервативная внутренняя политика, направленная на консервацию экономики путем погружения ее в сон. Пока все эволюционируют и подстраиваются под меняющиеся условия, мы пытаемся пережить тяжелые времена, впадая в спячку». По его мнению, чтобы исправить эту ситуацию, «необходимо полностью перестроить экономику».