Ловись, рыбка: что может предложить Россия за рубежом

отметили
12
человека
Ловись, рыбка: что может предложить Россия за рубежом

Ежегодно в России отмечается профессиональный праздник День рыбака, в этом году его отмечают 14 июля. Россия остается одним из основных экспортеров не переработанной рыбы, и конкурентов на этом рынке у нашей страны практически нет. Однако для увеличения доли России на мировом рынке при одновременном росте поставок рыбы на столы россиян необходимо не просто наращивать вылов, а коренным образом менять структуру отрасли. По мнению участников рынка, перспективы есть у продуктов глубокой переработки, в том числе фарша и филе рыбы, также муки и жира, получаемых из отходов при разделке рыбной продукции.

Ориентация на экспорт

Добываемая в России рыба традиционно является экспортным товаром. По данным ФТС, поставки российской рыбы и морепродуктов на внешние рынки — одна из главных статей всего отечественного агроэкспорта в денежном выражении, она занимает в общей структуре поставок 25% и уступает по своим объемам лишь зерновым, доля которых достигает 40%.

Из 5 млн тонн водных биоресурсов, добытых в нашей стране в 2018 году, за рубеж было направлено 2,24 млн тонн рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов на общую сумму $5,17 млрд.

При этом основную долю в общем объеме рыбного экспорта в прошлом году занимала мороженая рыба, на которую приходилось 82,5% от всех поставок, при чем самым востребованным стал минтай, доля которого в экспортных продажах достигает 38,9%. Также среди зарубежных покупателей популярны российская сельдь (11,8%), лосось (9,4%) и треска (7,2%).

Главным покупателем российской рыбной продукции является крупнейший реэкспортер в мире — Китай, на который приходится более половины всех поставок из России. Китай реэкспортирует закупленную в России продукцию в США, страны ЕС, а также перерабатывает и перепродает ее обратно в Россию. Следом за Китаем по объемам закупок идут Республика Корея, покупающая четверть продукции из РФ; далее с большим отрывом идут Нидерланды, Япония и Украина.

Основными конкурентами России, на долю которой приходится примерно 5% мирового экспорта, по данным управляющего партнера консалтингового агентства Agro and Food Communications Ильи Березнюка, выступает Китай (около 12% экспорта), Норвегия (10%), а также Индия, Вьетнам, Чили и США. При этом, по данным эксперта, Россия занимает второе место в денежном выражении по экспорту мороженой рыбы (10,1%), уступая лишь Китаю. По итогам прошлого года экспорт из РФ вырос на 17%, однако пока достигнутого результата недостаточно: согласно плану к 2024 году поставки рыбы и рыбной продукции за рубеж должны достигнуть $8,5 млрд (с $5,17 млрд в 2018 году).

Эксперты отмечают, что для столь значительного рывка недостаточно будет просто увеличить объемы экспорта. «Мы не можем вывозить в два раза больше, потому что у нас уже не осталось такого количества запасов рыбы. В противном случае можно переловить и подорвать ресурс», — говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков, отмечая, что лимит по объему ежегодного вылова составляет 5,5 млн тонн.

Одним из способов увеличения объемов добычи рыбы и, как следствие, экспорта, Гудков называет наращивание вылова рыбы в Мировом океане, однако этот метод может стать слишком дорогостоящим и также не привести к желаемым результатам.

Альтернативой также может стать развитие экспортных поставок искусственно выращенной товарной рыбы, считает Березнюк. По его данным, пока этот сегмент занимает всего лишь 0,3% от общего российского вылова с объемом производства 238,6 тыс. тонн. При этом потенциал выращивания продукции аквакультуры на территории России оценивается в 1,3–1,5 млн тонн ежегодно.

Изменение структуры экспорта

По мнению исполнительного директора Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александра Фомина, еще одним последствием увеличения экспорта замороженной рыбы может стать ее дефицит и рост цены для российского потребителя. Снизить эти риски может экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью, стимулировать который надо на государственном уровне, при этом наращивая поставки рыбной продукции на внутренний рынок.

Такой же точки зрения придерживается и Гудков, который предложил экспортировать готовые комбинированные наборы, состоящие из рыбы и дополнительных ингредиентов — риса или бобовых.

Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что наращивание экспорта рыбной продукции несет за собой негативные последствия. Так, президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак полагает, что рост вывоза рыбной продукции за рубеж не создает опасности для российского рынка. «Увеличение объемов — это результат устойчивого роста запасов минтая и ответственного подхода рыбодобытчиков к сохранению и рациональному использованию запасов», — уверен он.

Существующий сейчас тренд переориентации экспорта мороженой рыбы на филе может привести к требующемуся увеличению общей стоимости экспортной продукции, полагает Буглак.

Филе в Европу, фарш – в Латинскую Америку

Как отмечают в Росрыболовстве, задача по увеличению продукции с высокой добавленной стоимостью уже решается на государственном уровне, в том числе в рамках стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Основной вклад в плане развития экспорта может внести программа «Новая тресковая индустрия». Этот сегмент рыболовства является наиболее перспективным для создания добавленной стоимости: планируется, что производители продукции из трески будут как поставлять ее на рынки стран Евросоюза, США и Латинской Америки, так и укреплять позиции на рынке Китая.

По данным Росрыболовства, Германия, Франция, Польша и другие страны ЕС полностью импортируют филе минтая из других странах. Ожидается, что в перспективе Россия сможет занять не менее 50% на этих рынках.

В Росрыболовстве отмечают, что при поставках продукции в другие страны будут учитываться их потребительские особенности. Например, в странах Евросоюза и Китае самым востребованными могут стать филе тресковых рыб и готовая порционная продукция из филе и фарша. Страны Латинской Америки предпочитают закупать филе и фарш в качестве более доступного заменителя продукции из трески. А на рынок Кореи пойдет охлажденный неразделанный минтай и сушеное филе. Перспективными направлениями также могут стать поставки филе атлантической трески и пикши в индустриальной упаковке, а также экспорт соленой трески в страны Южной Европы.

При этом столь любимая в России икра за границей признания не получила. По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, производство лососевой икры в России ориентировано в первую очередь на внутренний рынок. Так, в 2018 году 90% из 22 тыс. тонн произведенной красной икры досталось российским потребителям. «Красная икра высоко ценится на пространстве бывшего СССР, в Европе отношение к икре смешанное и спрос на нее крайне низкий, в Азии ее закупают только в свежем виде, что создает сложности с заготовками и сокращает объемы экспорта», — отмечает Зверев. Исключение может составить только икра минтая, которая пользуется большой популярностью в Японии, добавляет он. Поэтому пока развивать экспорт этой продукции не планируется.

За то проект «Морские биотехнологии» должен увеличить рост производства рыбной муки и жира, а также кормов для аквакультуры и ингредиентов для фармацевтики и БАДов. «В качестве ресурсной базы для нового направления наиболее успешно могут использоваться перспективные объекты на Дальнем Востоке – иваси и скумбрия, на юге России – хамса, тюлька, килька, а также антарктический криль», — уверены в ведомстве.

Чтобы повысить заинтересованность компаний в производстве продукции высокой степени переработки, правительство РФ разработало поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие дифференцированный подход к взиманию сборов за пользование водными биоресурсами в зависимости от глубины переработки. Рыбодобытчики, которые поставляют улов на внутренний рынок или производят продукцию высокой степени переработки, получат льготы в размере 85% от установленной ставки сбора за пользование такими объектами.

Меняя направление

Ряд крупнейших российских рыбных экспортеров уже переключились на глубокую переработку. В частности, в этом направлении движется Русская рыбопромышленная компания (РРПК), поставляющая за рубеж до 80% производимого товара.

Как сообщил официальный представитель компании, сейчас РРПК реализует программу обновления флота, в рамках которой планируется построить 11 супертраулеров, рассчитанных на переработку до 100% улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью. Ввод в эксплуатацию первого судна намечен на 2020 год. В числе прочих продуктов на новых судах можно будет производить востребованный за рубежом продукт — сурими, приготовленный из отбитой и мелко изрубленной рыбы мелкого размерного ряда. Также компания совместно с партнерами ведет строительство береговых рыбоперерабатывающих заводов в Приморье и в Мурманске.

Компания «Норебо», экспортирующая продукцию под брендами Glacialis и Ocean Spirit, также старается переориентировать рынки сбыта на поставки порционного филе.

«Но важно соблюдать разумный баланс, так как даже неразделанная мороженая рыба является отдельной категорией товара, и неразумные перекосы в структуре поставляемой продукции могут быстро привести к тому, что иностранные конкуренты захватят оставляемую нами же долю рынка, а мы потеряем за счет избыточного предложения и ограниченного спроса», — считает официальный представитель компании. По его мнению, компания должна отправлять за рубеж весь спектр продукции, начиная от мороженой неразделанной рыбы и заканчивая порционным филе или рыбным фаршем, чтобы успешно конкурировать на всех сегментах рынка.

Продвижению российской продукции на зарубежных рынках могло бы способствовать упрощение получения производителями международных экологических сертификатов. «Без нее нарастить выпуск продукции глубокой переработки крайне затруднительно – большая часть продукции, не имеющей экосертификации, просто не сможет найти рынок сбыта», — считает Буглак из Ассоциации добытчиков минтая.

Пока же производители продвигают свою продукцию на зарубежных рынках, принимая участие в крупнейших международных отраслевых выставках Seafood Expo в Брюсселе, Циндао и Бостоне. Как отмечают в Росрыболовстве, в презентационном ассортименте отечественных компаний растет доля продукции, ориентированной на розницу и сегмент HoReCa: филе и стейки в потребительской упаковке, фарш, полуфабрикаты и различная готовая продукция.

Добавил KrasivayaSvo KrasivayaSvo 15 Июля
проблема (1)
Комментарии участников:


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать