Надо посмотреть на госнаграды, к каким будут представлены.
В них может быть ответ на вопрос, что случилось.
у диванных экшпердов много технических вопросов. Почему на современном подводном апарате изоляция горела с выделением токсических веществ, почему вообще горела.
источник: im8.kommersant.ru
При большой силе тока короткое замыкание в щитках, как утверждают источники “Ъ”, вызывает не просто хлопок со вспышкой, а напоминает скорее небольшой взрыв, способный разрушить сам щиток и даже контузить находящихся рядом специалистов.
В результате замыкания, по мнению экспертов, могли воспламениться оплетка кабелей или трансформаторное масло, а появившийся в связи с этим дым система вентиляции станции, очевидно, разнесла по отсекам.
Из-за случившейся аварии в другие отсеки стали поступать ядовитые продукты горения, а гидронавты, как полагают их коллеги, могли среагировать на опасность слишком поздно.
Дежурная вахта, возможно, немного запоздала с герметизацией отсека, а отдыхавшие смены – с включением в портативные дыхательные аппараты. По уставу каждый подводник обязан постоянно держать этот прибор, позволяющий продержаться в задымленном помещении около 20 минут, при себе. За это время гидронавт по замыслу производителя даже в самой сложной ситуации сумеет найти один из штуцеров стационарной дыхательной системы, подающей свежий воздух из баллонных запасов, и подключиться к нему. Однако ни той ни другой системой моряки по какой-то причине не воспользовались.
Как пояснил источник “Ъ”, за 45 лет существования отряда гидронавтов (войсковая часть 45707) с их станциями не произошло ни одной серьезной, которая привела бы к человеческим жертвам, аварии, поэтому специалисты по исследованию глубин не имели реального опыта борьбы с пожарами.
Между тем, по его мнению, дым от горящей кабельной оплетки способен вывести человека из строя буквально за секунды. «Для потери сознания в замкнутом помещении достаточно всего нескольких вдохов»,— убежден подводник.
Таким образом, уже через несколько минут после начала задымления за живучесть лодки, очевидно, продолжала бороться только дежурная смена на центральном посту. Эти четверо офицеров и один гражданский специалист организовали подъем АС-31, что в сложившейся ситуации было сложно сделать. Как утверждают источники “Ъ”, глубина Баренцева моря в районе полигона для станций типа АС-31 совсем небольшая — в пределах 200 м. Однако процедура всплытия со всеми операциями занимает минут десять. Эти минуты, очевидно, и оказались роковыми для 14 получивших тяжелые отравления продуктами горения гидронавтов.
Остальные пятеро выжили и даже спасли вверенную им станцию. Дежурной вахте удалось благополучно поднять АС-31 на поверхность, после чего станция была приведена в док на базу гидронавтов в Оленью Губу.
В среду, 3 июля, в Североморске глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил, что экипаж до последнего боролся за живучесть глубоководного аппарата и именно благодаря одному из гидронавтов, капитану 2-го ранга Дмитрию Соловьеву, который сам погиб, был спасен гражданский специалист. Господин Шойгу пообещал представить всех погибших моряков к государственным наградам (двое из них, капитаны 1-го ранга Денис Долонский и Николай Филин, уже были Героями России), а также оказать помощь их семьям.
Все опрошенные “Ъ” эксперты отмечают, что короткое замыкание в распределительном щитке является пока лишь одной из версий развития аварийной ситуации на борту АС-31.
О точных причинах аварии можно будет говорить после проведения необходимых следственных действий на борту пострадавшей станции, опроса выживших участников похода и выполнения необходимых в таких случаях экспертиз. А начать все эти процедуры, по данным “Ъ”, до сих пор не удается. Мешает то обстоятельство, что пострадавший глубоководный аппарат, выпущенный более десяти лет назад, до сих пор остается сверхсекретной разработкой и допуска к нему, например, у военных следователей управления Следственного комитета России (СКР) по Северному флоту нет. Как пояснил еще один источник “Ъ”, представителям местного следствия не разрешают даже пройти в док длительного хранения, куда завели пострадавшую станцию. По этой же причине тела погибших гидронавтов пока не опознаны и не выданы родственникам для захоронения. В Североморск, по словам собеседников “Ъ”, только в среду прибыла оперативно-следственная группы из Москвы, в которую вошли представители департамента военной контрразведки ФСБ и Главного военного следственного управления СКР, имеющие все необходимые допуски. Она и займется расследованием трагедии, которое, скорее всего, получит гриф секретности.
Сергей Машкин
Что известно об атомной глубоководной станции АС-31
1 июля в Баренцевом море при пожаре на глубоководном научно-исследовательском аппарате погибли 14 моряков-подводников. ЧП произошло на глубоководной атомной станции АС-31. Что известно об этом аппарате — в материале “Ъ”.
АС-31 проекта 10831 разработана в КБ «Малахит» в 1980-х годах. Построена на заводе «Севмаш» (Северодвинск). Согласно официальной российской военно-морской классификации, является атомной глубоководной станцией.
Технические характеристики станции засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации, подлодка имеет длину до 79 м, ширину — 7 м, полное водоизмещение — 2 тыс. тонн. Подлодка не несет никакого вооружения, способна погружаться на глубину до 6 км и развивать скорость 30 узлов. Экипаж — 25 офицеров.
Корпус глубоководной станции собран из ряда высокопрочных титановых отсеков, имеющих сферическую форму, которые применяют на глубоководных батискафах (именно поэтому проект получил неофициальное наименование «Лошарик»). Такая конструкция (в отличие от цилиндрических прочных корпусов обычных подводных лодок) позволяет выдерживать на порядки большее давление на сжатие при погружениях на большие глубины. Главная энергетическая установка мощностью до 15 тыс. л. с. имеет один реактор и один винт.
Во время экспедиции «Арктика-2012» эта подлодка 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2,5–3 тыс. м.
Крупнейшие катастрофы подводных аппаратов в СССР и России
1 июля при пожаре на глубоководном аппарате военно-морского флота РФ погибли 14 российских моряков. По данным ведомства, причиной гибели стали продукты горения. О других случаях гибели на подводных аппаратах — в материале “Ъ”.
15–16 декабря 1952 года дизель-электрическая подводная лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля субмарина шла в назначенную точку на одном двигателе, через несколько часов неисправность была устранена, но экипаж больше не выходил на связь. Причина и место, где затонула подводная лодка, до сих пор точно неизвестны. На борту находились 52 человека, все погибли.
27 января 1961 года потерпела катастрофу дизельная подводная лодка С-80. Авария произошла в Баренцевом море. Связь с лодкой пропала через два часа после начала рейса. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижное устройство для подачи атмосферного воздуха в дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей при перископном положении подлодки). Погибли все находящиеся на борту 68 человек.
11 января 1962 года на военно-морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б-37. В результате взрыва торпедного боезапаса оторвало носовую часть лодки. Пострадала стоящая рядом лодка С-350. Всего погибли 122 человека.
8 сентября 1967 года произошел пожар на первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». Судно возвращалось с боевой службы из Средиземного моря в подводном положении. Погибли 39 членов экипажа, спаслись 65 человек.
8 марта 1968 года во время несения боевой службы недалеко от Гавайских островов затонула дизель-электрическая ракетная подводная лодка К-129, входящая в состав Тихоокеанского флота. Точная причина катастрофы не установлена. На борту лодки находились 98 человек, все погибли.
12 апреля 1970 года на борту подводной лодки К-8 произошел сильный пожар. Спасти лодку из-за сильного шторма не удалось. Часть экипажа удалось переправить на борт пришедшего на помощь судна «Касимов». Лодка затонула на глубине 4 тыс. метров. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека.
7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий. Причиной катастрофы стал возникший в двух отсеках пожар, приведший к разрушению систем цистерн главного балласта и затоплению. Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.
12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетоносный крейсер «Курск». Все 118 членов экипажа погибли. Долгое время причина катастрофы оставалась неизвестной. В итоге в июле 2002 года генпрокуратура РФ заявила, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды, повлекший за собой взрыв остальных торпед.
Вообще с момента «вентиляция разнесла дым по другим помещениям» я ничего не понял. А разве отсеки подводной лодки не автономны и гермитично перекрываются? Какая то странная «Вентиляция» я бы даже сказал деверсионная. Получается она не вытягивала дым из пораженного помещения, через фильтрацию, а наоборот -качала его по жилым помещения. Весьма странно.
Офицальная версия от МО — взрыв акумуляторов. Вполне вероятная. По масштабам поражения личного состава, с учетом что часть подводников боролась с последствиями.
Герметичны. Поэтому только один отсек погиб, а не весь экипаж.
Да и прислушиваться к мнению *икспердов* от Коммерсанта — кхм...
Сейчас этих версий будет наброшено — мама не горюй. Каждый аналитег начнет высеры создавать. Хотя уже создают, гиены...
27 января 1961 года потерпела катастрофу дизельная подводная лодка С-80. Авария произошла в Баренцевом море. Связь с лодкой пропала через два часа после начала рейса. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижное устройство для подачи атмосферного воздуха в дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей при перископном положении подлодки). Погибли все находящиеся на борту 68 человек.
Где-то читал, что, если не ошибаюсь, на этой лодке клапан закрывался в другую сторону, а матросик, который был туда незадолго переведен с другой лодки, где клапан закрывался в другую сторону, об этом не знал.
Вроде как когда поднимали погибших, у пацана пальцы были сломаны от усилия....
источник: topwar.ru
С-80 – трагедия советской подлодки
Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была семьдесят шесть метров, ширина корпуса (максимальная) – 6,6 метров. Силовая установка включала в себя: два дизеля по 2000 л.с., четыре электродвигателя (два гребных и два экономичного хода), аккумуляторные батареи. Вооружение составляли четыре торпедных аппарата, установленных в носовой части (533-мм), и пара стратегических крылатых ракет П-5. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей.
Вот иинтересно, а на таких устройствах не предусмотрена надпись " закрывать в право" или «лево» в зависимости от типа. Так то это смертельно опасно. А в случае бд не факт что экипажи постоянные и так же обучены как в мирное время.
Эх а после такого у нас еще смеются над надписями на зеркалах заднего вида «объект в зеркале находиться позади вас» — для американцев. Не тупые!
«Как пояснил источник “Ъ”, за 45 лет существования отряда гидронавтов (войсковая часть 45707) с их станциями не произошло ни одной серьезной, которая привела бы к человеческим жертвам, аварии, поэтому специалисты по исследованию глубин не имели реального опыта борьбы с пожарами.»
Это полный бред. На флоте (надводном и подводном) БЗЖ учат и непрерывно тренируют повторением регламентных операций с курсантских пелёнок и далее на протяжении всей службы. Эти занятия по учебной тревоге, как занятия строевой подготовкой у сухопутных. Это непрерывный и постоянный процесс.
Устройство ИДА-59М (после погружения) во время бодрствования вообще не снимается с плеча и постоянно присутствует как обязательный атрибут формы одежды подводника.
Если Шойгу сказал, что пожар произошёл в аккумуляторном отсеке, значит так и было. В аккумуляторном отсеке достаточно химических веществ, например масло, которое могло вступить в химическую реакцию с избытками кислорода в атмосфере лодки. В этом случае при соединении масла и кислорода происходит возгорание атмосферы в виде объемного взрыва. В такой ситуации, кто первый очухается от контузии, тот и имеет шансы на то, чтобы одеть ИДА-59М. Кто не успел, то шансов выжить в отсеке с атмосферой в виде продуктов сгорания нет. Произошло всё очень быстро и неожиданно. Тут любой асс бессилен. Такому научить и натренировать не возможно. Опыт спасения после взрыва атмосферы отсека отсутствует в мировой практике. Это что-то типа объёмного взрыва ТОС Солнцепёк.
так то отсеки наверное изолированы. объемный взрыв произошел в акумуляторном. газ стал распространяться не мгновенно.
До ЧП отсеки не изолированы. Их, изолируют по тревоге, приказу, по штатной ситуации в соответствии с регламентом. Кроме того, 100% изоляции не бывает. Отсеки соединяются кабелями и трубопроводами. В местах прохождения кабелей и трубопроводов, стоят уплотнители, который могли не выдержать избыточного давления взрыва со всеми вытекающими последствиями. Надо учесть, что подводный аппарат уникальный. Его устройство секретное. Как там всё устроено, можно только предполагать на основе общеизвестных принципах устройства подводных аппаратов.
ну я исхожу из того что аппарат глубоководный — и по этому должен обладать повышенной изоляцией.
я не знаю штатных порядков, но не держать отсеки гермитично изолированными при погружении и всплытии на 3 тыс метров — это как то не правильно. Я конечно сужу по фильмам где переборку отсеков каждый раз закрывают Но экстремальность погружения — как бы обязывает.
А я думаю 100 процентная газо изоляция возможна. Например в ДВС в цилиндр датчики заведены, те же свечи и при взрыви топливно воздушной смеси их не вырывает и газы не сопят куда попалао. Вообще в таком глубоководном аппарте система изоляции отсеков должна быть повышенной надежности. Возможно это дорого но технически ( пример ДВС) весьма выполнимо.
Тут как бы все выходит на некую преступную халатность. Или инженерно-технических слуб обслуживающих папелац или экипажа.
действительно в кислородной среде масло может привести к самовозгаранию. Но вроде каждый газосварщик знает зловещие байки про кислородный балон и промаслянную тряпку. В экипаже ПЛ такое вряд ли. т.е какой то эксплуатационно технический дефект
Я говорю как есть на самом деле. По облику, который опубликован, подводный аппарат спроектирован по традиционной схеме. Технические особенности никому кроме… не известны. Прохождение кабелей через переборки отсеков, наверняка такое как я описал. Ваше предположение о том, что там всё устроено как в ДВС несколько, культурно выражаясь, (только без обид) неожиданно:-)) Никогда не видел внутри цилидров кабели и трубопроводы.
нет не по традиционной схеме. Знаете почему он «Лошарик»? Так его прозвали подводники — потому что каждый отсек это многослойная композитная (из х\х каких слоев) сфера. Так сделано для повышения живучести на сверх больших глубинах.Заявлено до 6 тыс метров возможность погружения.
Собственно из такой заморочки я и исходил что там все должно быть продумано. Кроме того как мы видим апарат не ольшой, но оснащен ядерной энерго установкой. Т.е. атомный источник рядом с людьми, непосредственной близости — что так же требует особых принципов изоляции осеков (например при аварии на ядерной установке) а так же особой дисциплины гермитизации в рабочем сотоянии.
Компоновка проекта традиционная, а всё остальное секретно, и я об этом несколько раз специально упомянул. Об этих секретных и неизвестных никому, кроме посвященных лиц, особенностях проекта, я, в отличие от вас, рассуждать не собираюсь, так как оно мне не известно. Но знаю точно, что все отсеки соединяются кабелями и трубопроводами. От этого никуда не деться.