"За нами идет потрясающее поколение": Денис Мацуев – о молодых академических музыкантах

отметили
30
человек
в архиве

Выдающийся пианист, народный артист России рассказал порталу «Будущее России. Национальные проекты» о фонде «Новые имена», воспитавшем поколения мировых звезд

В Суздале в рамках нацпроекта «Культура» состоялся гала-концерт фестиваля Дениса Мацуева Alma mater. Традиционно мероприятие проходит в дни летней творческой школы «Новые имена», поэтому в концерте участвовали воспитанники и стипендиаты школы. Специально для портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, Мацуев рассказал о том, как фонд «Новые имена» вырастил поколения мировых звезд, откуда в регионах берутся музыкальные «бриллианты» и как нацпроект «Культура» поможет привести в концертные залы новых людей.

О «Новых именах»

«Новые имена» — это уникальная семья. Если вы видите русское имя на афише самого легендарного зала в мире, моего возраста или младше – это 100% выходец из «Новых имен», потому что то, что придумала Иветта Николаевна Воронова [создатель программы и фонда «Новые имена»], было прорывом. Это было в 1989 году, и с тех пор более 15 тысяч уникальных самородков прошли через нашу семью. Я думаю, что такого нет нигде в мире. Сейчас есть огромное количество фондов, но «Новые имена» вообще в контексте мировой культуры сыграли огромную роль. Потому что целая плеяда молодых удивительных музыкантов ворвалась в когорту самых великих музыкантов мира.

Сейчас «Новые имена» занимаются беспрецедентной деятельностью. Мы получили президентский грант на три года вперед, и охватываем более 20 регионов в год, помимо моих фестивалей. Мы приезжаем с нашими самыми знаменитыми профессорами Московской консерватории, которые дают мастер-классы, по итогам которых мы пополняем из года в год нашу семью. Мы берем в свою команду, в свою семью исполнителей и ведем их, смотрим за их развитием, чтобы они превратились в самых глубоких музыкантов.

Кого-то забирают в Москву в ЦМШ (Центральная музыкальная школа при Московской консерватории имени П. И. Чайковского – прим. ред.), кто-то едет на стажировку, кому-то покупают инструменты, дают возможность выступать на самых больших сценах, выступать с известными режиссерами и оркестрами. То есть это шанс для них быть замеченными, помочь им и, самое главное, развивать в них этот уникальный талант. Не просто сверкнуть и исчезнуть — мы ведем их на большую сцену, чтобы они стали гордостью нашей великой русской исполнительской школы.

Об Alma mater

Alma mater возник неслучайно, потому что Суздаль для каждого из нас — сосредоточение новых имен в течение лета. Сюда приезжали самые лучшие — лучшие профессора, мы здесь варились в этой уникальной среде, получали здесь мастер-классы, делали новые программы, играли программы — такая творческая подпитка в окружении фантастического вида. И я придумал эту историю — отдать дань этому уникальному месту и показать, что за нами идет потрясающее поколение, несколько поколений, которые появляются вопреки всему.

Как правило, они появляются в самых маленьких городках по всей России — из неблагополучных семей, из немузыкальных семей и так далее. Рождается такое чудо. Объяснения этому нет, откуда они берутся. Самое главное — обнаружить и не эксплуатировать их, а развивать. Это не индустрия, это не шоу-бизнес. Речь идет о выдающихся бриллиантах. Это не какая-то большая школа, чтобы все туда ходили. Мы занимаемся самыми что ни на есть бриллиантами высшей пробы.

Все это доступно, специально сделана открытая, благотворительная история, чтобы классическую музыку слышало как можно больше людей, чтобы они, услышав ее на таком открытом open-air’е, в такой гениальной картинке, потом пришли в зал на концерт классической музыки, и это на самом деле получается. У меня много таких проектов по всей стране, где публика приучила себя ходить на концерты классической музыки. Это наше достижение за последние 20 лет. Я уверен, что это одно из наших самых больших достижений. Родилось поколение — молодые лица в зале. Вы понимаете, на Западе – седые лица в зале. У нас совершенно по-другому. Половина зала — молодые лица, молодое поколение, которое приучено ходить на концерты в залы классической музыки. И на этом нельзя останавливаться.

О нацпроекте

Я думаю, что нацпроект «Культура» как раз ориентирован на это — чтобы просвещение было, чтобы как можно больше новых людей попали в концертные залы. Потому что это настоящее, неподдельное. Это будет через сто лет, это не так называемая эстрада, которая действует немножко на другую часть мозга – чтобы ребенок ходил в музыкальную школу, чтобы уроки музыки в обыкновенной школе были очень талантливыми, были доступными, чтобы были интересными, потому что все закладывается в раннем детстве. Я много раз говорил о том, что ребенок в школе должен познакомиться наравне и с цифрой, и с буквой, и с нотой.

Добавил precedent precedent 5 Июля 2019
проблема (5)
Комментарии участников:
Трушин
+2
Трушин, 5 Июля 2019 , url

Нам песня (музыка) строить и жить помогает!

 Душевные раньше были песни, мотивировали, придавали силу и энергию, может когда-нибудь снова будут со смыслом сочинять и исполнять. А то развели бузовскую попсу, чтобы мозги отмирали (((

Юлька с н2
+3
Юлька с н2, 5 Июля 2019 , url

Мацуев крутой!

Nezloi
+2
Nezloi, 6 Июля 2019 , url

Мацуев гений, обожаю его! Юлька, первый плюс от меня...:)

bee_e
+2
bee_e, 6 Июля 2019 , url
Нет. В сравнении с настоящими гениями — Рахманиновым, Гофманом, Бузони, Рихтером, Черкасским, Горовицем — Мацуев не только ни гений, но даже посредственность. К сожалению.
Nezloi
0
Nezloi, 6 Июля 2019 , url

Они композиторы, он исполнитель, как можно сравнивать?

bee_e
+1
bee_e, 6 Июля 2019 , url

Кто композитор? Рихтер и Ш. Черкасский? 

Рахманинов, для вашего сведения, один из лучших пианистов, известных по запасям, в истории. У него два основных конкурента: Бузони (мало записей) и Гофман (много записей). Послушайте, кстати, как Гофман играет 1 концерт Шопена. Никто даже близко не может с ним сравниться (записи Разманинова нет). Из более современных отмечу ученика Гофмана — Шуру Черкасского — у него, как и у его учителя ярко выраженная левая рука — вообще редкость. Особнком стоит С. Рихтер — особенно его записи фортепианных сонат Прокофьева — 7 и 8 вообще шедевр (а Прокофьева исполнять очень и очень трудно).

Nezloi
0
Nezloi, 7 Июля 2019 , url

Всё, крыть нечем! Хочется крыть..., а нечем :)))) Но Мацуева люблю...:)



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать