Ее функционал позволяет оперативно формировать график отгрузок нефти с горизонтом до 3х лет. Она позволяет в режиме реального времени вести комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая скорость движения, расход топлива, объем загрузки судов.
Газпром нефть запустила первую в мире цифровую систему управления арктической логистикой. Инновационный проект Комплекс автоматического планирования интерактивной транспортировки арктической нефти (КАПИТАН) реализован для обеспечения круглогодичного бесперебойного вывоза всего объема добываемой нефти сортов ARCO и Novy Port и повышения эффективности управления логистикой.
Система, разработанная специалистами Газпром нефти, работает в 3х режимах:
долгосрочное и оперативное планирование;диспетчеризация арктического флота;аналитика с использованием искусственного интеллекта.
Аналитическая система использует такие потоки информации, как объемы суточной добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях Газпром нефти и объемы накопления нефти в нефтехранилищах, местоположение и параметры движения судов, данные о ледовой обстановке на маршрутах, графиках приливов и отливов, погодных условиях, возможность формирования новых стандартных для рынка партий поставок сырья.
Внедрение системы позволило значительно сократить сроки планирования и согласования операций по отгрузке нефти и оптимизировать транспортные издержки.
Функционал системы позволяет в режиме реального времени вести комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая скорость движения на маршруте, расход топлива, объем загрузки судов.
КАПИТАН осуществляет онлайнмониторинг местоположения и параметров движения судов, грузовых операций, маршрутов и ледокольных проводок.
Система обрабатывает около 7 тыс./сутки входных параметров и выдает оптимальные логистические решения, просчитывая более 1 млн возможных вариантов и оперативно реагируя на возможные отклонения.
Система самостоятельно формирует оптимальный график использования танкерного и ледокольного флота, отгрузок с терминалов и плавучего нефтехранилища и синхронизирует все звенья цепочки поставок.
Ее функционал позволяет оперативно формировать график отгрузок нефти с горизонтом до 3х лет, что обеспечивает возможность оптимизации состава фрахтуемого и собственного флота компании.
источник: neftegaz.ru
Задача новой системы — безопасно управлять логистикой в Арктике и обеспечивать вывоз всего объема добываемой нефти с минимальными затратами.
Она круглосуточно отслеживает параметры доступности месторождений и нефтехранилищ компании с учетом прогноза погодных условий, включая данные по ледовой обстановке — это позволяет при необходимости оперативно корректировать логистику арктического флота Газпром нефти.
Кроме того, возможности работы системы в предиктивном режиме за счет накопленных исторических данных позволяют прогнозировать потенциальные ограничения, которые могут возникнуть на пути движения судов, и предлагать более оптимальные и безопасные маршруты.
Тезисы главы Газпром нефти А. Дюкова:
вопрос бесперебойной и эффективной логистики является критически важным для арктических месторождений Газпром нефти, которые находятся в удаленном доступе от инфраструктуры: объемы добычи имеют прямую зависимость от своевременного вывоза углеводородов;применение цифровых технологий позволило повысить эффективность работы компании в российской Арктике: уже по результатам опытно-промышленной эксплуатации системы Газпром нефть добилась снижения затрат на 10% в рамках действующей логистической схемы круглогодичного вывоза нефти арктических сортов;по итогам 2019 г. система комплексно продемонстрирует преимущества нового подхода компании к организации логистики для транспортировки растущих объемов нефти с месторождений, расположенных в арктической зоне;в перспективе Капитан имеет потенциал стать частью комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры для увеличения грузопотока по Северному морскому пути (СМП).
В ближайших планах создателей КАПИТАНа — научить программу прогнозировать дрейф льда на основе ледовых снимков, получаемых со спутников, с использованием данных о морских течениях, направлении и силе ветра.
Это необходимо, чтобы оптимальным образом рассчитывать маршруты танкеров-челноков: ведь от того, нужно судну пробиваться через торосы или же оно пойдет по открытой воде, зависит его скорость и время в пути.
Пока такой анализ осуществляется вручную, но уже в 2020 г. эти расчеты будет делать искусственный интеллект.
Инновационную цифровую систему можно использовать не только для управления логистикой нефтедобычи Газпром нефти, но и для проектов, которые реализуют в Арктике другие компании.