Данные о новом ракетном двигателе Raptor компании SpaceX Илона Маска недостаточны для утверждения, что это изделие превосходит российский РД-180 (используется на американских ракетах Atlas). Такое мнение высказал создатель двигателя РД-180, академик РАН Борис Каторгин.
Ранее Маск сообщил, что новый двигатель Raptor, который предполагается использовать в проекте BFR, побил рекорд РД-180 по уровню давления в камере сгорания, достигнув показателя около 265,4 атмосферы.
«Данных для оценки этого заявления очень мало. Для начала надо ответить на вопросы: в какой камере была получена тяга, какая размеренность у камеры, насколько процесс горения устойчив», — приводятся слова Каторгина в сообщении ассоциации «Глобальная энергия».
Также необходимо знать, как камера охлаждалась при таких высоких тепловых потоках, а также отработала ли она один полетный ресурс или несколько. «Только после получения этих показателей можно давать оценки результатам. Надеюсь, Илон Маск увидит мои вопросы и предоставит полные данные, буду рад в дальнейшем вступить в полемику», — отметил Каторгин.
Сравниваемые двигатели
Кислородно-керосиновый ракетный двигатель РД-180 используется на первых ступенях ракет-носителей США серии «Атлас». Как сообщал ТАСС гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов, рассматривается вариант установки двигателя на российской ракете-носителе сверхтяжелого класса. Также его могут использовать при модернизации ракет серии «Союз-2».
По данным разработавшего РД-180 НПО «Энергомаш», уровень давления в камере сгорания российского двигателя составляет 261,7 килограмма-силы на квадратный сантиметр (примерно равняется 253,3 атмосферы).
В конце декабря 2018 года Маск дал высокую оценку конструкции РД-180, отметив, что использование в американской ракете-носителе Atlas V российского двигателя должно быть «стыдным» фактом для производителей из США, таких как Lockheed Martin и Boeing.
Проект BFR (Big Falcon Rocket) предполагает создание сверхтяжелой ракеты-носителя, способной выводить на орбиту до 100 тонн полезной нагрузки. Из материалов компании следует, что система будет состоять из двух ступеней — Booster (то есть «Ускоритель») и Ship («Корабль»), причем последняя должна обладать собственными двигателями и при этом иметь возможность перевозить грузы и пассажиров. Предполагается, что систему можно будет использовать многократно.
О создателе РД-180
Академик РАН, лауреат премии правительства России и Государственной премии РФ, а также самой престижной международной премии в области энергетики «Глобальная энергия», Борис Каторгин является одним из создателей высокоэффективных жидкостных реактивных двигателей, ярким представителем которых является двигатель РД-253 для ракеты-носителя «Протон».
Одно из изобретений Каторгина решило серьезную проблему обеспечения устойчивого горения в двигателях компонентов топлива при высоких давлениях. Это изобретение внедрено сегодня в самых современных двигателях, производимых НПО «Энергомаш», в том числе в РД-180, для ракет-носителей «Союз», «Зенит», «Энергия», «Атлас», «Ангара».
Академик Каторгин также разработал основы конструирования мощных непрерывных химических лазеров.
Создатель РД-180 прокомментировал заявление Маска о превосходстве двигателя SpaceX
Конкуренция всегда прекрасно, но по двигателям Россия ушла далеко вперед. Никакой Маск тут не поможет.
Еще до распада СССР у нас летал Буран, часть технологий получила НАСА, от них часть получил Маск.
Совершенно неплохо, что он занимается агрессивным пиаром. Он же не конструктор, не изобретатель, у него другая работа. Плохо, что у тебя неадекватная реакция. Но, ожидать иной от неадекватного субъекта не приходится.
fStrange, вообще-то тут ключевое:
Я рад, что Маск мерит свои достижения по российскому двигателю разработки 1970-х годов
А не то, что ты написал. Так что ты сам с Маском ниже плинтуса...
А ответ державы был бы, у нас на подходе новый двигатель характеристики которого в 2 раза выше.
А так как обычно, сперва запустите...
Хомячкам этого хватит, чтобы и дальше про божественного Маска писать. Только вот он мне больше импонирует, чем пустозвон Рогозин.