Суд вынес приговор по делу о хищении у ОАО «РЖД» 2,5 тыс. рельсов и шпал

отметили
25
человек
в архиве
Суд вынес приговор по делу о хищении у ОАО «РЖД» 2,5 тыс. рельсов и шпал
Канавинский районный суд Нижнего Новгорода в конце августа вынес обвинительный приговор членам преступного сообщества за расхищение имущества ОАО «РЖД». Учитывая, что каждое подобное преступление ставит под угрозу безопасность людей, влечёт за собой финансовые потери и вредит корпоративному имиджу, компания активно содействует их раскрытию и привлечению виновных к ответственности.
Дело рассматривалось в отношении двух подсудимых – организатора преступного сообщества, руководителя коммерческой структуры Дмитрия Червяткина и его активного участника Юрия Абалуева, занимавшего должность первого заместителя начальника Горьковской дирекции по ремонту пути. Потерпевшим в деле проходило ОАО «РЖД», гособвинение поддерживал представитель Приволжской транспортной прокуратуры.

Суд установил, что преступное сообщество было создано в период с октября 2013 по март 2014 года. За два года членами организации, в состав которой входили коммерсанты и должностные лица ОАО «РЖД», было похищено около 2,5 тыс. новых и бывших в употреблении рельсов и шпал, находящихся на балансе путевых машинных станций (ПМС) Горьковской дирекции по ремонту пути.

В основе преступной схемы хищений – махинации с неучтёнными излишками материалов верхнего строения пути, которые создавались в ПМС. В частности, злоумышленники документально подтасовывали значения линейной массы рельсов, изымаемых из пути при ремонтных работах.
«Когда с участков пути снимаются изношенные рельсы, то они учитываются в погонных метрах, а когда приходуются в ПМС, то погонные метры переводятся в тонны. Чем больше износ рельса, тем меньше его вес, установленный нормативами ОАО «РЖД», – рассказывает заместитель начальника следственного управления УТ МВД России по ПФО – начальник следственной части Виталий Пустынников. – Что делали злоумышленники? Вне зависимости от изношенности рельсов, а выбирали они именно пригодные для дальнейшего использования, переводили их в четвёртую группу годности, то есть сразу в металлолом. Для лома весовой норматив самый низкий. На деле же рельсы весили гораздо больше. Соответственно, на утилизацию отправлялось столько, сколько требовалось по тоннажу, и ещё рельсы оставались. Таким образом, на территории ПМС создавались неучтённые излишки».

Подобная схема действовала в ПМС-108 (Казань). Для сокрытия неучтённых излишков от проверяющих руководство предприятия заключило договор с казанской фирмой «Агора» на хранение на территории ПМС материалов верхнего строения пути, якобы принадлежащих «Агоре». Они хранились там до тех пор, пока не находился покупатель.

В ПМС-109 (Ижевск), чтобы скрыть излишки, использовался другой подход. Выбиралась путевая машинная станция, куда по документам якобы в производственных целях списывались похищенные материалы верхнего строения пути. Поскольку фактически их перемещения не происходило, в подразделении-«жертве» образовывалась недостача. И тогда в правоохранительные органы поступало заявление о том, что на территории этой ПМС неустановленным лицом при неустановленных обстоятельствах совершено хищение. То есть кражи не было – «всё уже украдено до вас», но вы ищите… По таким заявлениям возбуждались уголовные дела, которые потом закрывались из-за отсутствия виновных.

По подложным бухгалтерским документам от имени коммерческих фирм злоумышленники перепродавали похищенное, легализовав имущество на сумму свыше 7 млн руб. Рельсы и шпалы, украденные с территорий ПМС на ГЖД, следователи нашли потом на оборонных заводах в Нижнем Новгороде и Дзержинске, в Прибалтике, Казахстане и даже на Октябрьской дороге. Покупатели не были осведомлены о преступном происхождении предметов сделки.

Все средства от реализации материалов стекались на счета фирм, подконтрольных нижегородскому коммерсанту Червяткину, которому позже инкриминировали создание преступного сообщества и руководство им. Свои криминальные дела он проворачивал при участии первого заместителя начальника Горьковской дирекции по ремонту пути Абалуева, который курировал вопросы снабжения. «Используя своё служебное положение, Абалуев отдавал распоряжения по переброске материальных ценностей из одних ПМС в другие и принятию на баланс материалов без их физического перемещения, чтобы скрыть недостачи», – рассказывает Виталий Пустынников.

Так, в августе 2014 года Абалуев даёт команду руководителю ПМС-230 в Глазове перекинуть три вагона железобетонных шпал АРС в ПМС-108. Шпалы были сгружены, но не оприходованы, а потом проданы в Ленинградскую область. В октябре того же года с завода-изготовителя в ПМС-108 приходят шпалы АРС, которые поставили на баланс предприятия, но в том же месяце вывезли с его территории на продажу. Образовавшаяся недостача покрыта уже упомянутым способом – по команде Абалуева в ряде ПМС оформляются требования-накладные о принятии на баланс шпал без физической их передачи из одного подразделения в другое.

Лица, подозреваемые в хищениях, были выявлены сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УТ МВД России по ПФО совместно с коллегами из УФСБ России по Нижегородской области. Их деятельность была пресечена в конце января 2016 года, когда оперативники задержали три машины со шпалами, которые были вывезены с территории ПМС-109 и выгружены на оборонном заводе в Нижнем Новгороде. Тогда же были задержаны первые фигуранты дела – директор нижегородской фирмы РТС, через которую проходила сделка, и заведующий базой ПМС-109.

В активную фазу следствие вошло в феврале 2017 года. «Мы уже знали, кто конкретно причастен к хищениям. Ряд подозреваемых пожелали сотрудничать со следствием и стали давать признательные показания. Это помогло нам установить тот хорошо завуалированный механизм создания неучтённых излишков, которые затем похищались», – говорит Виталий Пустынников.

На этом этапе отдельные части мозаики и стали складываться в единое целое. Следователи пришли к выводу, что все подозреваемые действовали не просто по сговору, а в составе преступного сообщества, состоявшего из трёх подгрупп разной дислокации, которые активно взаимодействовали между собой.
«Создание преступного сообщества и участие в нём является особо тяжким преступлением, за которое в УК РФ предусмотрено максимальное наказание до 20 лет лишения свободы, – говорит прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью Приволжской транспортной прокуратуры Александр Прядин. – Тяжесть наказания в данном случае определяется особой ролью лиц в совершённом деянии и общественной опасностью преступления. Похищались хорошие рельсы и шпалы, которые должны были укладываться в процессе ремонта пути. Это влияло на безопасность движения, хотя прямой связи в ходе расследования и не было установлено».

Суд признал Червяткина виновным в создании преступного сообщества и руководстве им (ч. 1 ст. 210 УК РФ), растрате, совершённой организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), легализации имущества в особо крупном размере, приобретённого в результате совершения преступления (ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). Абалуев осуждён за участие в преступном сообществе, совершённое лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ), и растрату, совершённую организованной группой в особо крупном размере с использованием лицом своего служебного положения (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Фигурантов приговорили к 18 и 16 годам лишения свободы соответственно с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
«Подсудимые не признали вину. Но благодаря аргументированной позиции обвинения, основанной на объективной оценке собранных по делу доказательств, суд согласился с квалификацией их действий и с предложенным наказанием», – сообщили в Приволжской транспортной прокуратуре.

Защита фигурантов подала апелляцию в вышестоящую инстанцию.

С пятью членами преступного сообщества – директором фирмы РТС, начальниками и завбазами ПМС-108 и ПМС-109 – были заключены досудебные соглашения, материалы дела выделены в отдельные производства. Следствие по ним завершено, материалы переданы в суд. Восьмой участник сообщества, а именно руководитель казанской фирмы «Агора», находится в международном розыске.

По данным Главного управления на транспорте МВД России, по итогам 6 месяцев 2019 года число преступлений против собственности на железнодорожном транспорте снизилось на 46,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сообщили «Гудку» в Департаменте безопасности (ЦБЗ) ОАО «РЖД», подобные факты не остаются без внимания, поскольку влекут за собой имиджевые риски и финансовые потери для компании, потенциально влияют на безопасность движения. «По каждому факту проводятся служебные расследования, выясняются причины, способствовавшие совершению преступлений, разрабатываются профилактические мероприятия, совершенствуется система управления рисками. Наша задача – своевременно и объективно рассматривать внесённые органами прокуратуры представления об устранении нарушений законодательства и требования органов предварительного расследования. Для повышения эффективности этой работы в структуре департамента недавно создано Управление по взаимодействию с правоохранительными органами», – сообщил представитель ЦБЗ.

Елена Александрова
Добавил ramstor ramstor 11 Сентября 2019
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать