68 лет назад, 12 апреля 1951 года в небе Кореи произошло событие, вошедшее в историю Америки как «Черный четверг»: 36 МиГ-15 в неравном бою сбили 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя США

отметили
50
человек
в архиве
68 лет назад, 12 апреля 1951 года в небе Кореи произошло событие, вошедшее в историю Америки как «Черный четверг»: 36 МиГ-15 в неравном бою сбили 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя США

источник: cdnimg.rg.ru

Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя. Атаковавшие их советские истребители вернулись на базу без потерь.

США воевали в Корее официально: на стороне Южной Кореи, под флагом ООН, всеми родами войск. СССР поддерживал КНДР негласно, на полуостров были направлены около 200 военных советников, несколько зенитно-артиллерийских дивизий, прожекторных и радиотехнических полков, а также истребительный авиакорпус: один, но элитный, в него отобрали лучших летчиков на новейших реактивных истребителях МиГ-15. Для конспирации на самолетах были нарисованы опознавательные знаки КНДР, а пилотам выдали корейские разговорники для переговоров в эфире. После нескольких неудачных попыток вести радиообмен на чужом языке разговорники выбросили, а в народ пошли песни и анекдоты про летчика Ли Си Цина.

До появления советской авиации американцы безраздельно господствовали в небе Кореи. Их не самые новые истребители F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet легко расправлялись с еще более несовершенной авиацией КНДР и Китая. Однако первые же схватки с МиГ-15 показали превосходство советской машины. Американцы стали избегать схваток и при появлении МиГов спасались бегством.

источник: cdnimg.rg.ru

США срочно направили в Корею новейшие истребители F-86 Sabre. Это были машины одного с МиГами класса: уступая в скороподъемности и тяге, они лучше маневрировали и разгонялись в пике. Правда, у советской машины было преимущество в вооружении: три пушки (одна калибра 37 мм) с прицельной дальностью 800 метров против шести пулеметов, бьющих на 400.

Американцы применили тактику, максимально использующую сильные стороны их самолетов. Барражируя на большой высоте, невидимые с земли Sabre следили за грунтовыми аэродромами КНДР — подготовку советских истребителей к взлету выдавали клубы пыли, поднятой реактивными двигателями. F-86, как ястребы, пикировали на взлетающие МиГ, расстреливая их из пулеметов.

Наши летчики умудрялись побеждать и в этих, крайне невыгодных ситуациях. Так был сбит знаменитый американский ас майор Джордж Эндрю Дэвис Младший. Старший лейтенант Михаил Аверин увернулся от очередей Sabre — лишь одна с грохотом хлестнула по крылу, — и расстрелял американский истребитель пушками на выходе из пике.

Район реки Япуцзян прозвали «аллеей МиГов» — здесь произошло большинство схваток между советскими и американскими истребителями.

«Черный четверг»

На 12 апреля был запланирован один из самых массированных авианалетов американской авиации за всю войну в Корее. 48 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress — такие сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, — в сопровождении полутора сотен истребителей разных типов собирались засыпать железнодорожный мост через Япуцзян шеститонными фугасами с радиоуправлением. Мост был стратегический — по нему шло снабжение северокорейской армии, — на перехват американцев подняли 36 МиГ-15. У летчиков был приказ: не обращая внимание на истребители, атаковать бомбардировщики и не дать им уничтожить переправу.

«Аллея МиГов» знаменита не только разгромом американцев — здесь состоялось боевое крещение реактивной авиации. В первых массовых сражениях на небывалых доселе скоростях отрабатывались новые боевые приемы. Советские летчики атаковали американцев на их же манер: пикируя с большой высоты, с разных сторон, парами и четверками.

— Я был в ударной группе. Подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше, — написал впоследствии пилот МиГ-15 капитан Лев Иванов. — Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель.

B-29 Superfortress — не мишень на стрельбище, самолет со всех сторон защищали крупнокалиберные пулеметы. Пользуясь дальнобойностью своих пушек, советские летчики расстреливали бомбардировщики с безопасной дистанции, а когда там начиналась паника, добивали очередью в упор. Расстрелявшие боезапас истребители не выходили из боя, а продолжали атаковать, отвлекая и давя на психику.

— Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши МиГи расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант, — вспоминал летчик-ас, генерал-майор авиации Сергей Крамаренко.

Американская армада повернула обратно. Четыре самолета упали по пути на аэродром, практически в каждом вернувшемся экипаже были убитые или раненые. Около 100 летчиков США попали в плен. Все наши самолеты вернулись на базу, у пары МиГов техники залатали пробоины в крыльях.

В ВВС США был объявлен недельный траур по погибшим летчикам, трое суток ни один американский самолет не появлялся в зоне действия советских летчиков. Разгром на «аллее МиГов» заставил американцев пересмотреть и стратегию глобальной войны с Советским Союзом. До сих пор в Вашингтоне были уверены, что победить СССР можно ядерной бомбардировкой, причем расчетные потери не превышали 10 процентов от вылетевших самолетов. Однако бой 12 апреля показал, что советские истребители в самых невыгодных условиях, без зениток и системы оповещения, связанные приказом не преследовать врага за линией фронта, могут обеспечить 25 процентов безвозвратных потерь, сорвать выполнение задачи для половины вражеских самолетов, попутно связав боем конвой. Ядерную бомбардировку Советского Союза пришлось отложить.

Справка «РГ»

В небе Кореи асами стали 46 советских летчиков. Они вместе уничтожили 416 самолетов противника. Лучший результат показал Николай Сутягин — 21 сбитый истребитель. Главный американский ас Джозеф Кристофер Макконел-младший мог похвастаться только 16 победами.

 

Добавил suare suare 12 Апреля
проблема (3)
Комментарии участников:
Ady_Belov
+1
Ady_Belov, 12 Апреля , url

На работе нынче вспоминали черный дегь в истории авиации сшп

Игемон
+21
Игемон, 12 Апреля , url

Школота нынешняя и понятия не имеет о бандитизме пендосов в корее, вьетнаме… Но власти СССР не заигрывали с ними, а конкретно уничтожали.

magmaster
+6
magmaster, 12 Апреля , url

Если вы намекаете на сравнение с нынешними властями, то это несопоставимая разница.

У нас криптокалония завязанная на долларе, а не суверенная страна с независимой экономикой и денежной еденицей.

Тут не шашкой надо а мозгом серьёзно рубить. Я вообще удивляюсь как у Путина это получается. В плане выхода из под управления сша и разруливание с местными прозападными кланами, люди которых присутствуют во всех гос стуктурах. Один Чубайс чего стоит. Но его инструмент если следили за новостями уже сел на мель.

Mopok
-3
Mopok, 12 Апреля , url

а в чем неравность боя?
что наших было сильно больше?
ну так исход вроде как закономерен

peremit
+9
peremit, 12 Апреля , url

48 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress — такие сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, — в сопровождении полутора сотен истребителей разных типов собирались засыпать железнодорожный мост через Япуцзян шеститонными фугасами с радиоуправлением. Мост был стратегический — по нему шло снабжение северокорейской армии, — на перехват американцев подняли 36 МиГ-15.

memedvedov
+2
memedvedov, 12 Апреля , url

Я тоже считаю, что итог закономерен:

1. МиГ-15 — он не «чистый истребитель», он скорее перехватчик. На это намекают его пушки, эффективные против больших целей — для борбы с чужими истребителями у них слишком малый боекомплект — лучше бы четыре ШВАКа поставили, например, да снарядов 100-150 на ствол. На это же намекает его низкая скорость крена (попробуй, «поистребляй» без нее). Те же Сэйбры были вооружены пулеметами с большим боекомплектом (оружием как раз против других мелких самолетов), хорошими скоростью и креном — т.е. чистый «истребитель завоевания превосходства в воздухе", который догонит, от которого не увернешься, который закусает.

2. Строй больших тяжелых самолетов для перехватчиков — законная еда. Ключ подошел к замку.

3. Сэйбры мало что могли сделать МиГам именно на „качелях“ из-за меньшей скороподъемности. 

4. Если бы был другой сценарий (встреча на предельно малой высоте, например), Сэйбры вполне могли бы дать похохотать МиГам. И, уверен, так было далеко не раз.

Propeller
+15
Propeller, 12 Апреля , url

36 против «48 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress… в сопровождении полутора сотен (150) истребителей разных типов...»

treffmans
0
treffmans, 12 Апреля , url

Ядерную бомбардировку Советского Союза пришлось отложить .. 

Gaduka
+3
Gaduka, 13 Апреля , url

Советские пилоты летали под китайскими именами по причине того, что когда представители США в ООН поднимали вопрос об вмешательстве в конфликт на Корейском полуострове на стороне Южной Кореи советская делегация решила байкотировать эту резолюцию и покинула зал заседания в результате чего было принято решение о введении «ООН-овского контингента».

СССР не могла официально оказывать помощь Северной Корее. От того наши военные были отправлены туда как китайские добровольцы коих там было много. По действиям именно советских пилотов в небе Кореи. Они располагались на самой границе Северной Кореи и Китая. Их задачей было воздушное прикрытие моста через реку Япуцзян. Это был основной мост через который осуществлялось снабжение и переброска из Китая в Северную Корею. Так же они прикрывали крупную платину разрушение которой имело бы очень печальные последствия. Нашим пилотом было запрещено покидать определённый сектор над территорией Корейского полуострова да бы даже гипотетически избежать возможности попадания в плен наших пилотов. Американские пилоты прекрасно знали границы этого района и в случаи повреждения своего самолёта или что бы оторваться от наших пилотов самым кратчайшим путём тянули к границам этой зоны, а саму эту зону действий они как раз таки и называли Алеей МиГов. Американцы устраивали охоту за нашими лётчиками с целью предоставления их в ООН как доказательства нарушения СССР принятой резолюции данной организации.

Само участие американцев к Корейской войне рассматривалось как генеральная репетиция перед нападением на СССР. Грядущая война рассматривалась с обязательным применением атомного оружия. Спешка состояла в том что в 50-ом году у США был огромный численный перевес как в самих атомных бомбах, так и в средствах их доставки коим на тот момент были только B-29 Суперкрепость. Советский вариант «доставщика» атомного оружия был перекопированный B-29 Суперкрепость и имел название Ту-4. Разница лишь была в составе бортового вооружения (американские крупнокалиберные пулемёты Браунинг были заменены на 23-мм авиационные пушки Вя-23). На тот момент считалось что сбить В-29 было весьма проблематично что гарантировало «доставку спец боеприпаса» до места назначения.

По вопросу использоваемого вооружения на МиГ-15 и F-86. На МиГ-15 было установлено 3 авиационные пушки (2 пушки калибром 23-мм и одна калибром 37-мм), а у Сейбра 6 Браунингов калибром 12,7-мм. Что было лучше, а что хуже писать много не буду лишь скажу что к концу войны в Корее появились модификации Сейбров с 4-мя 20-мм пушками. Так же в ходе ВМВ авиация с пулемётного вооружения плавно перешла именно на пушечное.

«Чёрный четверг» для американской авиации был не из-за больших потерь B-29 в тот день, а из-за осознания что В-29 теперь не столь уязвим и рухнула идея гарантированного одностороннего удара по СССР.

Американцы ещё несколько раз предпринимали попытки нанести авиаудары по прикрываемым нашими пилотам целям, но без результатно.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать