Опасный сезон начался. На улицах российских городов все больше лихачей на электросамокатах. По закону водительские права не нужны. Но ведь скорость немалая. Как снизить риск? Есть зарубежный опыт. В Германии, например, электросамокаты временно были запрещены. Впрочем, есть и не такие кардинальные способы сделать дороги более безопасными.
Это похоже на жестокую компьютерную игру, но вместо рисованных персонажей — живые люди. Пешеходы едва успевают уворачиваться, вжимаются в стены. А хулиганы на двух колесах ставят новые рекорды скорости.
90 километров в час — с такой скоростью даже автомобилям по городу запрещено ездить. Поэтому продавцы электросамокатов настоятельно рекомендуют не кататься по тротуарам. Все-таки уже не игрушка.
«Должен понимать, что это, какие последствия могут быть. Иметь право на управление. Кто-то считает, что это, самокат, ножкой оттолкнулся, поехал», — говорит продавец самокатов Леонид.
По закону для вождения даже такого ультраскоростного самоката водительские права не нужны. Вот и появляются лихачи на большой дороге. Рискуют не только своей жизнью, но и чужими, водители автомобилей от неожиданности могут совершить ошибку. А для автоинспекции скоростные экстремалы все равно пешеходы. Просто очень быстрые.
«К пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные устройства, к которым можно отнести и электросамокаты», — сказал начальник отделения пропаганды БДД ГУ ОБДД МВД РФ Антон Белан.
В Германии экстремалы на самокатах так достали пешеходов, что те пролоббировали полный запрет на такой вид транспорта. В этом году снова разрешили, но уже с ограничителем скорости — до 30 километров в час. И только на велосипедных дорожках.
«По тротуару ездить опасно: электросамокаты в три раза быстрее пешеходов. В США и Испании, где на них разрешено кататься в пешеходных местах, уже были случаи с летальным исходом», — говорит представитель ассоциации пешеходов Германии Роланд Штимпель.
А в Петербурге мировым соглашением завершился первый суд по делу о наезде электросамоката на пешехода. Молодой человек ехал по встречке и снес девушку. Она получила открытую черепно-мозговую травму.
«Пешеходы всегда правы, поэтому не стоит быть особо наглым, когда ты едешь по пешеходной зоне», — сказала руководитель прокатной компании Екатерина Нефедичева.
Пешеход всегда прав. Владельцы прокатного бизнеса уверяют, что напоминают пользователям основы ПДД. Но в Москве в этом году увеличили число прокатных самокатов в четыре раза — до десяти тысяч единиц. И проследить за всеми водителями невозможно. Хотя предприниматели и заявляют, что их самокаты безопасны для пешеходов.
Во-первых, разгоняются они только до 30 км в час. Во-вторых, остановить их можно даже просто опустив ногу на асфальт. И в третьих, рычаг газа. Даже если вы нажмете его случайно, самокат не поедет, нужно оттолкнуться ногой.
Сергей Алабушев и на электросамокате никуда не торопится. Новые технологии московский пенсионер ценит не за скорость.
«Он мне дал свободу передвижения! Я могу поехать в Кусково, Измайлово, ВДНХ. Я обрел свободу», — говорит Сергей Алабушев.
А те, кто путает свободу с вседозволенностью, мешают не только пешеходам, но и другим владельцам электротранспорта. Законодатели еще только обсуждают возможность ограничить его хотя бы на тротуарах. А электросамокаты с каждым сезоном становятся все быстрее.