Вячеслав Рукша: «Севморпуть — это русский путь в Индию», — интервью

отметили
23
человека
в архиве

источник: rosatomflot.ru

Ин­тер­вью за­ме­сти­те­ля ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра — ди­рек­то­ра ди­рек­ции Се­вер­но­го мор­ско­го пути Госкор­по­ра­ции «Ро­са­том» Вя­че­сла­ва Рукши
Неиз­вест­ный объект

Игорь Пав­лов­ский, 22 фев­ра­ля 2019, 13:25 — REGNUM

ИА REGNUM: Сроки сдачи ле­до­ко­ла «Арк­ти­ка» пе­ре­но­си­лись уже два раза. Что сейчас с ле­до­ко­лом? Сроки больше сдви­гать­ся не будут?

Да, ле­до­кол «Арк­ти­ка» должен был быть готов к работе к мо­мен­ту за­пус­ка первой оче­ре­ди Ямал — СПГ в де­каб­ре 2017 года. Но на данный момент могу ска­зать, что больше ни­ка­ких сбоев быть не должно.

В мае 2020 года ле­до­кол должен быть офи­ци­аль­но сдан в экс­плу­а­та­цию. Но на хо­до­вые ис­пы­та­ния он должен выйти в де­каб­ре этого года. Кстати, именно в де­каб­ре 2019 года ис­пол­ня­ет­ся 60 лет, как был поднят флаг на первом в мире атом­ном ле­до­ко­ле «Ленин».

ИА REGNUM: Новый ле­до­кол про­ек­та «Лидер» до­ста­точ­но до­ро­гой, и один ле­до­кол будет стоить более 100 мил­ли­ар­дов рублей…

Ну как до­ро­гой? Новый ле­до­кол ЛК-60 «Арк­ти­ка» стоит 44 мил­ли­ар­да.

ИА REGNUM: Ну, а один «Лидер» — более 100. Не проще ли на эти деньги по­стро­ить несколь­ко ле­до­ко­лов, таких как «Арк­ти­ка»?

Нет. Не проще. Ле­до­кол про­ек­та ЛК-60 (Арк­ти­ка) пре­одо­ле­ва­ет лёд до 3 метров тол­щи­ной. «Лидер» же спо­со­бен про­хо­дить 4-х мет­ро­вый лёд, то есть лёд мак­си­маль­ной тол­щи­ны в Арк­ти­ке. И потом, со­вре­мен­ные га­зо­во­зы, ко­то­рые ходят на Ямал, имеют ширину 50 метров, а ле­до­ко­лы про­ек­та ЛК-60 — 34 метра ши­ри­ной. То есть ле­до­ко­лы не смогут сде­лать канал такой ширины, чтобы по нему спо­кой­но шёл га­зо­воз класса «Yamal max». Дру­ги­ми сло­ва­ми, уни­вер­саль­ные ле­до­ко­лы ЛК-60 будут обес­пе­чи­вать ту часть СМП, где льды тя­же­лые, но нет мно­го­лет­них. Могут ра­бо­тать в устьях рек. Потому они и уни­вер­саль­ные. А «Лидер» будет ши­ри­ной 47,5 метров. К тому же «Лидер» даже на слож­ных ле­до­вых участ­ках сможет дер­жать ско­рость не менее 10−12 узлов, а сред­няя ком­мер­че­ская ско­рость гру­зо­вых ко­раб­лей в чистой воде — 14 узлов. По­это­му задача «Лидера» — обес­пе­чи­вать круг­ло­го­дич­ную про­вод­ку судов в во­сточ­ной части СМП с ком­мер­че­ской ско­ро­стью. Потому два ЛК-60 не равны одному «Лидеру». Они со­зда­ют­ся под разные задачи.

И если мы хотим про­да­вать круг­ло­го­дич­но свои товары на рынках Юго-Во­сточ­ной Азии, то нам нужен ле­до­кол, спо­соб­ный ра­бо­тать в таких тя­же­лых ле­до­вых усло­ви­ях. Так что «Лидер» будет обес­пе­чи­вать без­опас­ное су­до­ход­ство в во­сточ­ном на­прав­ле­нии.

Если мы хотим оста­вать­ся ве­ду­щей арк­ти­че­ской дер­жа­вой, нам надо стро­ить ле­до­ко­лы «Лидер» и обес­пе­чи­вать работу транс­порт­ных судов на СМП круг­лый год.

