Быстрым платежам накручивают процент Крупные банки настаивают на увеличении своей комиссии
Ряд крупных банков добивается увеличения минимальной комиссии в системе быстрых платежей (СБП) при расчетах с юридическими лицами с предложенных ЦБ 0,4% до 1%. Более того, кредитные организации намерены вводить дополнительные комиссии для юрлиц, которые сделают стоимость платежей сопоставимой с тарифами при оплате картами — в среднем 1,85%. Прийти к консенсусу регулятору, банкам и ритейлерам пока не удалось. Впрочем, в некоторых банках готовы работать за минимальную комиссию ради увеличения клиентской базы и расширения кросс-продаж.
том, что в рабочей группе по СБП идут острые споры о размере тарифов по платежам в пользу юрлиц, рассказали “Ъ” ее участники. ЦБ выступил с предложением ограничить размер комиссий 0,4% от суммы трансакции для конечного получателя платежа (см. “Ъ” от 14 июня). Однако с таким подходом не согласны в Сбербанке, ВТБ, Альфа-банке и Райффайзенбанке, говорят собеседники “Ъ”. По словам одного из участников рабочей группы, «представители банков настаивают на том, чтобы комиссия составляла 1%, а из нее банк в дальнейшем заплатит комиссию системе». По его словам, «ЦБ вынужден учитывать их мнение», так как это крупные игроки и важно, чтобы они «обеспечивали проведение платежей в рамках СБП, а не подходили к вопросу формально».
В Сбербанке и Райффайзенбанке воздержались от комментариев. В Альфа-банке заявили, что формируют позицию «по данному вопросу с точки зрения защиты интересов своих розничных клиентов». «Банк не считает, что стимулировать развитие нового платежного сценария необходимо исключительно ценовыми методами,— указали там.— Мы активно поддерживаем концепцию универсального QR-кода, чтобы потребитель имел право самостоятельно решить, с использованием какого платежного инструмента совершать тот или иной платеж».
В пресс-службе ВТБ сообщили, что банк направил в ассоциацию «Финтех» (при которой и создана рабочая группа по СБП) предложение ввести дифференцированный тариф в зависимости от категории точки продажи. «Его максимальная ставка была предложена нами менее 1%, что существенно ниже текущих комиссий эквайринга,— отмечают в банке.— Низкий тариф будет снижать комиссионный доход банков, который сейчас направляется на программы лояльности для клиентов (кэшбэк, мили, бонусы и т. д.). При их отсутствии в сервисе c2b клиенты будут делать свой выбор в пользу других платежных инструментов». Кроме того, низкие тарифы будут заставлять банки вводить дополнительные комиссии за использование сервиса, указывают в ВТБ. По словам собеседников “Ъ” из других банков, это могут быть комиссии за предоставление информационно-технологического обслуживания, оперативное отражение информации о принятом платеже, формирование финансовой отчетности.