В Швеции набирает обороты скандал, связанный с государственным заказом 14-ти самолётов JAS 39E Gripen (Gripen E) у компании Saab. В шведских СМИ сообщают, что речь идёт о первоначальном заказе на «пустые» многоцелевые истребители с «устными договорённостями» о дозаказе электронной начинки, вооружений и прочего.
источник: indonesianmilitarysite.files.wordpress.com
Выясняется, что теперь с дозаказом возникли серьёзные проблемы. 14 фюзеляжей на авиастроительном предприятии созданы, но они так и остаются пустыми. Никто из государственных чиновников не говорит о том, почему забуксовала программа по доведению до необходимых параметров этих самолётов и будет ли производство 14-ти Gripen E завершено в ближайшее время.
Скандал в первую очередь связан с тратами из государственной казны. Отмечается, что нет данных о том, какие объёмы бюджетных средств были выделены на строительство «пустых корпусов» и почему изначально не было предусмотрено выделения всех необходимых средств на
достраивание этих истребителей. По данным шведских журналистов, речь может идти о нескольких сотнях миллионов крон (для справки: нынешний курс – за 1 шведскую крону около 7 рублей).
Претензии состоят ещё и в том, что чем дольше «пустые корпуса» (планеры) простаивают на заводе, тем дороже в общей сложности обойдутся готовые боевые самолёты.
Если говорить об обычных версиях JAS 39 Gripen, то они стоят на вооружении ВВС не только Швеции, но и таких стран как Таиланд, ЮАР, Чехия, Британия и Венгрия. Интерес к закупкам проявляют в Индии. Также планируются поставки в Бразилию. А в Швейцарии, которая со Швецией, уже заключила соглашение на будущие поставки этих истребителей, в итоге от закупок отказалась, так как против контракта высказались граждане страны на специально проведённом по этому вопросу референдуме.
Некоторое время назад главком ВВС Швеции генерал Матс Хельгессон заявил, что Gripen E создаются в качестве «уничтожителей (убийц) самолётов Су». Теперь с «уничтожителями» возникли проблемы.
проблема (4)