Концепцию смыслового образования представил педагогам Тюменской области профессор Российской Академии образования Александр Асмолов

отметили
18
человек
в архиве

источник: t-l.ru

Лекция прошла в рамках образовательного форума ТОГИРРО.

Современное образование должно взрастить детей-почемучек. Школьники без устали должны задаваться вопросами и искать ответы у педагога.

«В системе смыслового образования все начинается не с педагога и не с ученика, а с диалога между ними. Первое правило смыслового образования – педагог выступает как человек, который мотивирует ученика, а не авторитарный властитель, который говорит, как надо сделать. А ученик, как почемучка, не дает покоя педагогу. Ученик имеет великое право – право на ошибку. Потому что в мире неопределенности жестких ответов быть не может», – убежден Александр Асмолов.

Он обратил внимание аудитории на то, что обществу никогда не жить в стабильном мире – это утопия. Жизнь постоянно меняется, поэтому искусство навигации в мире бурь – самое педагогическое искусство. Педагог с 50-летним стажем, профессор Асмолов призвал педагогов принять вызовы современности: неопределенность, сложность и разнообразие.

«Помните фильм „Доживем до понедельника“? Там задается вопрос: „Что такое счастье?“. И следует простой ответ от ученика: „Счастье – это когда тебя понимают“. Идеология развития начинается тогда, когда вы понимаете, что такое жизнь. Жизнь – это не адаптация, это развитие. Каждый человек является субъектом своего развития, хозяином своей судьбы», – подчеркнул доктор психологических наук.

Свою речь Асмолов щедро снабдил цитатами известных писателей, как оказалось, неспроста. Так он наглядно показал преподавателям значение мировой литературы в развитии человека. По его словам, последние исследования показывают, что мировые топ-менеджеры в юности читали произведения фантастов XX века – Жюль Верна, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери.

«На первый план сегодня выходит проектная активность. И профессионализация – это формирование компетенции в условиях изменения профессии. Мы должны понимать, что важен не капитал, а потенциал каждого из нас. Сегодня наш ребенок, как Юлий Цезарь, многозадачен. Отсюда идеология поддержки разнообразия. Каждый из вас – автор самого себя. И наши дети все более становятся авторами самого себя. Наши дети с трех лет идут другой дорогой: сегодня каждый ребенок сам себе Гугл и Яндекс», – пояснил Асмолов.

Поколение Y – нынешняя молодежь — делится на поколение Net (Интернета) и поколение Waithood (отсроченного ожидания), считает Александр Асмолов. Он также предостерег от ранней профориентации детей: «Пусть ребенок у вас маленький Леонардо, маленький Паганини, маленький Пушкин – ну дайте ему мир обнять, а не гоните по узкоколейке».

Взамен принципу адаптации к реальности приходит преадаптивность – умение воспринимать неопределенность как возможность. 80% профессий, которые будут востребованы через 15-20 лет, обществу еще неизвестны. Преадаптивность – это формирование будущего, логика в мире перемен, утверждает профессор. Он представил пирамиду преадаптивности Асмолова.

«Кто из вас слышал вопрос: „А тебе что, больше всех надо?“. Приветствую вас, неадаптанты! Когда в нас гасится преадаптивность, мы становимся роботами. Код каждого из нас – это непредсказуемость. Учить учиться – формула самодвижения — должна стать формулой образования», – считает педагог.

Учитель становится режиссером конструирования возможностей, его задача – мотивировать, мотивировать, мотивировать. Не преподносить готовые ответы ученику, а мотивировать его, чтобы ребенок как можно больше спрашивал: «Почему?».

Учитель математики и информатики тюменской школы № 62 Ирина Субботина отметила, что многое сказанное профессором пригодится не только для педагогической практики, но и для личностного развития. «Прежде чем начать мотивировать детей, нужно научиться мотивировать себя», – отметила она.

Подробнее о «Психологии перемен» Александр Асмолов расскажет в четырехсерийном документальном фильме на телеканале «Культура».

Ирина Ромашкина

 

источник: t-l.ru

 
Добавил suare suare 28 Июня 2019
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать