Небо над куполом: парашютные системы НИИ парашютостроения

отметили
18
человек
в архиве

Сегодня в России и за ее пределами существует немного предприятий, которые способны выполнять полный цикл работ с парашютными системами. Одним из них является Научно-исследовательский институт парашютостроения холдинга «Технодинамика». Московский НИИ занимается всем, что связано с парашютами: от исследования, разработки и испытаний до производства, модификации и утилизации. В день рождения Воздушно-десантных войск мы решили рассказать о продукции предприятия, которая многие годы обеспечивает мягкое и безопасное приземление людей и грузов.

История безопасного спуска с большой высоты с использованием законов сопротивления воздуха, а проще говоря – парашютизма, началась более 500 лет назад. Однако ранцевый парашют в его современном виде был изобретен нашим соотечественником Глебом Котельниковым только в 1911 году. Днем рождения воздушно-десантных войск считается 2 августа 1930 года, когда на учениях под Воронежем для выполнения тактической задачи была выброшена группа из 12 парашютистов.

источник: rostec.ru

В 1946 году для разработки парашютно-десантной техники и снаряжения создается Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники, позже переименованный в НИИ парашютостроения. За время своего существования институт разработал более 5000 видов и внедрил в серийное производство более 1000 образцов парашютной техники. Сегодня НИИ производит весь спектр изделий парашютной техники. Кроме так называемых людских, или десантных, парашютов выпускаются космические, подводные, шахтные, спасательные, тормозные, грузовые и другие парашютные системы, а также парашюты для авиационного вооружения.

Десантные парашюты

НИИ парашютостроения принимал участие в создании всех парашютных систем, которые применяются сегодня или применялись ранее в Вооруженных силах РФ. С помощью парашютов, разработанных в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. В гражданских парашютах применяются технологии, аналогичные военным.

На данный момент основными десантными системами НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. Перспективная система Д-14 «Шелест», предназначенная для включения в комплект экипировки солдата будущего «Ратник», проходит испытания и готовится к запуску в серию. Парашюты Д-14 будут еще более безопасными и благодаря оптимизации позволят десантнику брать с собой больше полезного груза. Уникальный безранцевый парашют «Штурм», созданный для бойцов ВДВ, позволяет десантироваться со сверхнизких высот в 80 метров. Кроме того, система «Штурм» дает десантнику возможность освободиться от парашюта практически моментально, что повышает его боевой потенциал в момент приземления.

Для обучения десантированию применяются разработанные в НИИ учебно-тренировочные системы Д-1-5У и «Школьник» с возможностью принудительного раскрытия купола.

Грузовые парашютные системы

Парашюты могут использоваться не только для приземления людей, но и для доставки грузов, в том числе и крупной военной техники. Многокупольные системы НИИ парашютостроения позволяют десантировать боевую технику и грузы массой до 20 тонн. НИИ изготавливает многокупольные грузовые системы М-1400, М-350, управляемую грузовую планирующую парашютную систему УГППС-250, грузовые парашюты ОКС-4 серии 4.

Для извлечения тяжелых грузов из самолетов методом срыва с последующим введением в действие основных парашютов применяются вытяжные парашютные системы ВПС-8, ВПС-14 серии 2. При низковысотном десантировании грузов полетной массой до 50 кг используется парашютно-грузовая тара ПГНТ-50. Она может выбрасываться и подбираться ручным способом без применения специальной техники. Также НИИ производит ее модификации на 150, 250 и 600 кг.

Специально для безопасности парашютиста и возможности взять с собой больше груза изготавливаются и применяются грузовые контейнеры ГК-30-У. Такой контейнер может вмещать в себя радиостанцию, боеприпасы, медикаменты или другое имущество. За 150-200 метров от земли он отстегивается от десантника и первым достигает земли, что позволяет уменьшить скорость снижения парашютиста.

Спасательные парашютные системы

Основная задача спасательного парашюта – безопасно опустить на землю пилота самолета или вертолета при катапультировании в аварийной ситуации. В НИИ парашютостроения изготавливаются спасательные системы для всех типов самолетов, используемых в России. Такие системы являются частью катапультных кресел различного типа и эффективны в применении над сушей и над водой.

Конструкторы НИИ парашютостроения продолжают совершенствовать различные парашютные системы и создавать совершенно новые модели. К примеру, в 2018 году холдинг «Технодинамика» впервые продемонстрировал уникальную разработку для эвакуации людей из высотных зданий – индивидуальную парашютную систему специального назначения «Шанс». В отличие от обычных парашютов, «Шанс» позволяет десантировать человека со сверхмалых высот. Минимальная безопасная высота, подтвержденная испытаниями на данный момент − 45 метров. Ведутся работы по ее снижению до 30 метров. При этом парашют раскрывается на нужной высоте самостоятельно, и его использование не требует специальной подготовки.

Тормозные парашютные системы

В НИИ парашютостроения созданы тормозные системы для всех типов российских самолетов. Эти парашюты служат для сокращения пробега самолета после посадки, а также для разгрузки тормозной системы колес путем искусственного увеличения лобового сопротивления. Системы, разработанные в институте, могут применяться в диапазоне посадочных скоростей от 180 до 400 км/ч и в 1,5-2 раза сокращают длину послепосадочного пробега.

Космические парашютные системы

Такие системы созданы для снижения скорости и спасения космических аппаратов при приземлении. Именно разработка НИИ парашютостроения обеспечила безопасную посадку спускаемого аппарата с первым человеком, побывавшим в космосе. Коллектив института участвовал в создании систем спасения всех космических аппаратов, разработанных в рамках национальных программ освоения космоса. Парашюты НИИ помогали спустить пилотируемые аппараты «Восток», «Восход», «Союз»; беспилотные аппараты серий «Космос», «Луна», «Марс», «Венера»; аппарат «Буран» и другие средства покорения космоса.

Сотрудники института привлекались к работе и над зарубежными проектами. Так, парашюты НИИ были использованы в европейской ракете-носителе «Ариан-5» для спасения разгонных блоков массой 40 тонн и в исследовательском аппарате «Эксперт».

Другие виды парашютных систем

Кроме привычных многим типов парашютов, специалисты НИИ парашютостроения создают и довольно экзотические. Например, подводный парашют. Он является частью системы спасения подводников в аварийной ситуации. Такой парашют помогает экипажу подводной лодки предотвратить кессонную болезнь при подъеме с большой глубины. При выходе человека из подводной лодки свободным всплытием на глубине от 140 до 220 м парашют выстреливается и тормозит подъем подводника. Эти парашюты серийно выпускаются только в России.

Другим необычным видом парашютных систем является шахтный парашют. При взрыве газа на шахте он защищает горняков от взрывной волны и переносимых ей предметов, эффективно снижая давление и улавливая лесоматериал, инструменты, куски угля и других пород.

Парашюты также применяются как средство управления авиационными бомбами. Парашют замедляет падение, что позволяет сбрасывать снаряд с небольших высот, при этом самолет успевает покинуть зону поражения. Кроме того, некоторые бомбы требуют определенного угла вхождения в цель, что также обеспечивается действием специального парашюта.

Добавил precedent precedent [БАН] 3 Августа 2019
проблема (3)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать