Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ по украинскому закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного»

отметили
18
человек
в архиве
Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ по украинскому закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного»

Г-н Председатель,

Признательны перуанскому председательству за созыв сегодняшнего заседания.

Начать хотели бы вот с чего. Мы абсолютно согласны с тем, что защита и продвижение языка титульной нации – это обязанность любого государства, в т.ч. и Украины. И наша речь – не против украинского, который, кстати, в России понимают, любят и уважают, а в защиту русского, искоренять который предвзятая украинская власть принялась драконовскими дремучими методами, накладывая запрет на общение на нем в большей части публичного пространства. Я даже не говорю о том, что это противоречит всем конвенциям по защите интересов национальных меньшинств и базовым правам человека. Это противоречит здравому смыслу и элементарным нормам цивилизованного поведения.

Маленький пример из интервью кандидата в депутаты Верховной Рады Украины и советника Президента страны по политвопросам Н.Потураева. В нем он предлагает переименовать русский язык в «российский», а Россию – в «Московию», а также использовать русский язык в качестве «оружия» против нашей страны.

Предваряя вопрос, который мы сегодня, несомненно, услышим: какое отношение вопрос о языке имеет к повестке Совета Безопасности? Имеет. Прямое отношение. Документ, подписанный П.Порошенко 15 мая, прямо нарушает дух и букву Комплекса мер по реализации Минских договоренностей, одобренного резолюцией СБ 2202. Поэтому все мы должны дать принципиальную и беспристрастную оценку новоявленного украинского закона. Надеюсь, что все наши коллеги сегодня смогут удержаться от соблазна вывести Киев «за скобки» заслуженной критики за этот закон и наполнить наше заседание иными сюжетами.

Напомню, что сегодня вступают в силу основные положения документа, который предусматривает жесточайшую принудительную украинизацию всех сторон жизни и постепенно вводит штрафы за неиспользование украинского языка. Русскоязычные граждане Украины будут практически лишены возможности получать образование на родном для них языке, включая школу и вузы.

Я не буду здесь повторяться и приводить конкретные примеры из текста закона – я это уже сделал 20 мая, с тех пор никаких веских оснований относиться к закону иначе ни у нас, ни у русскоязычных украинцев не появилось.

Этот сюжет – не внутреннее дело Украины. Мы категорически не согласны с такой интерпретацией. Для тех, кто действительно разбирается в новейшей украинской истории, совершенно очевидно, что вопрос языковой и культурной идентичности лежит в самом центре того трагического «разлома», который пережила эта страна после «майданного» переворота 2014 г. Ведь именно угроза запрета жителям Крыма и юго-востока Украины на употребление русского языка в качестве официального, озвученная «майданной» властью в первые дни после ее захвата, стала катализатором внутриукраинского разобщения и противостояния, приведшего страну к нынешнему непрекращающемуся кризисному состоянию и территориальному расколу. Соответственно, без урегулирования этой проблемы в духе общественного консенсуса и гармонии никакого подлинного движения вперед к сплочению украинского общества и, как следствие, к прекращению внутриукраинского братоубийственного конфликта на востоке страны быть не может.

Те, кто пытается «покрывать» любые действия «майданной власти», вслед за ней утверждают, что речь, дескать, идет о стандартных действиях, направленных на поддержку государственного языка по отношению к языкам национальных меньшинств. К таковым при этом относят и русскоязычных украинцев. Звучит, вроде бы, логично, но любой незаангажированный эксперт по Украине подтвердит, что к данной стране такая схема вряд ли применима. Русскоязычные граждане Украины не являются национальным меньшинством в классическом смысле этого слова.

Если не брать официальную «майданную» статистику, согласно которой на Украине по-русски уже якобы практически не говорят, любые другие источники и опросы показывают, что русский на Украине по-прежнему является родным или предпочтительным для общения для большинства населения страны. Согласно данным Американского социологического института Гэллопа, в конце 2000-х гг. 83% респондентов на Украине ответили, что русский является для них предпочтительным языком и крайне важным предметом для изучения их детьми в школе. Поисковик «Гугл» в 2014 г. констатировал, что более 90% поисковых запросов с территории Украины делается на русском языке. Даже самые «махровые» «майданные» пропагандисты вынуждены признать, что для не менее четверти жителей Украины русский язык является родным. Неужели из этой статистики не понятно, что ограничительные и карательные меры в отношении русского языка в этой стране чреваты как минимум ростом разобщения
и социального противостояния?

Кстати сказать, новая украинская власть, получившая в ходе последних президентских выборов поддержку 75% украинцев, с самого начала высказывала сомнения в правильности курса на насильственную украинизацию страны и формирование фактически «языковой инквизиции». Вступивший в должность Президент В.Зеленский и его команда неоднократно давали понять, что после формирования нового состава украинского Парламента намерены уделить пристальное внимание неправомочности Закона о госязыке.

В парламенте Украины – Верховной Раде – также есть масса вопросов к закону. 21 июня депутаты зарегистрировали в Конституционном суде Украины обращение относительно несоответствия Закона о госязыке Конституции страны, его нарушений прав граждан на использование родного языка и, как следствие, создания атмосферы нетерпимости в обществе. А буквально сегодня в Раде зарегистрирован законопроект предполагающий отмену закона о языке, который нарушает Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств и Европейскую хартию региональных языков.

В этих условиях от нас с вами сегодня очень многое зависит. Вы можете либо «подыграть» дискредитировавшим себя «майданным политикам» во главе с экс-президентом Порошенко и сделать вид, что Закон о госязыке следует воспринимать спокойно и без критики, либо дать четкий сигнал, что борьба за сохранение национальной и культурной идентичности не должна сводиться к попранию прав русскоязычного населения. П.Порошенко, в частности, на днях прямо заявил, что пока В.Зеленский разговаривает по-русски, стране угрожает опасность. Угрозы в его адрес в этой связи неоднократно поступали и от других деятелей Майдана националистического толка.

Внутри Украины нет консенсуса по языковому вопросу. Принятие закона о языке было сугубо политическим решением, не учитывающим мнение населения Украины, текущую обстановку в стране и особенности многонационального украинского общества.

Г-н Председатель,

С тем, чтобы не подыгрывать подобной извращенной и крайне опасной для Украины логике, предлагаем сегодня послать четкий сигнал о поддержке членов Совбеза курса на единство и сплочение украинцев вместо их разделения. Только в этом случае мы с вами не на словах, а на деле сможем доказать нашу общую приверженность Минским договоренностям, от выполнения которых Украина всячески уклоняется.

Благодарю Вас.

Добавил waplaw waplaw 16 Июля 2019
проблема (2)
Дополнения:

Ответное слово после выступления представителя Украины:

Благодарю Вас, г-н Председатель.

Я действительно хотел прокомментировать слова некоторых моих коллег, их выступления.

Начну с моего друга Кристофа. Я не знаю, кто ему пересказывал мое выступление, но по тому, как он его интерпретировал, очевидно, что пересказано оно было в корне неверно. Я могу «на бис» прочитать ему еще раз мое выступление в двустороннем порядке.

Я не удостою своего британского коллегу ответом на его многочисленные вопросы. И не из недостатка уважения к нему, а просто потому что в этих ответах он не нуждается. Он живет в собственной парадигме, и вопросы, которые он задает, – риторические. Они уже содержат ответы, которые он хочет слышать. Другие – ему не нужны. Я, кстати, предлагал уже своему британскому коллеге посетить Крым лично и посмотреть на «страдания» крымчан, включая крымских татар. Сделать собственные выводы, а не зачитывать нарратив, который заботливо присылают ему из британского Форин-офиса.

Кстати, в Крыму можно ознакомиться с системой образования на трех государственных языках: русском, украинском и крымско-татарском. Им так был сегодня озабочен наш американский коллега, который умудрился не сказать ни слова по теме сегодняшнего заседания и хоть как-то прокомментировать слова Верховного комиссара по национальным меньшинствам, который сказал много интересного в своем выступлении.

Мы догадывались, что ряд членов Совета сделают все, чтобы избежать обсуждения темы сегодняшнего заседания. Они сегодня говорили о чем угодно, но только не о том, что мы предложили обсудить. И для нас это, в общем-то, не сюрприз.

Мы давно пытаемся довести до вас, что та картина, которую вы рисуете в своем сознании и которую услужливо вам подсказывают киевские власти, – о свободолюбивой демократической Украине, ведущей неравную борьбу с кровожадным агрессором, – не имеет ничего общего с реальностью. Вы не слышите, что ситуация на Украине далека от ваших представлений о ней. А вернее, того мифа, который вы для себя создали. Вы не хотите понимать, что ваша снисходительность к Киеву порождает ощущение безнаказанности и вседозволенности. Вы не хотите слышать, что происходит на Украине, какая степень ненависти и разобщения культивируется там в обществе и по отношению к России. Я вам приведу три коротких примера.

Украинский телеканал «NewsOne», анонсировавший проведение телемоста с российскими коллегами из «России-1» с участием простых граждан, не политиков, с обеих сторон, подвергся беспрецедентной травле со стороны националистов при попустительстве властей. В итоге вчера появилась информация о том, что генеральный продюсер канала был допрошен СБУ (Службой безопасности Украины) в рамках, цитирую: «уголовного дела по статье о покушении на совершение государственной измены». И это – за попытку организовать телемост!

Здание украинского телеканала «112 Украина» подверглось минометному обстрелу в центре Киева за планы показа документального фильма «Нерассказанная история Украины» известного американского режиcсера Оливера Стоуна. Данный обстрел осудил Национальный союз журналистов Украины, заявивший о ведущейся на Украине «войне против журналистов и СМИ». А бывший глава Правого сектора, депутат уходящего состава Верховной рады Дмитрий Ярош посоветовал работникам телеканала увольняться, а всем «озабоченным нарушениями прав человека и свободы слова – заткнуть рты».

Уже год сидит за решеткой глава «РИА Новости Украина» журналист Кирилл Вышинский по обвинению в госизмене за репортажи, которые он вел.

Я могу вам перечислять это бесконечно, но вы все не хотите этого слушать. По крайней мере многие из вас.

Сожалеем, что некоторые не смогли устоять от соблазна использовать сегодняшнее мероприятие для того, чтобы поспекулировать на крайне чувствительной теме катастрофы малазийского боинга МН17 в небе над Украиной в июле 2014 г.

В канун пятой годовщины этой трагедии мы вновь выражаем наши самые искренние соболезнования семьям погибших. Мы убеждены, что каждая семья заслуживает знать правду о том, что действительно произошло в тот злополучный день. Именно поэтому мы с самого начала призывали к тщательному и беспристрастному международному расследованию в соответствии с резолюцией 2166 и неоднократно подчеркивали нашу готовность подключиться и оказать необходимое содействие.

К сожалению, не можем назвать беспристрастными действия Совместной следственной группы в составе Австралии, Бельгии, Нидерландов, Малайзии и самой Украины. Вопросы к работе этой Группы появились сразу же, после того как 4 из 5 государств подписали 7 августа 2014 г. конфиденциальное соглашение, позволяющее фильтровать любую информацию. Малайзия же долгое время была вообще лишена возможности полноценно участвовать в проводимом расследовании. Я не знаю, слышали ли вы о том, что премьр-министр Малайзии Махатхир Мохамад на встрече с журналистами 30 мая поставил под сомнение результаты работы Группы. И мы согласны с его мнением о том, что есть впечатление, будто бы цель расследования заключается не в выяснении обстоятельств случившегося, а в том, чтобы повесить всю вину на Россию.

Я, кстати, удивлен сегодняшним выступлением своего друга Кристофа, который ссылался на международное право и продемонстрировал удивительный правовой нигилизм, призывая Россию выплатить компенсации жертвам, когда еще не было даже никакого суда, а есть только подозреваемые. Никто еще не назначен виновным.

Я хочу напомнить, что в октябре 2016 года мы передавали первичные необработанные радиолокационные данные и до сих пор являемся единственными, кто это сделал. Кстати, я хочу спросить своего американского коллегу, который сегодня тоже говорил про МН17: где спутниковые снимки с американских спутников с места крушения, о которых так долго говорили и которые Соединенные Штаты отказались предоставить? Представители Совместной следственной группы в ходе последней пресс-конференции 19 июня так и не смогли ответить на вопрос, почему российские данные не были учтены, а данные других стран даже не были предоставлены. Равно как и не смогли ответить на вопрос, почему был проигнорирован факт принадлежности ракеты якобы сбившей боинг вооруженным силам Украины, установленный российской стороной после демонстрации самой же следственной группы фрагментов деталей этой ракеты? Для нас политизированность группы совершенно очевидна.

Я не буду долго говорить по поводу инцидента в Керченском проливе. Скажу только, что не знаю, знаете ли вы об этом, Россия предлагала освободить этих моряков и вернуть их на Украину при условии их согласия участвовать в уголовном процессе, который будет происходить в России. Эта идея вызвала немедленное отторжение у украинской стороны в лице ее министра иностранных дел, что, кстати, потом было поставлено под сомнение и под вопросом президентом В.Зеленским. Я на эту тему не буду говорить. Я вам зачитаю только одну цитату, о том, как вернувшийся на Украину за день до инаугурации президента бывший замглавы президентской администрации Андрей Портнов подал иск в государственное бюро расследований в отношении действий бывшего президента П.Порошенко в связи с упомянутым инцидентом. Цитирую: «Вышеуказанные события стали следствием спланированных и противоправных действий лица, которое на тот момент занимало должность президента Украины и было верховным главнокомандующим вооруженных сил Украины. Так П.Порошенко, действуя умышленно в составе организованной группы лиц, владея всей полнотой информации о напряженной ситуации в Керченском проливе и сознавая высокую вероятность агрессивных действий Вооруженных сил Российской Федерации, полностью понимая риски своих действий в виде угрозы жизни, здоровью и свободе украинских военнослужащих, повреждения военной техники и оружия, приказал или согласовал приказ совершить переход корабельной группы ВМС вооруженных сил Украины из Черного моря в Азовское море через Керченский пролив, который находился под полным контролем значительно и очевидно превосходящих сил Военно-морского флота Российской Федерации,» – конец цитаты.

Завершая, г-н Председатель, хочу кое-что сказать своему украинскому коллеге, использовавшему известную тактику подмены понятий, которой украинская сторона пользуется уже длительное время. У меня такое впечатление, что он отсутствовал на заседании по юбилею Минских соглашений, когда в ответ на вопрос о присутствии российских войск на Донбассе, ему отвечали не мы, а Представители ОБСЕ. Мы прекрасно помним, что они по этому поводу сказали. Но тем не менее украинская сторона упорно пользуется термином “Russian militians”. Они могут быть, конечно, русскими, потому что на Украине много русских людей, но это все представители Донбасса, а не России. Он, кстати, забыл рассказать, сколько мирных жителей Донбасса, Луганска и Донецка погибло от обстрелов доблестных и рыцарских вооруженных сил Украины. Мирных жителей – я подчеркиваю.

Я еще раз хочу отметить, чтобы вы поняли, – это не Донбасс пришел на Киев, это Киев пришел на Донбасс. Я не буду сейчас продолжать рассказывать о том, как украинская сторона саботирует Минские соглашения. Уважаемый постпред Украины предложил шаги, которые необходимо предпринять, чтобы положить начало урегулированию конфликта, но обращался он при этом к российской стороне, опять подменяя понятия. Потому что мы говорили, говорим и будем продолжать говорить, что пока украинская сторона не начнет прямой диалог с представителями Донецка и Луганска, а не с Россией, ничего в этом конфликте не сдвинется. Я уже много раз говорил в этом зале, почему мы, когда обсуждаем другие конфликты, которые, к сожалению, захлестнули мир – сирийский, йеменский, ливийский, любой другой – мы призываем стороны сесть за стол переговоров стороны конфликта. И не выдумываем, что внешние игроки должны подменить собой стороны конфликта. Только на Украине многие из вас упорно пытаются нас заставить подменить понятия и заставить Россию говорить с Украиной, а не тех людей на Донбассе, в Лугансе и Донецке, которые являются прямыми участиками этого противостояния.

И наконец, последнее. Украинский постпред сказал, что мы указываем Украине, на каком языке ей говорить. Да это не мы указываем, на каком языке говорить Украине, это ваш закон говорит, на каком языке говорить вашим гражданам можно, а на каком языке вашим гражданам говорить нельзя.

Благодарю за внимание.

Добавил waplaw waplaw 17 Июля 2019
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать