В финансовых потерях Грузии из-за ухода российских туристов виноваты власти республики и силы, подконтрольные экс-президенту Михаилу Саакашвили. Об этом в интервью «Известиям» заявила экс-спикер парламента Грузии, оппозиционный политик Нино Бурджанадзе. По ее словам, действующее руководство боится способствовать снижению градуса антироссийской истерии в Тбилиси из-за угрозы потерять расположение западных союзников. Нино Бурджанадзе также рассказала, чем опасны выступления на грузинских улицах и что нужно сделать для исправления ситуации.
— Отношения Москвы и Тбилиси ухудшились буквально в течение нескольких дней. На ваш взгляд, насколько сложившая ситуация серьезна? Каковы шансы быстро отыграть все назад? Почему внутренние противоречия так быстро вылились в антироссийские демонстрации?
— К сожалению, из-за недальновидности наших властей быстро вернуть сейчас российско-грузинские отношения не на удовлетворительный, но хотя бы на тот уровень, который был неделю назад, будет крайне сложно. Нужно в этом направлении очень серьезно работать, поскольку последние события отбросили нас назад.
Что касается протестующих, я могу однозначно сказать, что изначально произошел откровенный и искренний протест, но, опять же, из-за глупости нашей власти — Россия и господин Гаврилов (Сергей Гаврилов, депутат Госдумы, глава Межпарламентской ассамблеи православия. — «Известия») тут совершенно ни при чем.Гаврилов сел туда, куда ему указали. Тем не менее этот искренний протест потом уже начали активно использовать прозападные политические силы. Особенно постарались просаакашвилевские партии. Сейчас я вижу, что абсолютно преднамеренно сделано всё, чтобы этот протест был повернут в русло антироссийской истерии. К сожалению, то, что сейчас происходит в Грузии, — это антироссийская истерия. Такое впечатление, будто на дворе не 2019 год, а 2008-й и люди только сейчас поняли, что произошло в Абхазии или Южной Осетии. Конечно, это подогревается, однозначно, и американскими спецслужбами. А Саакашвили, как всегда, пытается выжать максимум из этого протеста и будет делать всё, чтобы антироссийская истерия была главной направляющей грузинской политики. Для него это единственная возможность разыграть свою карту.
У Иванишвили (Бидзина Иванишвили. — грузинский миллиардер, лидер правящей партии «Грузинская мечта». — «Известия») не осталось другого выбора, кроме как принять требование оппозиции относительно проведения выборов в парламент по пропорциональной системе. Думаю, даже без назначения досрочного голосования, переход к пропорциональной системе должен сгладить ситуацию. Но это внутренняя история. А антироссийскую истерию, конечно, необходимо тушить очень умело. Я не надеюсь на нашу власть, но со своей стороны постараюсь сделать всё, чтобы выровнять ситуацию. Хотя это будет нелегко.
— Любопытно, что при упоминании Михаила Саакашвили значительная часть демонстрантов на Руставели неодобрительно свистела. Ощущение, что в народе его позиции не очень сильны. Можно ли только экс-президента Грузии винить в антироссийской направленности протестов?
— Дело не в этом. Как раз Иванишвили спасает то, что очень многие в Грузии не хотят возвращения Саакашвили. Сложилась такая ситуация, что люди не хотят ни Иванишвили, ни Саакашвили. Но проблема в том, что Саакашвили играет не только в свою игру, он также действует в интересах американских спецслужб. Этот человек готов и пойдет на всё — даже на внутреннюю дестабилизацию. Мы это прекрасно знаем. Но обратите внимание на другой момент. Мы видели во время протеста группу молодчиков — я не говорю про обычных людей — которые до последнего сопротивлялись полиции и чуть ли не штурмом хотели взять парламент. Люди, подконтрольные Саакашвили, очень агрессивны и эффективны. Они могут наломать дров. Конечно же, ситуация может выйти из-под контроля. Тем более, насколько неэффективна власть Иванишвили, мы уже увидели. И главная причина в том, что за все это время после 2012 года не было с нашей стороны никакого диалога с Россией. Не была использована возможность позитивных изменений в отношениях с Москвой. Это дало повод тому, что антироссийская истерия разыгралась с новой силой.
— Действующая власть в Грузии могла бы что-то сделать сейчас, чтобы отыграть ситуацию в отношениях с Россией?
— Честно говоря, не знаю. Они тоже соревнуются с Саакашвили, кто из них более прозападный. Посмотрите на заявления президента Грузии и председателя правительства, а также сегодняшних первых лиц «Грузинской мечты». Естественно, они боятся обидеть своих американских патронов. Тем более Иванишвили до смерти боится, что его миллиарды будут заморожены. Так что ситуация, конечно, сложная, но, я надеюсь, все-таки не безнадежная.
— Москва временно приостановила авиасообщение с Грузией. Чем это может обернуться?
— Конечно, Грузия потеряет от этого очень и очень много. Не только в эмоциональном и чисто человеческом плане, но и в экономическом.Я понимаю реакцию российского руководства на то, что здесь происходило, на ту истерию, которую, к сожалению, мы наблюдаем. Но я очень хотела бы надеяться, что российское руководство остановится на этих мерах и больше ограничений вводиться не будет.
— Есть ли конкретные цифры возможных потерь для Грузии?
— Сейчас сложно сказать, но много. Для грузинской экономики это очень много.