В современной русской речи единица «в смысле» часто употребляется в функции союза, причем уже не только в устных высказываниях, но и в художественной литературе, публицистических текстах. Это показывают данные Национального корпуса русского языка (НКРЯ)», — рассказала доцент кафедры русского языка ТюмГУ Наталья Кузнецова.
В основном корпусе НКРЯ русисты зафиксировали 7903 вхождения лексемы «смысл» с предлогом «в». Оказалось, что контексты, в которых «в смысле» выступает в качестве союза, составляют одну восьмую от этого объема (около тысячи примеров).
«Первые случаи использования этой единицы в союзной функции относятся к середине ХХ века, — продолжает Наталья Кузнецова. — В них «в смысле» относится всегда к отдельным словам и сигнализирует о разъяснении их значений через синонимы. Затем «в смысле» выходит, так сказать, на новый уровень: начинает соединять уже целые предложения в составе текста. Всплеск частотности «в смысле» в союзной функции приходится на последние 30 лет».
Единица «в смысле» значима для современной русской речи в целом. Кроме всего прочего, она используется в качестве вопросительной реплики. Такое употребление отмечено лишь в одном словаре, тогда как в Национальном корпусе русского языка встретилось 128 примеров «в смысле».
Интересно, что в интернете можно встретить обсуждения, всегда ли уместна эта реплика и что отвечать тому, кто ею злоупотребляет. Далеко не каждая служебная единица удостаивается такого внимания носителей языка.
Слова и выражения, которые распространились в русской речи в последние десятилетия, часто оценивают как «лишние», «слова-паразиты» и так далее. Случай с единицей «в смысле» весьма показателен: союз выступает как синоним пояснительного союза «то есть».
Но в языке нет ничего лишнего, избыточности он не терпит — как в значении, так и в грамматическом выражении. Зачем русской речи еще один союз? Исследователи полагают, что причина кроется в этимологической связи союза «в смысле» с существительным «смысл».
Это позволяет говорящему дать сигнал, что далее следует интерпретация, разъяснение ранее сказанного. Если же мы имеем дело с вопросительной репликой, то она побуждает собеседника к такому разъяснению. Конструкции с единицей «в смысле» отражают процесс формирования смысла высказывания.
«В русской речи распространены метапоказатели «в каком-то смысле» (853 вхождения в основном корпусе НКРЯ) и «в некотором смысле» (505 вхождений). Примечательно, что, казалось бы, похожие на них сочетания «в каком-то значении» и «в некотором значении» сомнительны в качестве метапоказателей. В основном корпусе НКРЯ этих сочетаний вообще не было обнаружено.
Очевидно, носителям языка важнее акцентировать, что они имеют в виду в конкретной ситуации, контексте, нежели указывать на значение слова (выражения) вообще», — сообщила соавтор исследования, доцент Ольга Почтарёва.
По словам русистов, в союзе «то есть» мир предстает как завершенный, статичный, уже существующий, лишь нуждающийся в объяснении и констатации, тогда как союз «в смысле» обращает нас к динамике познания мира: связи между разными аспектами ситуации, слова, выражения устанавливаются здесь и сейчас.
«Можно сказать, что появление в русской речи союза «в смысле» создает предпосылки для дифференциации значений пояснительных союзов: «то есть» оформляется как союз онтологический, а «в смысле» — как гносеологический», — заключают исследователи.