ИА REGNUM: И стать «вторым Суэцем»?

Зачем? Нам это не нужно. Нам со своими бы гру­за­ми спра­вить­ся, ко­то­рые уже ак­тив­но идут. В СССР пик гру­зо­обо­ро­та на СМП был 6,7 млн тонн. А за про­шлый год у нас уже на­счи­ты­ва­ет­ся более 20 млн тонн. Взрыв­ной рост, как при­ня­то сейчас го­во­рить (по итогам 2017 года гру­зо­обо­рот СМП со­ста­вил 9,9 млн тонн, что на 34% выше по­ка­за­те­лей 2016 года. — прим. ИА REGNUM).

Да, с раз­ви­ти­ем во­сточ­но­го марш­ру­та по­явит­ся и тран­зит­ное меж­ду­на­род­ное су­до­ход­ство, но это не скоро. И потом, грузы из южного Китая все равно не пойдут через наши арк­ти­че­ские воды, так как это просто не вы­год­но даже по вре­ме­ни. А вот из Кореи, Се­вер­но­го Китая или Японии — воз­мож­но. Но всё, что южнее Пусана (порт в Южной Корее — прим. ИА REGNUM ), скорее всего, не пойдёт через СМП. И это точно не тот объем, ко­то­рый про­хо­дит через Су­эц­кий канал. И да, ни­ка­кой тран­зит по СМП не даст нам того роста ВВП, ко­то­рый дает раз­ра­бот­ка соб­ствен­ных ме­сто­рож­де­ний в Арк­ти­ке и со­вре­мен­ная и эф­фек­тив­ная си­сте­ма их транс­пор­ти­ров­ки. По­это­му наша задача — обес­пе­чить ре­а­ли­за­цию наших ме­га­про­ек­тов в нашей Арк­ти­ке. Без атом­но­го ле­до­коль­но­го флота эти про­ек­ты сложно ре­а­ли­зу­е­мы.

ИА REGNUM: «Ро­са­том» сделал пред­ло­же­ние ры­ба­кам Даль­не­го Во­сто­ка, от ко­то­ро­го они не смогли от­ка­зать­ся. Груз с рыбой в этом году пойдет через СМП?

Да, мы пред­ло­жи­ли ры­бо­до­бы­ва­ю­щим пред­при­я­ти­ям наши услуги и наш уни­каль­ный лих­те­ро­воз «Сев­мор­путь» для транс­пор­ти­ров­ки рыбы в реф­кон­тей­не­рах. Марш­рут, на­де­ем­ся, начнет ра­бо­тать в этом году.

ИА REGNUM: Марш­рут до Мур­ман­ска, Ар­хан­гель­ска или Санкт-Пе­тер­бур­га?

Счи­та­ем, куда лучше. По­нят­но, что ры­ба­кам ин­те­рес­нее сразу в Санкт-Пе­тер­бург. Хотя короче плечо до Мур­ман­ска. Но даже до­став­ка в Пе­тер­бург через СМП дает мень­шие транс­порт­ные рас­хо­ды, чем по же­лез­ной дороге.

ИА REGNUM: А что будет с об­рат­ной за­груз­кой?

Тоже ре­ша­е­мый вопрос. Грузы и в Пе­тер­бур­ге, и в Мур­ман­ске для портов в Арк­ти­ке и для Даль­не­го Во­сто­ка есть. Так что и об­рат­но ко­рабль не пойдет пустым.

ИА REGNUM: Можно ска­зать, что это начало новой транс­порт­ной линии через СМП?

Нет, пра­виль­нее ска­зать так: мы те­сти­ру­ем такую воз­мож­ность и хотим по­ка­зать эко­но­ми­че­скую це­ле­со­об­раз­ность этого марш­ру­та. Воз­мож­но, когда-нибудь в бу­ду­щем…

ИА REGNUM: О каком объеме пе­ре­во­зок рыбы может идти речь сейчас?

