В течение месяца Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) представит в открытом доступе первые прототипы таких суперсервисов, чтобы граждане могли с ними ознакомиться и высказать свои замечания.
Суперсервисы — комплексы государственных услуг, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Их можно будет получать онлайн в сокращенные сроки.
Первыми гражданам будут представлены прототипы суперсервисов госуслуг, связанные с такими жизненными ситуациями, как рождение ребенка, поступление в вуз онлайн, переезд в другой регион.
Кроме того, в списке первоочередных для тестирования — суперсервис «Утрата близкого человека» и «Цифровое исполнительное производство», рассказал замглавы Минкомсвязи Максим Паршин.
«Мы понимаем, что пользователями суперсервисов станут миллионы граждан, поэтому в ближайшее время целевые модели будут представлены в открытом доступе (на сайте госуслуг или на специально созданном ресурсе — оба варианта сейчас обсуждаются. — Прим. ред.). Рассчитываем получить обратную связь от конечных пользователей и учесть замечания при реализации продукта», — уточнил замминистра.
Он напомнил, что работа над суперсервисами ведется полгода, в ней принимают участие около 200 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертов. Всего планируется запустить 25 суперсервисов. Список был утвержден на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова. По словам Максима Паршина, по большей части из них уже готовы описания целевых моделей, их презентации, прототипы и «дорожные карты» реализации. Первые суперсервисы должны появиться уже в 2019 году. Они будут покрывать не менее 90 процентов всех взаимодействий граждан, бизнеса и государства.
Первыми представят прототипы суперсервисов госуслуг, связанные с такими жизненными ситуациями, как рождение ребенка и поступление в вуз онлайн
В целом проект позволит сделать государственные услуги проактивными.
Портал госуслуг сам будет напоминать пользователям — по электронной почте, в соцсетях или через push-уведомления на экране телефона — о том, что они нуждаются или имеют право на получение тех или иных услуг.
В рамках рабочей группы АНО «Цифровая экономика» начато обсуждение с бизнесом и экспертным сообществом двух суперсервисов — «Цифровое исполнительное производство» и «Поступление в вуз онлайн». Они получили одобрение.
Как поясняла первый замдиректора Федеральной службы судебных приставов Ольга Помигалова, суперсервис «Цифровое исполнительное производство» позволит гражданам оперативно получать уведомления о взысканиях по исполнительному производству, информацию по конкретному делу. С его помощью можно будет также гасить долги и подавать жалобы.
В перспективе суперсервис позволит снимать ограничения с должника, например, на выезд за границу, в течение одного часа с момента оплаты. Сейчас, по данным Федеральной службы судебных приставов, такая процедура занимает около одного дня. Этот функционал планируется реализовать ближе к 2022 году.
Суперсервис для онлайн-поступления в вуз будет содержать функцию сбора нужных для поступления документов, их подачу в выбранный вуз. Кроме того, с его помощью можно будет получать уведомления о результате.