Боевая ДНК. Как США украли у России истребитель F-35

отметили
38
человек
в архиве
Американские военные эксперты признали, что у истребителя F-35 не просто «российские корни». Журнал The National Interest сообщил, что при разработке F-35 компания Lockheed Martin использовала решения российских специалистов без их ведома.
 
Было дело
 
 
источник: static.life.ru
 
 
 

Развал СССР и дальнейший курс на дружбу с США позволил американским специалистам плотнее изучить те военные проекты, которые были скрыты от посторонних глаз на протяжении десятилетий. Одним из таких был перспективный истребитель Як-141. Подобраться вплотную к машине долгое время не получалось. Американской разведке было известно немногое — даже индекс самолёта и его масса долгие годы оставались для ЦРУ и РУМО загадкой. Однако в начале 90-х годов, когда оборонная промышленность некогда могучего государства уже «завалилась» на бок, было принято решение о проработке экспортных продаж перспективного истребителя.

Первая демонстрация опытного самолета Як-141 за рубежом состоялась в сентябре 1992 года на авиасалоне в Фарнборо. Российский самолёт вызвал восторг у западного зрителя — эффектные «прохваты» российского самолёта покорили даже британских военных, у которых имелся и собственный самолёт такого типа — истребитель-бомбардировщик Harrier. Почти сразу после выставки российской машиной начали активно интересоваться американцы. В США с конца 80-х годов активно создавалась собственная перспективная машина, способная взлетать не только с ограниченных участков на суше, но и с палубы корабля по вертикали.

 

Промышленный шпионаж
 
 
источник: static.life.ru
 

Как раз после Фарнборо в истории с Як-141 и начинается всё самое интересное. После демонстрационных полётов журнал Air et Cosmos опубликовал статью, в которой отмечалось, что ни один истребитель стран НАТО не может сравниться с российской машиной по скорости и манёвренности. Обращать внимание было на что. В отличие от зарубежных машин, Як-141 умел летать на сверхзвуке. Максимальная скорость самого успешного и эффективного истребителя вертикального взлёта и посадки AV-8A Harrier на тот момент составляла 820 километров в час.

Особенно пристально за успехами российских специалистов наблюдали американцы. Такой ажиотаж вокруг надёжного и недорогого СВВП объяснялся довольно легко. На создание собственной машины XFV-12 американская компания Rockwell потратила $300 млн бюджетных денег, однако рабочую машину создать так и не удалось. Для его замены в 1990 году началась разработка модернизированной машины с вертикальным взлётом и посадкой. Правда, проблемы были всё те же. Проектирование планера шло успешно, но доработать силовую установку комбинированного типа, с помощью которой самолёт мог взлетать и садиться без чудовищного разбега и расхода топлива, у американцев не получалось.

Як-141 с этой точки зрения был настоящим сокровищем. Советский (российский) истребитель мог использовать режим форсажа как в горизонтальных полётах, так и при движении по вертикали. Отвечал за это подъёмно-маршевый двигатель Р79В, помощь которому оказывали ещё два реактивных двигателя. Даже несмотря на то что в 1991 году один из Як-141, проходивших испытания, разбился при заходе на посадку, двигатель представлял для американских специалистов особый интерес.

 

Отжать и выбросить
 
 
источник: static.life.ru
 
 

Никакого секрета из интереса к Як-141 американцы не делали. На сайте NASA, например, до сих пор висит документ от 1993 года, в котором американцы открыто признают, что собираются изучать все наработки по самолётам Як-38 и Як-141 и ищут способ купить всё, что только можно. Как отмечает The National Interest, партнёрство ОКБ Яковлева и Lockheed Martin официально признали в 1995 году. Отмечается, что соглашение о покупке некоторых документов по двигателям и другим системам официально существовало до 1997 года. При этом ни американцы, ни КБ Яковлева официально не раскрывают, какой конкретно информацией обменивались.

Источник Лайфа в ОПК отметил, что воровать саму технологию двигателя в поворотной гондоле американцам не было смысла. Большую часть технологий по этому направлению удалось наработать ещё в рамках сотрудничества с создателями истребителя Harrier. Источник отметил также, что в целом схема F-35 оформилась немного раньше, чем решения по Як-141, поэтому в воровстве технологии целиком не было никакого смысла.

Американцев, как отмечает источник, интересовала одна вполне конкретная вещь — результаты лётных испытаний сопла подобной конструкции и все связанные с этим технические решения. Говоря о легальной покупке технической документации в России, речь можно вести о суммах гораздо меньших, чем Lockheed Martin потратили на разработку F-35. Стоит напомнить, что пару лет назад полную стоимость серийного производства, обслуживания и ремонта самолётов F-35 оценили в ТРИЛЛИОН долларов — это, на секундочку, 22 оборонных бюджета России. По некоторым данным, результаты стендовых и лётных испытаний обошлись американской компании в сумму, которая едва превышает $10 млн.

 

Так своровали или нет?

 

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. ОКБ Яковлева и Lockheed Martin хранят молчание, а факт сотрудничества не скрывают. Впрочем, Як-141 и F-35 не похожи друг на друга. Обе машины имеют лишь схожие аэродинамические схемы и отдельные решения, которые разрабатывались независимо. По неподтверждённым данным, ОКБ Яковлева могли привлекать к разработке отдельных элементов будущего американского истребителя на субподряде, и для этих целей, согласно некоторой информации, отдельным сотрудникам российского ОКБ даже могли помочь перебраться за рубеж. Безусловно, отечественную машину американцы изучали. Крупная авиастроительная корпорация не будет закупать уникальную документацию за миллионы долларов. Однако над исходной конструкцией поворотного двигателя работали очень долго. Этот факт, правда, не отменяет и другого — без отечественных решений американский истребитель мог бы просто не состояться.

Добавил Никандрович Никандрович 14 Марта
проблема (3)
Комментарии участников:
sant
+4
sant, 14 Марта , url

где судебные иски?! или рогозины с медведевами опять будут жевать сопли мутко?!

американский истребитель мог бы просто не состояться

 так он и не состоялся, как истребитель, состоялся только как самый дорогой и бессмыссленный проект… )))

Никандрович
+4
Никандрович, 14 Марта , url

опять за новостями, которые я размещаю бегаешь

изыди не чистая((((((

Никандрович
+3
Никандрович, 14 Марта , url

что Статуй Свободы

 оооооо, оксфордский акцентик пролюнулся :))))))

firevoodoo
+8
firevoodoo, 14 Марта , url

Да и слава Богу, что украли, хе-хе. Счастье, что они не потратили эти триллионы на F-16/18/22. Страшно представить, сколько бы они их настрогали.

Мы то их создавали от безысходности. Были бы у нас паракатапульты и плавающие аэродромы — не стали бы даже и думать в этом направлении. Сейчас, например, они на новых сериях авианосцев мучаются с электромагнитными катапультами. Зачем?! Любой атомный реактор производит пар в неограниченном объёме просто в силу своего существования. Зачем отказываться от гениального изобретения и отработанной технологии на бесплатной энергии? Ладно бы это были британские неатомные недоавианосцы.

В общем, пусть продолжают в том же духе. Могу подсказать: «Зумвольт» с рейлганом – это будущее. Стройте ещё. Сам Зумвольт, наверное, в гробу переворачивается :)

P.S. Разумеется, это новость только для Америки. У нас об этом написано и сказано за последние годы больше, чем достаточно.

shaman
+4
shaman, 14 Марта , url

Чёрт, с такими соновостями это похоже на спланированную исходно диверсию :) Как наших напарили со звездными войнами, так пендосам «продали» наши «разработки» )))

Пусть теперь 100 раз подумают, что внедрять из уворованного, а что с большими денежно-временными тратами в итоге ведет во второй тупик Ильича :))

Никандрович
0
Никандрович, 14 Марта , url

А мистеры то, об этом и не знаюТь :))))

sant
+6
sant, 14 Марта , url

Как наших напарили со звездными войнами

не напарили — тогда все наши специалисты со смехуёчками обсуждали эту пропаганду...

firevoodoo
+4
firevoodoo, 14 Марта , url

Я всё же уточнил бы, что для нас Як-141 — был вполне себе выходом из безысходной ситуации (до постройки, по крайней мере, «Ульяновска»: там даже, кажется, паракатапульты планировались). Для них — это добровольный шаг назад и сжигание зелёной бумаги в буржуйке в промышленных масштабах.

А что за «Тупик Ильича» такой?^^

Gaduka
+6
Gaduka, 14 Марта , url

Для СССР Як-141 был не просто выходом, как вы выражаетесь, а реальным шагом по появлению авианесущего флота. Замена парка Як-38П на Як-141 превратило бы наконец наши большие противолодочные крейсера, такие как Киев, Минск, Москва и т.д., в уже более-менее авианосцы, у которых основным ударной составляющей авиационного парка стали бы самолёты, а не вертолёты. 141 перешагнул своё время на лет 20-30 как минимум, но к сожалению он появился в не удачное время в истории.

На момент создания Як-141 в мире было всего 2 самолёта с вертикальным взлётом и посадки — английский Хариер и советский Як-38П. Як-38П, если опустить риторику, в боевом плане был очень малоэффективен. Малая полезная нагрузка, отсутствие нормального прицельного комплекса и никакой боевой радиус полёта. По этим причинам палубные вертолёты были и оставались основой авиакрыла палубной авиации. У Хариера в плане боевой эффективности дела обстояли куда лучше. Он мог и приемлимую полезную нагрузку взять и боевой радиус был нормальный. Но использование систем вертикального взлёта и посадки накладывало ряд эксплутационных ограничений как по максимальной скорости полёта, так и по манёвренности и в использовании наменклатуры средств поражения. В противовстоянии их против самолёта обычного аэродромного базирования СВВП явно проигрывали обычным самолётам. Як-141 это первый в мире самолёт СВВП имеющий лётно-технические характеристики и с наменклатурой средств поражения  сопаставимые с обычными самолётами аэродромного базирования.

firevoodoo
+2
firevoodoo, 14 Марта , url

Разумеется, я с Вами согласен. Вы другими словами повторили мои ремарки.

Могу лишь заметить, что в своём комментарии я исходил из контекста новости.

shaman
0
shaman, 15 Марта , url

Ребят, я ничего не знаю про наш ЯК 141. Возможно это гениальное творение. Я шутканул про то, что наши американцам дали ТО, что они не смогли переварить и что у них вылилось в какой-то эпик фейл. Толи не смогли переварить по скудоумию, толи потому, что дали им «не совсем то» ) И всё это превратилось в тот самый тупик с колоссальными тратами и т.п.

Короче, черт поймет, что они «украли» (или получили, или купили). По соновостям Никандровича, у них явно отравление полученными данными произошло )

А что за самолёт был ЯК 141 я не знаю, и вполне готов поверить вам на слово :)

Gaduka
0
Gaduka, 15 Марта , url

Дело не в переваривании на мой взгляд. F-35 пытались изначально впихнуть слишком много: и обычный самолёт наземного базирования и палубный самолёт и СВВП. Предыдущая попытка создания всего в одном в итоге у них вылелась в FB-111, хотя изначально планировался истребитель-перехватчик.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать