87 тысяч в месяц и квартира: как Сечин высасывает кадры из Петербурга для верфи на Дальнем Востоке

отметили
20
человек
в архиве

В приморском городе Большой Камень в 30 км от Владивостока кипит стройка размаха Магнитки и Беломорканала. Огромную новую верфь возглавляют специалисты из Петербурга, у станков — тоже они. Как эти люди решились с семьями променять Финский залив на Уссурийский — рассказывает «Фонтанка».

Петербургские корабелы на деньги «Роснефти» создают на Дальнем Востоке крупнейший в стране судостроительный кластер. В чистом поле растут цеха и жилые дома, из-за границы идут станки, уже есть десятки заказов, в том числе на новый ледокол «Лидер», который увели из-под носа у Балтийского завода. Но не хватает главного — людей. Примерно 8000 человек. Квалифицированные кадры собирают со всех уголков России, заманивают зарплатами и жильем. Верфи Северной столицы пытаются удержать сотрудников.

Судостроительный комплекс создается на базе Дальневосточного завода «Звезда», консорциумом во главе с «Роснефтью». Верфь, стоимость строительства которой оценивалась более чем в 200 млрд рублей, предназначена для выпуска крупнотоннажных судов и других видов морской техники. На сегодня портфель заказов завода насчитывает 37 судов. При том что на нем пока только строятся цех крупноблочной сборки и сухой док, а вместо десяти тысяч сотрудников есть только две.

Большой Камень основан в 1947 году как рабочий поселок при строившемся заводе по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота. Статус города получил лишь в 1989-м, до 2015 года оставался закрытым, и до 2018 года его бюджет был дотационным. На закате Советского Союза в городе проживало 68 тысяч человек. По данным на 2018 год, осталось 38 тысяч, в 2017 и 2018 годах население снижалось. До новой верфи Роснефти там базировался «Рыболовецкий колхоз «Новый мир» (занимается добычей и переработкой рыбы) и «Большекаменский хлебокомбинат».

На апрельской встрече с главой «Роснефти» Игорем Сечиным Владимир Путин отдельно акцентировал внимание на том, что набирать кадры надо со всей России. На что Сечин рапортовал, что они работают по всем направлениям. Сотрудникам обещают среднюю зарплату 87 тысяч рублей и 100%-ное обеспечение жильем. Людей везут из Астрахани, Симферополя, Новосибирска, Архангельска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. А как выяснила «Фонтанка», костяк команды составляют петербургские специалисты.

Виктор Новицкий, бывший специалист петербургского НПП ПТ «Океанос», – теперь начальник отдела системы менеджмента качества ССК «Звезда». На предприятии он согласовывает и контракты на закупку оборудования и участвует в разработке кадровой политики. В Большой Камень он приехал в январе 2017 года и стал 45-м трудоустроенным на предприятии.

Раньше его приехал генеральный директор Сергей Целуйко — тоже из Петербурга. Бывший главный строитель «Северной верфи», по словам Новицкого, увез с собой целую команду специалистов из Северной столицы – зама по основным фондам, начальника по материально-техническому обеспечению, начальника отдела технического развития, начальника блока корпусных производств и окрасочной камеры, переводчика. В основном это сотрудники «Адмиралтейских верфей» и «Северной верфи». Большинство перебрались сразу семьями. «Заведено так, что если взяли мужа, то берут на работу и жену», – пояснил Виктор Новицкий.

В первую очередь мотивируют зарплатами.

– Инженер сразу после института, без опыта, получает за 40 тысяч. Ведущие инженеры – 70 – 80 тысяч. Сварщики-сборщики в среднем получают в зависимости от разряда от 40 до 100 тысяч рублей. Даже уборщица получает двадцать пять. Выходные оплачиваются, сверхурочные оплачиваются, – пояснил он. – Если не устраивает зарплата, то могут рассмотреть вопрос об индивидуальной доплате – лишь бы специалист был хороший. У тебя нет дальневосточного коэффициента? Полгода, пока его наработаешь, будут компенсировать, а это 30% от зарплаты.

Такой приток кадров с высокими зарплатами для региона уже привел к тому, что в Приморье по итогам 2018 года средняя зарплата выросла сразу на 12% – до 57,9 тысячи рублей в месяц. Глава города Большой Камень Александр Андрюхин в апрельском отчете заявил, что средняя зарплата у работающих на крупных и средних предприятиях города за 2018 год увеличилась на 17% и составила 57,5 тысячи рублей. Для сравнения: по данным Смольного, средняя зарплата в Петербурге в 2018 году дошла до отметки в 61 тысячу рублей, это на 7% выше, чем в 2017-м.

– Вот ты решил переехать, допустим, из Петербурга, ты – сварщик. Тебе сразу оплачивают билеты, багаж, перевозку твоей мебели и всего остального, перелет твоей семьи. Потом тебе выдают на руки 31 тысячу рублей. И потом у тебя еще есть фонд в 300 тысяч рублей. Ты можешь тратить его по своему усмотрению. Купил ты холодильник, чек принес на завод — тебе с зарплаты вернули. Купил диван, чек отнес, тебе стоимость пришла. Сейчас планируется вторая программа, для особо ценных работников и руководителей и работников с большими семьями, — им планируют выделять 1 млн рублей, – анонсировал Новицкий.

По его словам, всех сотрудников обеспечивают новым жильем. Сейчас строится 16 жилых домов, четыре микрорайона. Два уже сданы, два будут готовы в сентябре. Квартиры дают в корпоративный наем. Готовится программа по выкупу квартир в собственность, люди смогут их забрать себе, отработав определенное количество лет на предприятии. Средства на выкуп под маленький процент выдаст предприятие.

Конечно, по мнению специалиста, сравнивать уровень досуга, образования и культуры в Северной столице и 40-тысячном Большом Камне невозможно. Но «Роснефть» строит детский садик, школу, стадион.

«Мы завершаем реализацию проекта «Строительство детского сада на 280 мест по улице Гагарина». Начинаем строительство школы на 600 мест в Пятом микрорайоне. В ближайших планах строительство спортивной площадки по улице Аллея Труда», – рассказал глава города Андрюхин.

– Уже работает бассейн, танцевальные кружки, секции, волейбол, футбол, тренажеры — все за счет компании, бесплатно, пожалуйста, ходи, – рассказывает Новицкий. – С точки зрения проживания Большой Камень безопаснее Петербурга. В нем полностью отсутствует преступность. Живут в основном заводчане и военные – рядом много баз: подводные лодки и космические войска. Все друг друга знают.

Само предприятие развивается стахановскими темпами. Если в январе 2017 года на нем работали всего 45 человек, то теперь уже 2000.

– Я каждый день согласовываю договоры на закупку новейшего оборудования из Германии и Голландии на миллионы рублей. Обычный ленточнопильный станок, на котором на всех судостроительных заводах 30% металла обрабатывают, у нас один всего на предприятии — стоит вдалеке, как музейный экспонат. А рядом газ, плазма, лазер, все автоматизированное, – расписал Новицкий. – Еще регулярные зарубежные стажировки. За последние шесть недель в Корею от «Звезды» съездили почти 100 человек.

При этом Виктор признает, что остается очень много проблем из-за того, что завод только строится, а заказы уже идут. Главная сложность — постоянная нехватка людей.

– В городах, где есть судостроительные предприятия, например Астрахани, мы открываем пункты набора, ведем пропаганду — плакаты, баннеры, расклейка, телевидение, газеты, бегущие строки, выкупаем информационное пространство, – описывает Новицкий.

Важными поставщиками рабочих кадров стали крымские заводы, где, говорят, низкие зарплаты и мало заказов, а также разорившийся астраханский завод «Красные баррикады».

– Мы туда оперативно выехали и забрали очень много людей: сварщиков, рубщиков, руководителей проектов по строительству судов, инженеров-конструкторов-сборщиков и даже юристов. В регионах, где судостроение чахнет, мы очень внимательно следим за ситуацией и оттуда пытаемся людей себе забрать, – рассказал Виктор.

По его словам, из Петербурга сотрудников на работу зазывать сложнее. Зарплаты плюс-минус такие же, и город мало кто хочет покидать.

– Я и сам, если честно, скучаю и иногда хочу назад. Но мне интересно, что будет дальше и что из верфи вырастет, ведь это наше детище. Здесь невероятная атмосфера живой стройки, все новое и меняется каждый день, и у людей глаза горят – не надо никого заставлять работать, все и так стараются на пределе возможностей, – делится Новицкий.

Сопротивление в Петербурге оказывают местные предприятия. В государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), у которой в Северной столице находится главный кластер, даже приняли программу по удержанию кадров.

– Миграция присутствует в незначительном количестве и на данный момент не ощущается, – заверили «Фонтанку» в пресс-службе ОСК. – В корпорации утверждена программа сохранения работников верфей Группы ОСК, в рамках которой предусмотрен ряд мероприятий, в том числе: регулярный пересмотр заработной платы, программа приобретения жилья, выплата за отработанный стаж, долгосрочная негосударственная пенсионная программа, привлечение и закрепление молодых работников, расширенная программа ДМС, развитие и продвижение кадрового резерва.

Но средняя зарплата на местных верфях ниже, чем в Приморье. Там предлагают среднюю — 87, а в Петербурге на заводах ОСК — 66.

Добавил precedent precedent 15 Апреля
проблема (4)
Комментарии участников:
precedent
+2
precedent, 15 Апреля , url

Справка:

«ССЗ «Звезда» — крупнейший в стране судостроительный комплекс. Строится в бухте города Большой Камень консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». В феврале общие затраты на строительство оценивались в 202,2 млрд рублей. Более 66 млрд рублей уже выделено на само предприятие, еще 9 млрд направлено на строительство жилья для его работников. Первую очередь планировалось сдать в 2018 году, но теперь сдача ожидается в 2020 году. Ввод в эксплуатацию всего комплекса производств «Звезды» планируется к концу 2024 года. Верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Еще до начала постройки «Звезды» было понятно, что доставлять к ней металлопрокат для крупнотоннажных судов по железной дороге невозможно в силу ограничений по виражам, тоннелям и платформам. Сечин на встрече с Путиным сказал, что совместно с Минпромторгом прорабатывается вариант строительства металлургического производства в районе расположения верфи — к работе готовы подключиться крупнейшие металлургические производители страны.

vvsupervv66
-1
vvsupervv66, 15 Апреля , url

Сечин умница. Для повышения или непотери качества и удешевления конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, а следовательно в итоге повышения его конкурентно-способности из производственной цепочки необходимо удалить расходы на перевозку составных частей изделия с высокой добавленной стоимостью. Перевозить или перемещать целесообразно только сырьё и энергоресурсы.

ПТУ надо на ферфи открывать или их расширять и поддерживать. Воспитывать свои высоко-квалифицированные рабочие инженерные людские ресурсы.

precedent
0
precedent, 15 Апреля , url

Да, Сечин здесь вообще не причём.  Президентское решение. Сами же сообщают в публикации, что прямое указание Президента РФ кадры собирать со всей страны, а Сечин «рапортовал».  Это — национальный, государственный проект. Реализация стратегии развития. 

vvsupervv66
0
vvsupervv66, 15 Апреля , url

Ну так оба молодцы.

Но мне интересно несколько другое. Известно, что в Европе высоко-технологичные части Airbus с высокой добавленной стоимостью собираются в разных европейских странах и потом свозятся в одно место для сборки.

Flinky
0
Flinky, 15 Апреля , url

Сравни размеры Европы и России. Многое поймёшь.

vvsupervv66
0
vvsupervv66, 16 Апреля , url

Я по третьей профессии технолог и мне понятно, почему ракета, как полностью готовое высоко технологичное изделие без топлива на стартовую площадку доставляется по идеально положенным рельсам со скоростью не более 5 км\час.

fStrange
-1
fStrange, 15 Апреля , url

Петербургские корабелы на деньги «Роснефти» создают на Дальнем Востоке крупнейший в стране судостроительный кластер.

 щаз, разбежались, за деньги Роснефти...

1. ССК «Звезда» получит более 50 млрд рублей от государства

2.

общая сумма недополученных российским бюджетом денег из-за льгот «Роснефти» по НДПИ и экспортной пошлине в одном только 2018 году достиг 500 млрд рублей.

Для крупнейшего российского месторождения – Самотлора – «Роснефть» выбила индивидуальные льготы на 350 млрд рублей из-за его высокой обводненности. Это происходит на фоне, когда обводненными сегодня являются примерно все месторождения крупнейшей Западно-Сибирской нефтяной провинции.

Т.е. фактически вся стройка за счет государства. И сомнительно что когда стройка закончится проект выйдет на окупаемость. Будь оно окупаемо, делалось бы не за госденьги.

И высасывает Сечин из Петербурга, как и впрочем из других городов, только деньги. А специалисты, так это кратковременное побочное явление.

precedent
-2
precedent, 15 Апреля , url

Суммарные капитальные затраты на строительство СК «Звезда» в соответствии с планом капитальных вложений оцениваются в 202,2 млрд рублей. В настоящее время финансирование проекта осуществляется за счет средств инвесторов (средства ПАО «НК „Роснефть“, ПАО „РОСНЕФТЕГАЗ“ и кредитная линия АО „Газпромбанк“)», — говорится в материалах.

На сегодняшний день на строительство верфи направлено около 66 млрд рублей и на строительство жилья для ее работников — более 9 млрд рублей, до 2023 года планируется построить 5790 квартир, отмечается в материалах.

«В прошлом году во исполнение поручений главы государства мы занимались вопросами обеспечения загрузки судостроительного комплекса. Уже подписаны контракты с такими крупными заказчиками, как ПАО „НК “Роснефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Совкомфлот» и ПАО «Газпром» на строительство 37 судов различных типов", — сказал Борисов, открывая совещание.

 Во — вторых,  государство является основным акционером Роснефть.  В конкретном случае,  часть Нефтегазовых доходов, которые получает государство,  инвестируется в Крупнотоннажное судостроение.  Создана мощнейшая вновь.  Начата постройка Афромаксов.  Эффект мультипликативный.  И развитие выскотехнологичной отрасли,  и заселение Дальнего Востока,  его развитие,  и трудоустройство, развитие Севморпути и того же ненефтегазового комплекса,  логистики,  транспортных услуг, рыбной отрасли,  атомной отрасли,  энергетики,  горной промышленности И так далее

Роснефть является якорным заказчиком судов,  также как и НОВАТЭК,  и Газпром.   И они вкладывают и деньги компаний. И не только они.  Это — форма государственно- частного партнерства.   Развитие таких колоссальных проектов требует непосредственного участия государства,  государственных программ,  согласованной работы министерств и Ведомств, законодателей и правительства, кредитных организаций,  межлународных площадок.  

В — третьих,  льготы государство представляет, по- сути,  себе.  Они позволяют вовлечь в разработку большое количество нефти без дополнительных  крупных затрат на новых месторождениях.  Это — повышение оптимизации и эффективности.  Применяется во всем Мире.  Везде разная рентабельность.  

А еще Нефтегазовые доходы государства инвестируются в Авиастроение,  есть решение президента РФ об инвестициях в двигателестроение (космос)  

fStrange
-3
fStrange, 15 Апреля , url

Мне не требуются байки с дуроскопа. Я показал цифры. Умный будет думать, сравнивать, а байки пой для таких как ты, не мне.

vvsupervv66
0
vvsupervv66, 15 Апреля , url

Заметили, уважаемый Рrecedent, как только у Фстранжа кончаются контраргументы и факты, то сразу переходит на обзывательства и так называемые выдуманные им дуроскопы.

Этакая психология школьника закостенелого двоечника, которому однокласники предлагают помошь в исправлении очередной двойки, а тот в ответ, убегая в свой выдуманный дуроскопический мир, кричит им, что они сами дураки из его «Дуроскопии» и вообще ни чего не понимают в западных выскоко-технологичных колбасных обрезках.

Товарищи ему про собственную свою экономику на собственных примерах, а тот им в ответ, что верёвка, которой обвязана высоко-технологичная «жопка» западного сервелата тоже вкусная, если её пососать.

precedent
-1
precedent, 15 Апреля , url

...
На круглый стол с ДТЦФТО клиенты приходят не только, чтобы получить информацию об услугах, но и для решения вопросов, мешающих эффективно работать.
– Я представляю интересы судостроительного комплекса «Звезда», расположенного в городе Большой Камень. Судоверфь набирает силу, и, конечно, это отражается на грузовой работе, – рассказала специалист по логистике Надежда Попкова. – Сегод¬ня в наш адрес по железной дороге с запада России идут сталь и металлические конструкции. Мы заинтересованы в объёмах, но станция Большой Камень, работающая три раза в неделю, не может их обеспечить. Поэтому часть грузовой базы идёт морем. Недавно из Южной Кореи было доставлено 5 тыс. тонн металла, на подходе – второе судно. Мы заинтересованы в работе с РЖД, и в наших планах – найти точки соприкосновения в решении вопросов узких мест. Первая в России верфь, ориентированная на производство крупнотоннажных судов и морской техники, – это долгосрочный проект, который может обеспечить стабильный поток грузов по железной дороге.
По мнению Виктора Демьянко, прямое взаимодействие с бизнесом является сегодня наиболее эффективным способом общения.
– Поэтому все вопросы, поступившие от наших клиентов, мы будем оперативно прорабатывать, – отметил он.
...

Встречи делают работу грузоотправителей и РЖД более эффективной 

...
Это не задача только «Роснефти», это задача всей промышленности российской, судостроительной отрасли. Это вообще общегосударственная задача — развитие производственных мощностей, создание современных рабочих мест на Дальнем Востоке.
"… (президент РФ В. Путин)

 1 место в судостроении — 7 мест смежников.  

Ну и, естественно, учитывалась синергия сразу нескольких крупнейших мега- проектов на Дальнем Востоке. 

Плюс эта стройка далеко не на пустом месте.  Там работали уже тысячи высококвалифицированных судостроителей.  

vvsupervv66
+1
vvsupervv66, 15 Апреля , url

На удивление хорошие новости от своеобразного  «рупора» оппозиционной питерской прессы — «Фонтанки».

precedent
+2
precedent, 15 Апреля , url

Тоже удивился.  Хоть они и попытались подать это как «критику Сечина», но получилась почти реклама.  

fStrange
-1
fStrange, 15 Апреля , url

А вот несколько иные данные по зарплатам.

Руководство ООО «Судостроительная корпорация „Звезда“ (ССК, территория опережающего развития (ТОР) „Большой Камень, Приморский край) предложило наблюдательному совету ТОР одобрить свою инициативу и нанять на завод 847 иностранцев из-за отсутствия на местном уровне специалистов необходимой квалификации.

“Ситуация абсурдная. Руководство ССК мотивирует свое предложение нехваткой рабочих рук для поддержания темпов строительства верфи и при этом предлагает рабочим низкую зарплату. Например, судовому сборщику предложено немногим более 15 тыс. рублей в месяц. Это чуть выше прожиточного минимума. Остальным — от 21 тыс. руб. до 42 тыс. руб. Высококвалифицированные специалисты в Приморье такой вариант не рассматривают», — сообщили агентству «Интерфакс — Дальний Восток» в профсоюзе Дальневосточного завода «Звезда».

precedent
-1
precedent, 15 Апреля , url

Никакой «абсурдности" нет. Требуются специалисты определенных специализаций и классности. Просто у горе-журналистов все одной краской,  все едино,  хотя в журналистике (нормальной) есть хорошая поговорка: «черт сидит в деталях», но в детали халтурщики не вникают,  о них не задумываются,  одни политиканские лозунги,   дикие интерпретации. 

Надо кричать,  что «Путин- плохой» или «Сечин- злодей», вот ничего,  кроме этих бессвязных воплей и писков,  которые никому неинтересны.  



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать