«Роснефть» отказалась от проекта на ₽1 трлн из-за налогового маневра. Другая причина прекращения создания ВНХК — действия правительства по стабилизации цен на бензин
Проект «Роснефти» по строительству нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК) на Дальнем Востоке стал нерентабельным из-за большого налогового маневра, так что госкомпания отказалась от его реализации. Об этом сообщил первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров на телефонной конференции, посвященной финансовым итогам компании за первый квартал 2019 года.
Проект ВНХК был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь «как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании», сказал Федоров. «Роснефть» также исключила из инвестпрограммы ряд проектов по модернизации установок на НПЗ, добавил он.
Комплекс ВНХК в районе должен был стать одним из самых масштабных в отрасли, его параметры менялись несколько раз. По данным на середину прошлого года, предполагалось построить две очереди — нефтехимическую к 2026 году и НПЗ к 2029 году. Объем переработки планировался на уровне 12 млн т нефти в год, выпуска топлива — 1,8 млн т бензина и 6,3 млн т дизеля, выпуска нефтехимической продукции — 4,5 млн т в год.
Главный управляющий директор «Роснефти» Игорь Сечин в начале прошлого года оценивал инвестиции в ВНХК в 800 млрд руб., источники «Ведомостей» в ноябре прошлого года — в 1,3 трлн руб. По данным издания, «Роснефть» вела переговоры об участии в проекте с американской ExxonMobil и китайской Sinopec. Однако представитель «Роснефти» это опровергал.
Почему «Роснефть» отказалась от проекта
Отказ от реализации ВНХК — следствие не только завершения большого налогового маневра, который предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и рост НДПИ, но и ручного регулирования нефтеперерабатывающего бизнеса со стороны правительства, следует из слов Федорова. «Все слышали о соглашениях [о заморозке цен на топливо] которые были продлены сейчас на три месяца. И мы считаем ненулевыми перспективы продления этих соглашений и до конца года, и, может быть, на более продолжительный период времени», — сказал он.
Представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего вопросы нефти и газа, не ответил на запрос РБК, собирается ли правительство далее продлевать соглашения о заморозке цен на бензин.
«Роснефть» также отказалась еще от нескольких проектов по модернизации установок на НПЗ и списала убыток из-за заморозки цен на 90 млрд руб., добавил Федоров. Это не первое списание убытков из-за заморозки цен на топливо и налоговых изменений: в третьем квартале 2018 года «Роснефть» списала 133 млрд руб., с начала 2018 года — 180 млрд руб.
«Решение отказаться от ВНХК — вынужденное, оно продиктовано предсказуемыми результатами фискальной политики регуляторов, о чем мы и предупреждали», — сказал РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, компания долго пыталась реанимировать проект, меняя его конфигурацию, но в результате он все равно оказался «жертвой большого налогового маневра».
В результате завершения большого налогового маневра в России выросла стоимость нефтяного сырья для переработки и нефтехимии, говорит руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин. Одновременно государство уже почти год регулирует цены на топливо, а большая часть экономики ВНХК была завязана именно на реализации бензина и дизеля, объясняет он.
В феврале прошлого года Сечин просил Владимира Путина гарантировать проекту ВНКХ «фискальную стабильность» и «конкурентный уровень доходности на весь его жизненный цикл», что предполагает неизменность налоговых условий и, соответственно, прибыльность проекта, рассказал РБК федеральный чиновник.
Представитель президента России Дмитрий Песков пока не ответил на запрос РБК, Леонтьев отказался комментировать эту информацию.
Чем отказ от проекта обернется для «Роснефти»
«Роснефть» пока не приступила к строительству ВНХК, поэтому убытки, которые она спишет после отказа от проекта, будут незначительными, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. При этом он не исключает возврата компании к идее строительства завода при изменении рыночных условий. Сворачивание проекта позволит «Роснефти» перенаправить средства на другие, рентабельные проекты, например добычные, что должно понравиться инвесторам и акционерам компании, полагает аналитик. По его словам, государство при этом сэкономит средства, которые планировалось выделить на инфраструктуру проекта; но и налоговых доходов от него бюджет не получит.
Проект ВНХК вызывал много вопросов у инвесторов в части экономики и рентабельности, говорит аналитик Wood&Co Ильдар Давлетшин. Однако было общее понимание, что если он и будет реализован, то в долгосрочной перспективе, добавляет он. Теперь встает вопрос, может ли какой-то проект прийти на замену ВНХК, говорит Давлетшин.
Два года назад «Роснефть» приняла новую стратегию, сделав нефтехимию одним из приоритетных своих направлений. «Мы ожидаем, что мировой спрос на нефтехимическую продукцию будет расти быстрее, чем рост ВВП и потребление нефтепродуктов», — писал Сечин в статье о стратегии компании, которая была опубликована в «Известиях» в июне 2017 года.
У всех мировых компаний есть нефтехимия, это важный элемент диверсификации выручки: цены на топливо и нефть цикличны, а химия реагирует на нефтяные цены, но не так сильно, объясняет Костин. ExxonMobil и вовсе пропагандирует идею Crude oil to chemicals (от сырой нефти к нефтепродуктам) и планирует серьезно увеличить выпуск нефтехимии, указывает он. Идея в том, что декарбонизация транспорта приведет к снижению потребления нефти, поэтому компаниям нужно переориентироваться на выпуск нефтехимической продукции, заключает эксперт.
«Роснефть» спустя 10 лет официально объявила об отказе от проекта ВНХК в Приморье, признав его нерентабельным. Формально «Роснефть» связала закрытие проекта с изменением налогового законодательства — налоговым маневром, повысившим нагрузку на нефтепереработку. Однако и в прежних налоговых условиях, говорили собеседники “Ъ”, рентабельность этого НПЗ стоимостью около 800 млрд руб. была под сомнением. Теперь компания концентрируется на росте добычи и снижении долга, который за первый квартал сократился на 12,5% в рублевом выражении, до 3,8 трлн руб.
Проект Восточной нефтехимической компании — НПЗ рядом с портом Находка мощностью 12 млн тонн нефти в рамках первой очереди — исключен из инвестиционных планов «Роснефти» из-за нерентабельности, заявил первый вице-президент компании Павел Федоров в ходе конференц-колла по итогам отчетности по МСФО за первый квартал.
По словам топ-менеджера, проект стал невыгодным из-за начатого с этого года налогового маневра, который подразумевает существенный рост налоговой нагрузки на нефтепереработку.
«Хороший пример — проект ВНХК, который, как мы знаем, был рентабелен в рамках существовавшей налоговой системы. Сегодня из-за реализации большого налогового маневра он не является рентабельным и как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании»,— заявил он. Тем самым «Роснефть» впервые официально признала отмену проекта, о неясных перспективах которого в отрасли говорили уже несколько лет. В отчетности за первый квартал «Роснефть» также сообщила, что «осуществление нерыночных методов регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в условиях налогового маневра привело к признанию компанией обесценения активов сегмента «Переработка, коммерция и логистика» в первом квартале 2019 года в размере 80 млрд руб., что негативно отразилось на чистой прибыли за отчетный период». Речь идет о замораживании цен на нефтепродукты на внутреннем рынке по требованию правительства.
При этом в целом компания в первом квартале увеличила чистую прибыль на 67%, до 121 млрд руб., в основном за счет курсовых разниц и роста цен на нефть. Выручка увеличилась на 20,6%, до 2,07 трлн руб., EBITDA вырос на 42,3%, до 548 млрд руб. Свободный денежный поток возрос на 38,7%, до 197 млрд руб. Рост последнего показателя отчасти объясняется тем, что капзатраты компании несколько сократились в годовом выражении — на 4%, до 214 млрд руб. В этом году «Роснефть» собирается вложить 1,2 трлн руб., но Павел Федоров отметил, что капзатраты могут увеличиться до 1,3 трлн руб. На предыдущем конференц-колле топ-менеджмент компании увязывал это с возможной отменой сделки ОПЕК+ по сокращению добычи в середине года — в таком случае «Роснефть» не будет откладывать ввод некоторых своих новых месторождений.
Долг «Роснефти» в первом квартале сократился на 12,5%, до 3,8 трлн руб. ($59,5 млрд), и компания собирается во втором квартале сократить его еще не менее чем на $2 млрд. При этом крупные предоплаты за поставки нефти, выданные Венесуэле и Курдистану, постепенно погашаются — так, за квартал размер долга Венесуэлы сократился с $2,3 млрд до $1,8 млрд, а Курдистана — с $3 млрд до $1,4 млрд. По словам вице-президента «Роснефти» по переработке и трейдингу Дидье Касимиро, поставки венесуэльской нефти не подпадают под санкции США и «Роснефть» получила на эти операции разрешение Госдепартамента. «Использование венесуэльской нефти было разрешено, потому что венесуэльская нефть, которую мы поставляем на заводы в Индию, происходит из предоплатных контрактов «Роснефти», и поэтому Госдеп дал на это разрешение»,— сказал топ-менеджер.
Юрий Барсуков
«Роснефть», которая на фоне роста цен на нефть в 2018 году смогла увеличить чистый денежный поток в 4,6 раза, а чистую прибыль — вдвое, планирует в 2019 году крайне амбициозно наращивать добычу: на 3–4,5%, до 237 млн тонн. Но это возможно, только если сделку ОПЕК+ по ограничению добычи не продлят на второе полугодие. В случае сохранения сделки «Роснефть» хочет получить от правительства «что-то взамен».
Объявление об официальном закрытии проекта Восточной нефтехимической компании (ВНХК) стоимостью 800 млрд руб.— когда-то одного из ключевых для «Роснефти» — не вызвало у участников рынка ни малейшего удивления. Один из них даже сказал, что «это было понятно еще в 2014 году», когда «Роснефть» проиграла борьбу с Минфином за реализацию «малого налогового маневра».
Тогда рост налога на добычу нефти вкупе со снижением экспортной пошлины привел к сокращению маржи переработки нефти в РФ — или, как это предпочитают называть в Минфине, уменьшил налоговые субсидии переработке. Большой налоговый маневр, который является продолжением этой политики и заработал с этого года, «добил» ВНХК, признал первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров.
На этом фоне решение «Роснефти» отказаться от проекта выглядит не просто логичным, а безальтернативным. Еще в 2009 году, когда идея ВНХК только обсуждалась, эксперты скептически оценивали шансы нового нефтеперерабатывающего завода, ориентированного в основном на экспорт, конкурировать с субсидируемой переработкой и нефтехимией в Китае или крайне эффективными НПЗ в Японии и Южной Корее.
Единственное, что делало проект привлекательным,— это специфическая российская система налогообложения, при которой с экспорта нефтепродуктов платится гораздо меньше налогов, чем с экспорта нефти. И чем активнее Минфин стремился изменить это положение вещей, тем меньше шансов на выживание оставалось не только у ВНХК, но и у любого НПЗ в России, создаваемого с нуля.
«Роснефть» билась против налогового маневра до последнего, в том числе из-за ВНХК,— “Ъ” писал о десятках обращений главы компании Игоря Сечина к президенту РФ по этому поводу. Параллельно «Роснефть» пыталась улучшить экономику проекта, снизив его стоимость, в том числе за счет соответствующей инфраструктуры, которую должны были построить госкомпании ОАО РЖД, ФСК, «Транснефть», «Газпром». От «Газпрома» также требовался газ для НПЗ по внутрироссийской цене, от Приморья и федерального правительства — налоговые льготы и так далее. Решение этих вопросов сопровождалось конфликтами, в которых «Роснефть», как правило, одерживала верх, но теперь эти тактические победы утратили смысл.
История с ВНХК — тот случай, когда даже самый мощный и последовательный лоббизм оказался неспособен преодолеть объективные тренды рынка и экономической политики. Но «Роснефть» как компания от этого, похоже, только выиграет. Вместо экспортного НПЗ в России «Роснефть» в 2016 году потратила деньги на уже готовый НПЗ в Вадинаре, получив прямой доступ к крупному индийскому рынку топлива.