На Даль­нем Во­сто­ке вы­лав­ли­ва­ет­ся 3−4 мил­ли­о­на тонн рыбы еже­год­но. До по­лу­мил­ли­о­на тонн, я думаю, воз­мож­но пе­ре­во­зить за сезон летне-осен­ней на­ви­га­ции. Ко­неч­но, эти цифры очень неболь­шие на фоне 80 млн тонн, ко­то­рые должны быть пе­ре­ве­зе­ны на СМП к 2024 году. Но все же и эти объемы очень важны, осо­бен­но, если учи­ты­вать про­дук­то­вую без­опас­ность страны.

ИА REGNUM: Кстати, о 80 млн тонн. Я по­ни­маю, что вы не от­ве­ча­е­те за их по­яв­ле­ние, а только за их со­про­вож­де­ние. Но если они будут, вы готовы со­про­вож­дать этот объем?

Почему же? Мы от­ве­ча­ем не только за ле­до­вую про­вод­ку судов, но и за раз­ви­тие пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры. Уже при­ня­то ре­ше­ние о том, что ку­ра­тор­ство над Фе­де­раль­ным про­ек­том «Се­вер­ный мор­ской путь» це­ли­ком пе­ре­да­но от Мин­тран­са к нам.

ИА REGNUM: То есть Мин­транс больше не за­ни­ма­ет­ся СМП и пор­та­ми на нём?

Нет, не так. Подход про­стой: все нор­мо­твор­че­ство и за­ко­но­твор­че­ство, над­зор­ные функ­ции, ка­пи­та­ны портов — всё это оста­ет­ся за Мин­тран­сом. Мы (Ро­са­том — прим. ИА REGNUM ) вы­пол­ня­ем хо­зяй­ству­ю­щую функ­цию на СМП: раз­ви­тие портов на Сев­мор­пу­ти, рытье ка­на­лов, обу­строй­ство.

ИА REGNUM: Я пра­виль­но по­ни­маю, что бюд­жет­ные деньги в раз­ме­ре почти 300 мил­ли­ар­дов рублей по фе­де­раль­но­му про­ек­ту «Се­вер­ный мор­ской путь» будете кон­тро­ли­ро­вать вы?

Да, со­глас­но рас­по­ря­же­нию пра­ви­тель­ства от 29 января 2019 года, ку­ра­тор фе­де­раль­но­го про­ек­та «СМП» — Ли­ха­чёв, ру­ко­во­ди­тель — Рукша. Кроме того, и из про­ек­та «Мор­ские порты России» к нам от­хо­дит кон­троль за фе­де­раль­ны­ми день­га­ми, ко­то­рые должны на­пра­вить­ся на раз­ви­тие портов на тер­ри­то­рии Сев­мор­пу­ти. И ещё, мы уже до­го­во­ри­лись, что в наше ве­де­ние будет пе­ре­да­но ФГУП «Гид­ро­гра­фи­че­ское пред­при­я­тие» Ро­смор­реч­фло­та и ему будет пе­ре­да­но ку­ра­тор­ство над всей ин­фра­струк­ту­рой СМП.

ИА REGNUM: А ФГБУ «Ад­ми­ни­стра­ция Сев­мор­пу­ти» что будет делать?

Вы­да­вать раз­ре­ше­ния на проход по Сев­мор­пу­ти.

ИА REGNUM: Когда шла речь о на­де­ле­нии Ро­са­то­ма функ­ци­я­ми ин­фра­струк­тур­но­го опе­ра­то­ра на СМП, было много раз­го­во­ров о том, что это при­ве­дёт к мо­но­по­лии одного из иг­ро­ков в Арк­ти­ке.

Нет, какая мо­но­по­лия. Все тарифы на ле­до­коль­ную про­вод­ку ре­гу­ли­ру­ют­ся Фе­де­раль­ной ан­ти­мо­но­поль­ной служ­бой. А вообще, вся наша работа по про­вод­ке судов ба­зи­ру­ет­ся на эко­но­ми­че­ском рас­чё­те. По­нят­но, что если со­про­вож­де­ние ле­до­ко­лом будет очень до­ро­гим, то гру­зо­от­пра­ви­те­ли будут искать иной способ от­прав­ки груза. И если мы не пред­ло­жим ра­зум­ные тарифы, то до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия просто не придут к нам.

ИА REGNUM: Можете ли «Ро­са­том» от­ка­зать кому-либо из пред­при­я­тий в ле­до­коль­ном со­про­вож­де­нии?

Если мы строим ле­до­кол на сорок лет экс­плу­а­та­ции, то у нас есть прямая за­ин­те­ре­со­ван­ность в том, чтобы он ра­бо­тал, а не стоял. И чем больше работы будет, тем быст­рее оку­пит­ся стро­и­тель­ство ле­до­ко­лов. По­это­му не в наших ин­те­ре­сах от­ка­зы­вать­ся от работы. Более того, вся затея с «Ли­де­ра­ми» оку­пит­ся только тогда, когда в во­сточ­ном на­прав­ле­нии СМП пойдет до­ста­точ­но боль­шой гру­зо­по­ток. По­это­му я всегда и говорю, что в во­про­сах раз­ви­тии Арк­ти­ки все во­про­сы с до­бы­чей при­род­ных ре­сур­сов и транс­пор­том должны быть син­хро­ни­зи­ро­ва­ны. Если хотите, в Арк­ти­ке должен быть Гос­план.

ИА REGNUM: Кто должен этот Гос­план для Арк­ти­ки фор­ми­ро­вать?

Если го­во­рить про транс­порт­ные во­про­сы на Сев­мор­пу­ти, то это Ро­са­том. Что ка­са­ет­ся раз­ви­тия энер­ге­ти­че­ской, со­ци­аль­ной и иной ин­фра­струк­ту­ры вообще, то это вопрос арк­ти­че­ско­го под­раз­де­ле­ния в Мин­во­сто­краз­ви­тия. Раз­ви­тие Арк­ти­ки — это вопрос еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го под­хо­да.

ИА REGNUM: Сев­мор­путь для вас — это… ?

Рус­ский путь в Индию, ко­то­рый мы ищем со времён Афа­на­сия Ни­ки­ти­на. СМП — это крат­чай­ший выход на мощные, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся рынки. Ни одна труба не сможет обес­пе­чить по­треб­но­сти Китая и стран Азии в нефти и газе. К тому же, труба — это всегда обо­юд­ная за­ви­си­мость, а по­став­ки по морю поз­во­ля­ют уйти от этой за­ви­си­мо­сти и дают воз­мож­ность ди­вер­си­фи­ци­ро­вать рынки сбыта наших по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Как только ЕС увидит, что мы свои товары можем легко до­став­лять на ази­ат­ские рынки, то раз­го­вор с «нашими парт­нё­ра­ми» будет совсем другой.


Игорь Пав­лов­ский

Добавил kenen kenen 23 Февраля 2019
проблема (5)
Комментарии участников:
fStrange
+2
fStrange, 23 Февраля 2019 , url

Севморпуть. Индия. География для путиноидов в школе была заменена геополитикой.

kenen
-1
kenen, 24 Февраля 2019 , url

 источник: sheba.spb.ru

источник: ecoross.ru

kenen
0
kenen, 24 Февраля 2019 , url

Тьфу три раза. Матрасная вата не учила в средней школе экономическую географию. 

fStrange
0
fStrange, 24 Февраля 2019 , url

Тьфу три раза.

Да хоть 44 раза. Вата она не в курсе что есть такой порт как Владивосток который гораздо ближе к Индии и соответственно фраза про «севморпуть — русский путь в Индию» смысла не имеет.

А учебнички таки поизучайте, вам с этого польза будет.

kenen
-2
kenen, 24 Февраля 2019 , url

Сразу видно, что вы 44 раза плевали на уроки экономической географии в средней школе. Одна матрасная вата вместо мозгов.

fStrange
+1
fStrange, 24 Февраля 2019 , url

Т.е. географическое положение Владивостока с моей скромной помощью вы уяснили, а поскольку возражений изыскать не смогли, вам осталось только отгавкаться.

Понимаю и откланиваюсь.

Serge51
0
Serge51, 24 Февраля 2019 , url

Владивосток ближе. Но может из Индии дешевле по морю до Мурманска, а там уже по ЖД в европейскую часть России, чем по жд из Владивостока.

fStrange
-1
fStrange, 24 Февраля 2019 , url

тут вся соль во вводной фразе. Когда говорят о торговом пути между странами все таки всегда берут в пример ближайшие точки. Как будет устроена логистика внутри страны уже неважно в данном случае.

Serge51
+1
Serge51, 24 Февраля 2019 , url

Да, с раз­ви­ти­ем во­сточ­но­го марш­ру­та по­явит­ся и тран­зит­ное меж­ду­на­род­ное су­до­ход­ство, но это не скоро. И потом, грузы из южного Китая все равно не пойдут через наши арк­ти­че­ские воды, так как это просто не вы­год­но даже по вре­ме­ни. А вот из Кореи, Се­вер­но­го Китая или Японии — воз­мож­но. Но всё, что южнее Пусана (порт в Южной Корее — прим. ИА REGNUM ), скорее всего, не пойдёт через СМП. И это точно не тот объем, ко­то­рый про­хо­дит через Су­эц­кий канал. И да, ни­ка­кой тран­зит по СМП не даст нам того роста ВВП, ко­то­рый дает раз­ра­бот­ка соб­ствен­ных ме­сто­рож­де­ний в Арк­ти­ке и со­вре­мен­ная и эф­фек­тив­ная си­сте­ма их транс­пор­ти­ров­ки. По­это­му наша задача — обес­пе­чить ре­а­ли­за­цию наших ме­га­про­ек­тов в нашей Арк­ти­ке. Без атом­но­го ле­до­коль­но­го флота эти про­ек­ты сложно ре­а­ли­зу­е­мы.

ИА REGNUM: «Ро­са­том» сделал пред­ло­же­ние ры­ба­кам Даль­не­го Во­сто­ка, от ко­то­ро­го они не смогли от­ка­зать­ся. Груз с рыбой в этом году пойдет через СМП?

Да, мы пред­ло­жи­ли ры­бо­до­бы­ва­ю­щим пред­при­я­ти­ям наши услуги и наш уни­каль­ный лих­те­ро­воз «Сев­мор­путь» для транс­пор­ти­ров­ки рыбы в реф­кон­тей­не­рах. Марш­рут, на­де­ем­ся, начнет ра­бо­тать в этом году.

ИА REGNUM: Марш­рут до Мур­ман­ска, Ар­хан­гель­ска или Санкт-Пе­тер­бур­га?

Счи­та­ем, куда лучше. По­нят­но, что ры­ба­кам ин­те­рес­нее сразу в Санкт-Пе­тер­бург. Хотя короче плечо до Мур­ман­ска. Но даже до­став­ка в Пе­тер­бург через СМП дает мень­шие транс­порт­ные рас­хо­ды, чем по же­лез­ной дороге.

ИА REGNUM: А что будет с об­рат­ной за­груз­кой?

Тоже ре­ша­е­мый вопрос. Грузы и в Пе­тер­бур­ге, и в Мур­ман­ске для портов в Арк­ти­ке и для Даль­не­го Во­сто­ка есть. Так что и об­рат­но ко­рабль не пойдет пустым.

ИА REGNUM: Можно ска­зать, что это начало новой транс­порт­ной линии через СМП?

Нет, пра­виль­нее ска­зать так: мы те­сти­ру­ем такую воз­мож­ность и хотим по­ка­зать эко­но­ми­че­скую це­ле­со­об­раз­ность этого марш­ру­та. Воз­мож­но, когда-нибудь в бу­ду­щем…

ИА REGNUM: О каком объеме пе­ре­во­зок рыбы может идти речь сейчас?

На Даль­нем Во­сто­ке вы­лав­ли­ва­ет­ся 3−4 мил­ли­о­на тонн рыбы еже­год­но. До по­лу­мил­ли­о­на тонн, я думаю, воз­мож­но пе­ре­во­зить за сезон летне-осен­ней на­ви­га­ции. Ко­неч­но, эти цифры очень неболь­шие на фоне 80 млн тонн, ко­то­рые должны быть пе­ре­ве­зе­ны на СМП к 2024 году. Но все же и эти объемы очень важны, осо­бен­но, если учи­ты­вать про­дук­то­вую без­опас­ность страны.

 В статье как раз и идёт речь, что выгоднее рыбу с ДВ возить морем, чем по ЖД.

kenen
-1
kenen, 24 Февраля 2019 , url

Даже не надейтесь. Он перед первым комментарием не прочитал интервью и сейчас не будет. Ваш друг даже не знает, что в средней школе изучают экономическую географию. Смешно с такими обсуждать что-либо. Это ведь не про Омерику в Спейсе.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать